У всех евреев - общая судьба. Третий урок

Эта ненависть к евреям направлена на всю группу целиком. Она не ограничивается религиозными евреями или евреями с четко выраженным национальным самосознанием, которые выделяются своей отделенностью от окружающих. Ненависть Амана достаточно всеобъемлюща, чтобы охватить собой и еврея с мезузой на дверном косяке, и еврея, жилище которого лишено какой бы то ни было еврейской символики. Выделяющееся одеяние и необычная внешность хасида никак не делали его более вероятной жертвой нацистов по сравнению с европеизированным евреем, который внешне ничем не отличался от неевреев. Злобность тирана выплескивается как на ассимилированного еврея, так и на еврея-националиста. На пиру у Ахашвероша присутствовали тысячи ассимилированных евреев. Вне всякого сомнения, они считали себя в полной безопасности. Тем не менее, когда был оглашен указ, приговор оказался одним для всех, ни один из них не должен был избежать общей участи.

Официальное наделение Амана полномочиями произошло в тот момент, когда "снял царь перстень свой с руки своей и отдал его Аману... гонителю евреев"  (там же, 3: 10).

Талмуд с горечью говорит: "Передача кольца больше сплотила евреев в религиозном раскаянии, чем сорок восемь пророков и семь пророчиц, которым всем вместе не удалось вернуть Израиль к добру"  (Мегила 14а).

Во времена Первого Храма евреи были разделены на два царства: Иудею и Израиль, которые иногда даже воевали друг с другом. Теперь настал момент, когда Г-сподь требовал объединения народа. Кто же их объединил? - Аман! Евреям всех групп и классов стало ясно, что у них у всех общая и неизбежная судьба. Ненависть Амана изливалась на весь народ, а не на каких-то конкретных его представителей. Он не имел намерения щадить кого бы то ни было; для него ни один еврей не заслуживал специального и благосклонного рассмотрения. Он сказал:
"Есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами во всех областях царства твоего"  (3: 8).

Это один народ, вопреки тому, что евреи принадлежат к самым разным слоям общества, что внешне они отличаются друг от друга, потому что живут они в разных частях света. Именно Аман объединяет их в одно целое, связывает их в еврейский народ.

К эпохе Второго Храма   Б-гу  был нужен единый народ, и единство это стало результатом персидского опыта. Мордехай говорит Эстер (которая поначалу, казалось, с некоторым сомнением отнеслась к идее своего вмешательства): "Не думай, что ты спасешься , в доме царском из всех евреев"  (4: 13), сообщи им, что над всеми евреями нависла общая угроза и что никакая группа не может позволить себе роскоши иллюзорной безопасности.

Для того чтобы евреям выжить, им необходимо действовать единодушно и решительно