Урок "Суккот"

Суккот

Цели урока:

1. Объяснить, что символизирует сукка.
2. Построить сукку или ее модель.
3. Показать детям лулав и этрог и научить произносить соответствующие благословения.

Необходимые материалы
модель сукки, заранее подготовленная учителем в качестве наглядного пособия (для этого может быть использована какая-нибудь коробка: модель может быть небольшого размера и помещаться на учительском столе);
веточки, подобные тем, которые используются для покрытия крыши сукки (схах);
материалы для поделок, используемых для украшения сукки или ее модели;
лулав и этрог;
карточки с текстом благословений.

Этапы урока

1. Рассмотрите вместе с детьми картинки на странице, посвященной Суккот

Попросите детей описать то, что они видят. На доске напишите названия предметов, которые они называют: например, корзинка с фруктами и сладостями; сукка, лулав, этрог и так далее.

Перед тем как читать диалог, познакомьте детей с названиями праздника. Обратите их внимание на два из них: Суккот и Хаг   а-асиф .

Объясните, что название Хаг  а-асиф  связано со временем сбора урожая. Сообщите детям, что на этом уроке речь пойдет, в основном, о названии Хаг  а-Суккот .

2. Прочитайте диалог Милы и Лени (дополнение 1)

Спросите у детей, строили ли они когда-нибудь сукку; попросите их рассказать, какие чувства и ассоциации возникают у них в сукке. Расскажите о жизни наших предков в пустыне после Исхода из Египта.

3. Продемонстрируйте детям модель сукки

Попросите детей описать ее: какая у нее крыша, сколько стен, как она строится?

Дальнейший ход урока зависит от того, готовы ли дети к обсуждению темы: как жили наши предки в пустыне. Если готовы, то учителю не избежать сложных вопросов. Например, может возникнуть вопрос, как и из чего построить шалаш в пустыне? Если возникнет такой вопрос, то учитель может отметить, что это хороший вопрос, потому что по этому поводу есть разные точки зрения. Одни считают, что евреи действительно жили в шалашах, другие - что под Суккот в данном случае подразумевается просто защита Всевышнего, который сопровождал евреев в пустыне в виде облака. В Торе (Ваикра 23:43) сказано: "Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из земли египетской". Наши мудрецы по-разному комментируют эти слова. Раби Акива, например, считал, что Суккот - это настоящие шалаши (т. е. что евреи во время странствий в пустыне жили в шалашах). Раби Элиэзер полагал, что речь идет не о настоящих шалашах,  а  о том, что евреи находились под защитой Всевышнего, окутавшего их облаками. Спор этих мудрецов описан в Талмуде. Важно, чтобы дети поняли, что в течение многих столетий наши мудрецы обсуждали слова Торы, стремясь понять их как можно точнее. Ученики должны усвоить, что время, о котором идет речь, было началом истории нашего народа, и то, что Всевышний сопровождал и хранил нас в тяжелых испытаниях, придавало нам силу и уверенность в будущем.

Если вы чувствуете, что ваши ученики не готовы к восприятию этих довольно сложных понятий, просто расскажите им о трудностях жизни в пустыне и еще раз напомните им, что каждый год, когда приходит праздник Суккот, мы возвращаемся к началу нашей истории и, стремясь как можно лучше понять жизнь наших предков, строим сукку и живем в ней в течение семи дней.

4. Начните строить модель сукки

Если в школе или синагоге построена общественная сукка, то пусть ученики приготовят украшения для нее. Поскольку Суккот является также праздником уборки урожая, то в качестве украшений используются растения, которыми благословенна Земля Израиля, - гранаты и финики, колосья пшеницы и овса, виноградные гроздья, ветви или плоды оливкового дерева, инжир. Могут быть использованы рисунки с изображением этих плодов; кроме того, часто используются объемные изображения, вырезанные из бумаги или картона, Принято также украшать сукку рисунками, изображающими библейских персонажей - ушпизин -, символами колен Израилевых; красиво оформленными благословениями, которые принято произносить в праздник Суккот,  а  также различными яркими поделками из цветной бумаги или фольги.

5. Изготовив украшения, можно еще раз рассмотреть с детьми страницу учебника с рисунками и спросить их, что эти рисунки символизируют

После этого покажите детям четыре вида растений (или их рисунки), которые мы благословляем в Суккот (лулав, этрог, адас, арава). Научите детей правильно их держать и произносить соответствующие благословения.

6. Расскажите детям о каждом из четырех видов растений, об их символическом значении и о том, почему мы соединяем их вместе во время молитвы

Согласно мидрашу, эти четыре вида растений, соединенные вместе, символизируют целостность еврейского народа. Каждое из них символизирует определенный человеческий тип. Этрог (великолепный плод цитрусового дерева), имеющий изысканный вкус и запах, является символом евреев, которые не только владеют глубокими познаниями в Торе, но и делают людям много добра. Лулав (пальмовая ветвь) дает вкусные плоды, но не имеет запаха: это символ евреев, которые учат Тору и обладают многими знаниями, но не делают добрых дел. Адас (мирт) прекрасно пахнет, но не имеет вкуса: он символизирует евреев, которые делают много добрых дел, но не учат Тору. Арава (ива) не имеет ни запаха, ни вкуса и символизирует евреев, которые не учат Тору и не делают добрых дел.

Благословляя четыре вида растений, соединенные вместе, мы благословляем всех евреев, весь наш народ как единое целое, потому что каждый из нас, независимо от личных качеств, - часть этого целого.