Пурим. Темы и рассказы для обсуждения в старших классах

Уроки выживания
Вступление

Раввин Й.-Д. Соловейчик

"Мегилат Эстер" (Книга Эстер) настаивает на том,"чтобы эти дни были памятны и празднуемы во всех поколениях, из рода в род, в каждой области и в каждом городе; и чтобы дни эти не отменялись у евреев, и память о них не исчезла у детей их"

(Эстер 9: 28).

Видимо, для любого поколения евреев важно извлечь какие-то очень существенные уроки из "Мегилы", книги, отражающей изначальную уязвимость евреев.

Весь этот рассказ о событиях в Персии полон абсурдного и неожиданного, кажущихся совпадений и причудливых поворотов событий:

-  Вдруг Мордехаю удается каким-то образом избежать виселицы, и он удостаивается высокого поста премьер-министра.
-  За одну ночь обреченный на гибель народ оказывается ликующим победителем всех своих врагов.

Впрочем, даже во время связанных с этим празднеств мы ощущаем, что маятник может качнуться в обратную сторону. Разве перед этим Аман не пользовался полным доверием царя? Это не помешало царю неожиданно казнить его. Зачем напрасно убеждать себя в том, что Мордехай на посту премьер-министра окажется в большей безопасности, чем Аман? Разве не бывало так, что евреи были уверены в своей безопасности, а затем, вдруг, без малейшего предупреждения, оказывались на грани уничтожения? А что будет, если Эстер по какому-нибудь необъяснимому и непредсказуемому поводу неожиданно лишится своего влияния на царя, как это произошло с Вашти, ее предшественницей? Кто может быть уверен в том, что подобные внезапные перестановки людей и колебания настроений не повторятся?

Вот почему мы говорим, что "Мегила" иллюстрирует ту неустойчивость и неопределенность, которая властвует над судьбой евреев. Египетский галут (изгнание) преподал еврею урок этической восприимчивости, а персидский галут, по всей видимости, был задуман как назидание на тему о выживании народа как такового. И если первый оставил отпечаток на характере евреев, то последний касался сохранения и увековечения физического единства народа.

Вплоть до разрушения Первого Храма в 586 г. до н. э. по общепринятому летосчислению еврейское бытие питалось, в основном, уроками пребывания в Египте. Для эпохи Второго Храма понадобился новый, отсутствовавший до того времени жизненный опыт, дающий вдохновение перед лицом опасностей, которые угрожают существованию народа.

Из персидского галута мы можем извлечь четыре важных урока:
Во-первых, наша вера в человека не должна закрывать нам глаза на существование в нем демонического начала; на вопрос: "Может ли это произойти здесь?" мы обязаны отвечать трезво, а не наивно.

Во-вторых, любой переворот, любое значительное историческое движение или событие могут таить в себе зловещие последствия для евреев.

В-третьих, общая судьба объединяет между собой всех евреев. И последнее: всякий раз, когда еврейскому народу грозит полное уничтожение, за него вступается Б-г.

Урок №1

Урок №2

Урок №3

Урок №4

Урок №5

Материал разработала Алена Писная - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.