Песнь Песней - музыка мироздания (Рабби Носсон Шерман)

Песнь: ее сущность

Рабби Иоси сказал: "Когда строительство Святого Храма было завершено, и небесные и земные сферы, наконец, объединились в одно целое, тогда вдохновение пришло к царю Шломо, и он создал Песнь Песней. Священный Храм был повторением небесного Святого Храма. С самого дня Сотворения мира не было веселья большего на земле перед лицом Всевышнего, да святится Его Имя, чем в тот день, когда был построен Святой Храм на Земле" (Зоhар).

Можно понять, почему завершение строительства Храма вдохновило Шломо на создание песни. Действительно, кто не запоет, когда глазам его предстает творение человеческих рук, ставшее обителью Б-га? Однако Зоhар считает причиной создания песни не только счастливое завершение многих лет мечтаний, планов, подготовки и самого строительства. "Сферы небесные и земные были, наконец, объединены в одно целое", - говорит Зоhар. Так что одно строительство Храма, как ни великолепен он был, не вдохновило бы Шломо на создание Песни Песней, о которой рабби Акива, назвав ее священнейшей из священных, сказал: "Мир не достоин дня, в который была создана Песнь Песней". Само по себе здание Храма было не более, чем прекрасным образцом восточного великолепия и пышности. Шломо был не единственный властитель, построивший роскошный храм, но он был единственным, кто возвел Храм, достойный Б-жественного Присутствия. И он был единственным, кто создал Песнь Песней, полную Б-жественного духа и страстной любви к Б-гу. Песнь Песней превзошла все песни Священного Писания как по своей святости, так и по той радости, которую принесла Б-гу.

Строительство Храма было завершено ровно в тот день, в который была создана Песнь Песней. Тем не менее рабби Акива приписывает величие того дня не построению Храма, а именно Песне!

Зоhар говорит о Песни Песней как о наивысшем выражении "цельности", никогда не существовавшей доныне, той цельности, которая может принести наивысшую радость Г-споду. Тора говорит, что Песнь так же отличается от простой поэзии, как сияние солнца от мерцания свечи. Таргум при этом отмечает: лишь десять песней было создано во славу Г-спода. То есть, из всех видений пророков, псалмов Давида, множества не записанных нигде славословий Г-споду, созданных миллионами вдохновенных евреев, - только десять песней имеют величественное название "Песнь". И лишь Песнь Песней Шломо возвышается над всеми.

Десять песней было создано в этом мире.

Первая песня была пропета Адамом, когда был прощен его грех и Шабат пришла защитить его. Он отверз свои уста и сказал: "Псалом. Песнь Шабата".

Вторая песнь была создана Моше и детьми Израиля, когда Властитель вселенной разделил воды морские. "Тогда Моше и дети Израиля сложили песнь" (Шмот).

Третья песня была создана детьми Израиля, когда им был дан колодец в пустыне, как сказано: "Тогда Израиль запел" (Дварим).

Четвертую песнь сложил перед смертью Моше: "Внимай, небо..." (Ваикра).

Пятую песнь сложил Иошуа, когда по его просьбе остановилось солнце.

Шестая песнь была сложена Деворой и Бараком, когда Б-г поверг Сисеру.

Седьмая песня была сложена Ханой, когда Б-г дал ей сына.

Восьмую песнь сложил Давид в благодарность за чудеса.

Девятую - Шломо, это и есть Песнь Песней.

Десятая будет сложена детьми Изгнания, когда они вернутся из рассеяния, вернее, она уже сложена, но еще не дана евреям.

Осталось только разобрать, что такое "Песнь"? Что такое "цельность"? В чем уникальное величие Песни Песней?

Песнь Песней - музыка мироздания (продолжение)