От рабства к свободе (темы для обсуждений в старших классах)
У многих народов существуют чудесные сказки и великолепные героические легенды, описывающие зарождение народа.
Еврейский народ, напротив, подчеркивает, что возник в доме рабства. С давних пор мы ежегодно отмечаем праздник Песах и пытаемся пережить заново боль, страдания, унижения, выпавшие на долю рабов. Мы учимся любить и ценить свободу и быть благодарными за освобождение.
Почему ежегодно мы отмечаем свое происхождение от рабов? Какие силы и ценности заложены в памяти о рабстве, и как они могут повлиять на формирование нашего национального образа и на наши отношения с другими народами?
Тора часто повторяет один из важнейших уроков, который нам необходимо усвоить из опыта рабства: перенесенные страдания должны научить нас ценить нашу свободу. Мы должны поэтому стоять на страже свободы других народов, живущих среди нас и находящихся под нашей властью: "И возлюбите пришельца, ибо сами были вы пришельцами в земле Египетской" (Дварим 10:19). Из многочисленных предостережений Торы об уважении к пришельцам рабби Натан делает вывод: "Любезны пришельцы, ведь Он повсюду о них предостерегает". (Мехильта дерабби Ишмаэль, раздел Незикин, Мишпатим, глава 18)
Часто поверхностное наблюдение за образом жизни человека может ввести нас в заблуждение. Мы можем представить себе человека, живущего в бедности и тяжело работающего, и тем не менее его жизнь будет соответствовать определению внутренней свободы в большей мере, чем жизнь иного человека, живущего в богатстве и роскоши.
Рабство и свобода
Глубокие размышления о значении понятий "свобода" и "рабство" раскрывают их неоднозначность: рабство не исчерпывается подчинением власти тирана, и с другой стороны. свобода - не только освобождение от тирании.
В представленных материалах мы, при помощи первоисточников, рассмотрим понятия "рабство" и "свобода". Мы постараемся выяснить, что означало рабство для сынов Израиля.
Является ли рабство только внешним подчинением, либо оно имеет и глубокие духовные и социальные аспекты? Как может народ рабов освободиться от рабского сознания и начать ощущать себя хозяином своей жизни и своего будущего?
Из рабства народ Израиля вышел к свободе. Понятие свободы содержит в себе ряд сложных аспектов. Исход из рабства - это только первый этап на пути к новому миру, в котором также существуют обязательства и ограничения. Сыны Израиля вышли из египетского рабства, но сразу же приняли на себя "бремя Торы и заповедей". Переход от египетского рабства к дарованию Торы ставит новые вопросы: каков смысл "свободы", каковы отношения между свободой и системой законов и обязательств, а также в чем различие между покорностью людям и материальным благам и покорностью Богу.
Не менее уместно обсудить понятия "рабства" и "свободы" применительно к сегодняшним реалиям. Все еще мы являемся свидетелями порабощения и эксплуатации нуждающихся взрослых и детей в разных концах мира. Многие государства по-прежнему отрицают самые основные права своих граждан. Но и в более простых и привычных рамках нашей жизни ежедневно возникают дилеммы, связанные с вопросами рабства и свободы.
Является ли подчинение общественному нажиму, поведение согласно принятым нормам, покорность моде и правилам этикета признаками рабства? С другой стороны, является ли свободным человеком тот, кто дает волю своим инстинктам и желаниям и не считается с общественными нормами и давлением? И возможна ли вообще полная свобода от внешнего нажима и принуждения? Всегда ли мы умеем отличать наши желания от оказанного на нас давления? Когда мы заинтересованы действовать согласно принятым нормам, а когда - хотим с ними бороться? Какова цена и какова выгода от каждого принятого нами решения?
Источники, которые мы рассмотрим в данном разделе, не дают ответа на все эти вопросы. Часть из них лишь подчеркивает существование вопросов. Одна из главных идей праздника Песах состоит в постановке вопросов (четыре вопроса), несмотря на то, что на вопросы нет однозначных ответов.
Возможность задавать вопросы - это одно из наших основных прав, и Песах - "праздник свободы нашей" - приглашает нас подумать о значении свободы и рабства.
РАБАМИ МЫ БЫЛИ
"ЛУЧШЕ НАМ СЛУЖИТЬ ЕГИПТЯНАМ!"
"РАБ ГОСПОДА - ЛИШЬ ОН СВОБОДЕН"?
ОТНЫНЕ СВОБОДНЫ?
СВОБОДНАЯ ЛЮБОВЬ