Ударим по вирусу Седером в каждом еврейском доме!

Песах – праздник свободы. Традиции и нравы | Aviv

Дорогие друзья, уважаемые коллеги!

Мы с вами, неожиданно для себя и помимо всякого желания, стали свидетелями и участниками уникального исторического события – пасхального (пред- и пост-) карантина.

Никогда еще в еврейской истории не было подобного случая!

На протяжении всего своего долгого и грандиозного исторического пути наш народ неоднократно сталкивался с многочисленными бедствиями, ужасами, бедами и лишениями.

Наши предки голодали, подвергались унижениям и угрозе физического уничтожения, находились в заключении и прятались от своих мучителей в лесах и горах.

Порой Песах проходил у них в голоде и в отсутствии элементарных вещей, необходимых для проведения Седера.

Но они всегда могли быть рядом со своими братьями-евреями, ближними и дальними.

Они находили, порой ценой немыслимых усилий, возможность быть во время Праздника Исхода вместе со своими соплеменниками. 

Они, несмотря ни на какие лишения и опасности, были вместе, были рядом со своими собратьями!

Сегодня мы сыты, мы живем в комфортных условиях, мы – к счастью – не должны скрывать свою принадлежность к еврейскому народу.

Но, вместе с тем, мы стоим лицом к лицу перед огромным вызовом: 

мы физически разделены карантином, 

мы, имея возможность устроить самый кошерный, изобильный и красивый пасхальный стол, не имеем физической возможности собраться всеми нашими общинами и организациями вместе за Седером, 

мы в этом году не сможем вместе, всей общиной,  спеть традиционные песни, вместе прочитать Агаду и подарить самым младшим участникам Седера подарки в качестве выкупа за афикоман.

Эта физическая невозможность быть в Праздник Исхода вместе со своими общинами, сидеть за Седером всем  вместе, слушать в синагоге чтение Песни Песен, участвовать в общественной молитве и т.д. – это очень большое испытание для всех нас, для всех еврейских общин мира, находящихся в особых условиях пандемии.

Это испытание физической разделенностью может нас очень ослабить духовно – или очень укрепить нашу связь со своим народом, сделать нас сплоченнее и ближе друг к другу! 

Выбор за нами!

 

Ударим по вирусу Седером в каждом еврейском доме!

Поможем и подскажем, как организовать самый простой и короткий Седер (но, при этом - вполне кашерный и достойный)  каждой еврейской семье, не имеющей собственного предыдущего опыта проведения Седера дома.

Особенно сложно будет в этот раз тем еврейским семьям, которые никогда не присутствовали на настоящем Седере, недостаточно знакомы с исторей Исхода (или вообще не знают об этом ничего) и плохо понимают, каким образом можно самостоятельно отпраздновать Песах у себя дома.

Это также верно и  в отношении тех евреев (или еврейских семей), которые в текущем году впервые привели своих детей в еврейские общинные программы, школы и детские сады,  или сами только-только влились в еврейские общины своих городов.

Чтобы поддержать этих людей и дать им чувство причастности к Празднику и к нашему народу, нам с вами необходимо предложить таким людям и семьям способы и пути проведения Песаха, доступные и понятные этим людям на их нынешнем уровне знаний о еврействе, его истории, религии, обычаях и Традиции.

Мы, Центр еврейского образования Украины, решили тоже внести свою лепту в эту работу и поделиться с вами, уважаемые коллеги, своими мыслями и идеями по этому поводу.

Ниже – предлагаемый нами мини-бикини-микро-Седер для «чайников», т.е. для тех начинающих, кто никогда не проводил Седер у себя дома и не уверен, что справится с этим мероприятием без детальных подсказок. 

Собственный опыт проведения семейных и детских Седеров дает нам понимание того, что самые благие намерения и планы в отношении Седера могут закончиться неуспехом или даже фиаско, если они реализуются без учета культурных и возрастных особенностей аудитории, специфики помещения, в котором будет проводится Седер, финансовых и  технических возможностей организаторов Седера. 

Учесть все это и не испугаться предстоящих сложностей – вот вызов, который стоит перед теми, кто отважится проводить домашний Седер своими силами.

 

Принципы и подходы к проведению подобного домашнего Седера:

  • Хронометраж исключительно важен! Переборщить с продолжительностью мероприятия, видеть скучающие лица участников, услышать пожелание сократить рассказ и приступить уже наконец-то к трапезе – вот такой результат рискуют получить те, кто игнорирует этот принцип! Седер для начинающих (включая детей) не должен превышать 25-30 минут.  Такой подход не даст его участникам затосковать, позволит ведущему держать внимание аудитории во все время проведения Седера, и при этом – донести до всех участников главныее идеи и содержание Агады. В данном случае предпочтительне сделать Седер чуть короче, чем хотелось бы, чтобы оставить приятное «послевкусие» и вызвать «аппетит» не только к еде, стоящей на столе, но и к дальнейшей еврейской учебе.

  • Следует учесть, что Седер проводится в позднее вечернее время, когда внимание людей уже не такое острое, как утром или днем. Поэтому исключительно важно в процессе рассказа об истории Исхода активизировать не только слух участников, но и зрение,  обоняние, вкусовые ощущения. Нужно постараться не только рассказать, но и показать присутствующим символы праздника, картинки с изображением истории Исхода, возможно (при наличии) – рисунки и фотографии египетских древностей: пирамид, дворцов, статуй богов, стелл  и фресок с изображением сцен из жизни египтян, изображения саркофагов и мумий фараонов и жрецов. Также важно подчеркнуть вкус традиционных пасхальных блюд (горькой зелени, сухой мацы, острого хрена, овощей и харосета) и обратить вниманиие присутствующих на их внешний вид.

  • Постараться дать как можно меньше абстрактного матерала, а больше опираться на личный опыт и эмоции участников Седера. Долгому чтению текстов о мучениях наших предков в Египте стоит предпочесть обсуждение того, что такое рабство в современном мире. Особенно важно, чтобы дети, присутствующие на Седере, понимали, что такое рабство и свобода, и чем труд раба отличается от тяжелого и изнурительного труда свободного человека.

  • Очень важно опираться на интеллектуальный и культурный багаж участников Седера. Например, если кто-то из пристутствующих на Седере владеет достаточной информацией о достижениях современной подводной археологии – дайте этому человеку возможность кратко рассказать о находках на дне Красного моря в месте предполагаемого Перехода евреев через этот водоем. То-же самое -  относительно любой информации, которой владеют участники, в области истории Древнего Мира, государственного устройства держав Древнего Востока, археологии, агрономии, ирригации, искусства и культуры и т.д. Все это поможет сделать рассказ об истории Исхода живым и увлекательным!

  • Очень важно проявлять гибкость и внимание к состоянию и настроению присутствующих! Если участникам Седера (особенно детям) трудно выслушать весь текст, который был загодя подготовлен к прочтению – смело перенесите часть рассказа на время трапезы (шульхан орех). Вкус и вид традиционных блюд намного облегчит усвоение информации!

  • Самый короткий Седер все-же достаточно утомителен для новичков! Именно поэтому стоит позаботиться о том, чтобы все участники сидели удобно и ненапряженно. Семейный Седер – это мероприятие, рассчитанное на небольшое кол-во людей, поэтому всегда есть возможность создать для участников условия максимального комфорта. Найдите у себя дома 5-7 подушечек-думок, несколько пледов или валиков для спины, «сидушек» для деревянных стульев и т.д. – и радости присутствующих не будет предела! Заодно – и проиллюстрируете один из вопросов этой ночи: «Почему в эту ночь, в отличие от других ночей, мы сидим,  исключительно откинувшись – развалясь?».

  • Важно создать атмосферу настоящего домашнего праздника (каким всегда и был Песах)! Для этого не требуется огромный список блюд, да и аппетит участников поздним вечером будет вполне удовлетворен скромным и коротким меню. Смысл Седера – не в изобильной трапезе, а в рассказе об Исходе. Однако важно, чтобы все традиционные символы праздника присутствовали на столе, пусть даже и в минимальном кол-ве! А красивая скатерть, свечи и праздничная одежда участников помогут сделать этот Седер радостным и желанным!

  • Важно помнить и ясно осознавать, что Праздник Исхода начинается не с началом Седера, а значительно раньше! Уборка дома, удаление всех квасных продуктов из еврейского владения (квартиры, машины, офиса, магазина, кафе и т.д.), «продажа квасного» (которую легко осуществить через интернет), увлекательная процедура «поисков остатков квасного» и торжественное их уничтожение – вот те действия, которые создают атмосферу ожидания праздника и соответственным образом настраивают людей, в этом участвующих. 

  • В условиях изоляции и карантина возникает естественный вопрос о том, как сформировать традиционное меню и собрать продуктовую корзину, необходимую для проведения праздника. Ниже – подсказки, что и чем можно заменить.

 

Продукты, необходимые для проведения Седера:

  1. Маца. Ее заменить нечем! Конечно, в условиях мирного времени принято в течение всех дней Песаха употреблять мацу, испеченную в текущем еврейском году, в период, предшествующий т празднику. Но этот год- исключение, и доставка мацы во многие нселенные пункты может быть усложнена. В этом случае вам нужно проверить неповрежденность фабричной упаковки мацы, оставшейся с прошлого года. Конечно, это – вариант форс-мажора, но мы вынуждены действовать по обстятельствам!

  2. Марор, т.е. горькая зелень. Представление о том,что в этой роли может выступать только лист салата-ромен, неверно! Мишна, Устный Закон, объясняет, что Марором может быть целый перечень зеленых листовых овощей. Если вам негде купить зеленый листовой или кочанный салат – смело используйте в качестве марора укроп, петрушку, кинзу, рукколу, зеленый лук, зеленый чеснок, черемшу и т.д. Главное – тщательно проверить каждый листик на наличие мелких насекомых. Делаем эту проверку перед праздником!

  3. Кашерное вино или кашерный виноградный сок. Если их нет в доме и негде купить – не беда! В качестве кашерного напитка вполне сгодится свежевыжатый в домашних условиях сок из свежего винограда. Если нет винограда – тоже не катастрофа! Для традиционных  4 бокалов виноградного напитка (которые положено выпить в пасхальную ночь) вполне сгодится компот из изюма и сахара, сваренный до наступления Седера. 

  4. Карпас, овощная закуска, с которой начинается трапеза. Это наше еврейское карпаччо может быть кусочками любого корнеплода: моркови, картофеля, свеклы, батата, петрушки, пастернака, репы, редиса, редьки любого сорта и т.д.

  5. Харосет, фруктовый салат, напоминающий видом материал для саманных кирпичей, которые лепили наши предки на стройках египетского коммунизма. Ашкеназы традиционно делают его из печенных/свежих яблок, орехов/изюма, корицы, вина, сахара/меда. Евреи Востока заменяют яблоки финиками.Если у вас нет каких-то ингредиентов – замените их на подобные. Нет корицы – применяйте любые специи, которые вам приятны. Нет орехов или изюма – делайте салат с любыми сухофруктами. Главное – это «глинистый» вид и приятный фруктовый вкус.

  6. Хазерет (острая приправа к пасхальному сендвичу-корэху).  Принято употреблять в качестве хазэрэт натерый корень хрена. Если вдруг его нет в доме и негде купить – используйте любой натертый овощ с острым горьким вкусом, например, можно сделать такую приправу из натертого чеснока или имбиря в небольшом кол-ве, а также перетереть в пасту зеленый лук или черемшу.

  7. Мясо (говядина или курятина)– традиционное блюдо пасхального стола. Если негде взять кашерное мясо или птицу – их заменить нечем. Но не стоит отчаиваться,, т.к: мясо не входит в перечень обязательных для Седера блюд. Оно – лишь часть праздничного меню, без которой вполне можно обойтись! Приготовьте большое блюдо вкусной рыбы кашерных сортов (т.е. имеющей чешую и плавники) – и ваш праздничный стол  будет прекрасен!

  8. Яйцо – лучше покупать для этой цели белые яйца. Они реже бывают некашерными (т.е. содержащими кровянистые пятна на желтке). После варки вкрутую яйца следует разрезать напополам, чтобы убедиться в их кашерности.

  9. Традиционный пасхальный поднос, на который выкладывают символы Седера в небольших кол-вах. Если у вас нет такого подноса – не грустите! В качестве такого предмета может выступать любая большая и красивая тарелка или небольших размеров блюдо.

  10. Традиционная пасхальная тканевая салфекта – «наволочка» с 3 кармашками для мацы. В этом качестве может быть использована любая красивая и чистая ткань или  большие красочные бумажные салфетки для декупажа.

  11. Специальный  пасхальный столовый сервиз, используемый исключительно для еды в неделю Песаха. Не успели приобрести из-за закрытия магазинов на карантин? – Можно просто воспользоваться одноразовой посудой – это нисколько не снизит торжественность момента!

  12. Мацовая мука для приготовления различных блюд – ее можно легко приготовить самим. Найдите в кладовке или на антресоли  загрустившую от бесполезного лежания старую бабушкину мясорубку. Разберите ее и хорошенько прокипятите все части, соприкасающиеся с продуктами. Соберите ее вновь и перекрутите в ней 2-3 раза мацу. Если вам нужна маца очень мелкого помола – купите маленькое сито и просейте перекрученную мацу.

 

Примерный список блюд для Седера, которы легко приготовить в эпоху тотального карантина:

    • Любые салаты из свежих овощей, заправленные оливковым маслом холодного отжима,

    • Любые фруктовые салаты, заправленные лимонным/апельсиновым/ананасовым соком,

    • Просто свежие фрукты (любые),

    • Орехи,

    • Натуральные соки.

    • Рыба, поджаренная в мацовой муке,

    • Фаршированная рыба или рыбные котлеты, в фарш которых добавили мацовую муку в качестве загустителя.

    • Рыба по-маррокански, т.е. протушенная с овощами и зеленью.

    • Картофельное пюре без молока или картофель-фри, поджареный на оливковом или ореховом масле,

    • Стушенные овощи или овощное рагу.

    • Если в доме есть кашерное мясо или птица – можно стушить их с овощами и зеленью или поджарить в виде отбивных в ореховом кляре или обвалянных в мацовой муке.

    • Если есть кашерная курятина – сварить куриный бульон с яйцом, морковью и зеленью.

    • Если в доме есть новая, еще не использованная духовка или мини- печка – можно испечь на десерт печенье из кокосовой или миндальной муки (рецептами полон интернет) или бисквит на картофельном крахмале. Хорошим десертом также может быть печенье-меренга с добавлением орехов.

 

Порядок проведения мини-бикини-Седера для начинающих:

Несколько общих подсказок:

  • Не стоит опасаться, что Седер может получиться недостаточно правильным! Мы все когда-то начинали осваивать Седер -  и сегодня продолжаем учиться проводить его в соответствии с Традицией. Лучше в чем-то ошибиться, чем вообще отказаться от этой идеи!

  • Следует смириться с тем, что домашний Седер без опытного ведущего не будет полнометражным. Главное – это живое обсуждение и раскрытие основных идей, лежащих в основе праздника.

  • Безусловно, проведение Седера должно осуществиться на родном языке (или языке, понятном всем присутствующим). Седер – это не магическое «действо» на непонятном языке, а освежение коллективной памяти о важнейшем событии нашей народной истории!

  • Предлагаемый нами план проведения Седера – не догма! Если у вас есть собственные идеи, как его организовать в конкретных обстоятельствах и для конкретных людей – действуйте!

  • Пасхальную Агаду для подготовки и проведения Седера можно найти в любой общине и в любой синагоге. Конечно, лучше, чтобы у каждого присутствующего на Седере была своя книга Агады. Если же такой возможности нет – тогда достаточно иметь один экземпляр для ведущего. Агада шель Песах (Пасхальное Сказание) есть также и в интернете: его несложно распечатать перед праздником и зараннее подчеркнуть те  части текста, которые планируется прочитать.

  • Еще раз настойчиво рекомендуем вам подумать о продолжительности Седера и проверить его хронометраж, прочитав выделенные вами части текста Агады еще до праздника, добавив 50% времени на дополнительные процедуры (омовение рук ведущего, омовение рук участников Седера, вопросы, реплики и т.д.). Если получилось более получаса – смело проводите акцию сокращения! Если в процессе проведения самого Седера вдруг обнаружится, что времени на него ушло меньше, чем было запланировано (что маловероятно) – всегда можно расширить Седер, обсудив прочитанное!

  • Если вы менее квалифицированы в один частях Седера (например, в том, как праздновали Песах во времена Иерусалимского Храма), но знаете гораздо больше о других моментах, упомянутых в Агаде – смело ужимайте до простого прочтения «сложные» отрывки, и дополняйте своим рассказом те, в которых вы чувствуете себя увереннее!

     

Главные моменты Седера, помогающие раскрыть его смысл:

  1. Кадеш (он-же – Кидуш), включающий 3 благословения. Смысл – благодарность за физический выход из рабства. Это – 1й бокал.

  2. Рассказ об Исходе: тут стоит руководствоваться формулой, которую провозгласил раббан Гамлиэль: «Тот, кто не рассказал о 3 вещах: пасхальной жертве, маце и мароре – тот не выполнил обязанность рассказать об Исходе»

    • Урхац (3 минуты) – омовение рук ведущим Седера.

    • Карпас (3 минуты)- свободные люди съедают по кусочку закуски перед едой, обмакивая ее в соленую воду.

    • Яхац (2 минуты)– располовинивание мацы. Большая часть назовется «афикоман», ее «спрячут», а в конце Седера – съедят . Если детям удается «украсть» этот кусок – они обменивают его на подарки.

    • Магид  (15 -20 минут)– рассказ об Исходе. Читайте, рассказывайте, пойте, спорьте – руководствуясь формулой раббана Гамлиэля (см. выше). Прочитайте 4 традиционных вопроса – ответы на них и будут рассказом о Выходе из Египта.  Тут важно не забыть упомянуть: горечь рабства (марор), хлеб бедности и свободы (мацу), 10 казней (наказаний) для Египта, вспомнить о том, как Творец лично вывел нас из дома рабства и оказал нам огромное множество благ. Также важно донести центральную идею Агады  - «В каждом поколении обязан каждый еврей видеть себя лично выходящим из Египта».

    • 2й бокал  (2 минуты)– благословение за духовное освобождение.

  3. Рахца (5 минут) – омовение рук всеми участниками.

  4. Моци (1 минута) – благословение на мацу в качестве хлеба.

  5. Маца (4 минуты) – благословение на мацу как таковую  Вот здесь, наконец, уже едят мацу! Тут можно акцентировать внимание участников на «скудости» хлеба свободы. Пока участники Седера съедают целую пластинку мацы, тот, кто знает особенности изготовления того хлеба, может кратко об этом рассказать.

  6. Марор (2 минуты) – благословение на заповедь о мароре. Окунают горькую зелень в харосет и съедают.

  7. Корех (1 минута) – делают сендвич из мацы и хазерета, и съедают его

  8. Шульхан Орех – долгожданная трапеза (но это – еще не конец Седера!!!!).

  9. Цафун – «выкуп» украденного афикомана и съедание его в качестве финальной точки трапезы (но не Седера!!!)

  10. Барех – благословение после еды. В конце благословения – 3й бокал

 hалель – песни благодарности и 4й бокал. Пожелание «В следующем году- в отстроенном Иерусалиме!»