Евреи более уязвимы, чем кто-либо другой. Второй урок
Чудовища в образе человеческом являются врагами и угрозой всему человечеству; тем не менее, получается так, что они специализируются в ненависти к евреям. Они могут быть сторонниками той или иной конкретной идеологии, как левой, так и правой, относить себя к безрелигиозным агностикам или к реакционным клерикалам; тем не менее, все они странным образом проявляют особенный интерес к еврею и получают особенное удовольствие, пытая его. Эта ненависть к евреям возникает в любой части экономического или политического спектра. Практически нельзя объяснить, почему главным стержнем национальных амбиций Гитлера должны были стать евреи. Ничто в его политике экспансионистского национализма не требовало уничтожения восточно-европейского еврейства. Точно также, коммунизм, как экономическая и политическая идеология, мог бы нормально функционировать и без специальных мер подавления, направленных против евреев. Но евреи всегда оказываются вовлеченными в самую гущу событий, причем тех событии, которые не имеют к ним никакого отношения. Временами, когда великие империи вступают между собой в единоборство, евреи бывают вынуждены связать свою судьбу с наименее неприемлемой из них, и тем самым оказываются невольными участниками событий. Да, евреи Персии были разбужены весьма грубо, когда они узнали, что делом жизни нового премьер-министра является их уничтожение. Он даже был готов подкупить царя, лишь бы заручиться его поддержкой. Персидский еврей неожиданно для себя обнаружил, что он является объектом концентрированной ненависти. Не существует людей, испытывающих яростной ненависти, например, к Соединенным Штатам или к Франции, несмотря на то, что отдельные элементы их политики могут подвергаться резкому открытому осуждению. Но в случае евреев само их существование вызывает раздражение Амалека, и его ненависть может в любой момент выплеснуться мощным потоком, трансформируясь в массовые убийства. Почему это так? Никто не может ответить на этот вопрос: такова ситуация, в которой евреи находятся с самых первых дней их истории. Наши Мудрецы полагают, что это каким-то образом связано с уникальностью религиозного предназначения, данного этому народу на горе Синай (Шаббат 896).
Персидский галут учит евреев, что сам факт существования Мордехая пробуждает в Амане зверя. Аман выразил свою безудержную ненависть следующими словами:
"Но всего этого (возвеличивания) не довольно для меня, пока я вижу Мордехая-еврея, сидящего у ворот царя" (Эстер 5: 13).
Поэтому евреи должны всегда помнить о своей уязвимости: о том, что осатаневшие, независимо от своих основных интересов и целей, всегда будут стремиться тем или иным образом включить евреев в зону своей разрушительной деятельности. Было бы опасным заблуждением полагать, что "если сидеть тихо, нас не заметят".