Кто исполняет песнь?
Кто поет славу Создателю? Даже величайшие из людей делают это нечасто. Но песнь во славу Г-спода звучит постоянно:
"Небеса поют славу Г-споду, и небесный свод рассказывает о делах Его рук" (Теhилим, 19:2)
В псалме говорится, что все сущее поет славу Г-споду. В небольшой, понятной лишь посвященным, но прекрасной книге "Глава Песни" мудрецы дают еще более глубокое объяснение. Все части и частицы мироздания - от могучего солнца до ничтожного муравья, от веселой певчей птицы до квакающей лягушки - поют свою особую песнь во славу Г-спода, песнь, составленную из одного или нескольких стихов Священного Писания. Звезды говорят, что Б-г создал небесные светила. Земля говорит, что вся она принадлежит Б-гу . Птица пустыни благословляет тех, кто на ее примере постигает, что Б-г заботится о пропитании всего сущего. Даже домашняя скотина говорит, что подобно тому, как она смотрит на своего хозяина, так человек должен смотреть на Б-га . Муравей говорит, что он учит ленивого, сколь многого можно достичь, если употребить в дело таланты, данные Г-сподом.
Это лишь некоторые примеры славословия Г-споду, приведенные в книге "Глава Песни". О чем они говорят? Они говорят, что песня благодарности Г-споду звучит тогда, когда каждая частица мироздания выполняет свое предназначение. Симфонический оркестр, состоящий из сотни музыкантов, каждый из которых точно играет предназначенную ему часть симфонии, создает песню, льющуюся одним, нерасчлененным, красивым потоком. Однако, если нет гармонии, если голоса инструментов не образуют одно гармоническое целое, если каждый музыкант импровизирует как хочет, не думая об общем результате, то результатом будет не музыка, а шум - оглушительный и ужасающий. Так же и в мироздании: каждый участник мировой симфонии имеет свою роль - большую или малую, могущественную или слабую. Каждое существо создано Б-гом и каждому дано место во вселенной в соответствии с Б-жественной целью. Б-г просит лишь одного: чтобы каждый выполнял данную ему задачу - и не более того.
Предназначение человека
Однако смысл, заключенный в каждой песне нашего мира, не раскрывается сам по себе, пока его не воспримет человек. Цель творения - человек: его добродетели эту цель облагораживают, его грехи ее оскверняют. Когда он осознает, для чего созданы и солнце в небе, и муравей на земле, и все то, что находится между небом и землей, тогда мироздание становится для него симфонией, созданной Б-гом для его слуха. Когда же человек, видя все, ничего не постигает, когда, наблюдая в телескоп звезды, находящиеся в нескольких тысячах световых лет от нас, он способен воспринимать лишь мертвые статистические данные о солнечных системах или, например, привести соображения относительно существования жизни на далеких планетах, когда он не может сказать: "Небеса говорят нам о величии Б-га ", - тогда для этого человека, лишенного слуха, симфония мироздания звучит впустую. Он слышит звуки, но не музыку, какофонию скрежетов, ресков, шипений, но не общую гармонию.
Все, созданное Б-гом , несет свою задачу, но песнь эта не всегда слышна. Рамбам говорит:
"Каков путь человека к Б-жественной любви, к благоговению перед Ним?" Стоит человеку задуматься о великих, чудесных делах и свершениях Его, чтобы постичь с их помощью Его несравненную, бесконечную мудрость, как сразу же у него возникает любовь к Б-гу , при которой он превозносит и восхваляет Его и чувствует страстное желание узнать Его Великое Имя. Как сказал Давид: "Душа моя жаждет постичь Б-га , Б-га живого". В тот момент, когда человек задумывается обо всем этом, он понимает, что является лишь крошечным, слабым, неразумным существом, которое стоит со всей своей пустяковой мудростью перед Тем, Чья мудрость совершенна. Как сказал Давид: "Когда я смотрю на небеса, на дело Твоих рук, то спрашиваю: "Что есть человек, чтобы Тебе думать о нем?"
Действительно, цель творения заключается в том, чтобы человек продвигался в постижении смысла всего, что его окружает. Цель эта видна во всем, но лишь один человек должен ее обнаружить и назвать.
Когда завершились Шесть Дней Творения, Г-сподь сказал: "Закончено создание неба и земли" (Берешит, 2:1). Мидраш толкует слово "закончено", "завершено" из более глубинных смыслов еврейского корня: "они (небо и земля) стали орудиями". Материальная часть мироздания - небо, земля и все, что находится в них, - стали орудиями, с помощью которых человек обязан достичь высот, предназначенных ему Б-гом . Предназначенных ему и никому другому. Главное в мироздании - борьба между добром и злом в человеке, его борьба за совершенствование духа, против соблазна бездуховного существования, борьба между душой и телом, в которой душа стремится подчинить себе тело, а тело душу. Когда победа одерживается душой, чувства человека становятся возвышенными, он "слышит" музыку неба, земли и всего сущего, потому что в них узнает он руку Творца и понимает, что все зависит от Его воли, а не от слепых законов неразумной природы.
Если человек продвигается по этому трудному пути, он становится как бы свидетелем Творения. Эта роль - быть свидетелем Творения - святая обязанность каждого еврея. "Вы свидетели Моих дел", - говорит Г-сподь (Ишайя, 43:10). Поэтому самыми великими в еврейской истории были те моменты, когда народ сознавал, что силы природы не слепы, что только Один Б-г возобновляет каждодневно процесс творения. Вселенная, созданная Б-гом в один момент, постоянно создается Им вновь, она продолжает существовать по Его велению и никогда не выходит из-под Его власти.