Рабами мы были. Раздел первый

Шемот 1:13

И поработили египтяне сынов Израиля тяжкой работой. Горькой сделали жизнь их трудом тяжелым над глиной и кирпичами и всяким трудом в поле, всякою работою,  к  которой принуждали их с жестокостью.

Шемот 5:6

И приказал фараон в тот же день притеснителям народа и надсмотрщикам, сказав: "Не давайте впредь народу соломы для изготовления кирпичей, как прежде. Пусть они сами ходят и собирают себе солому... Пусть тяготеет работа над этими людьми, пусть занимаются ею и не увлекаются пустыми речами".

Шемот 2:11

И было, в те дни, когда вырос Моше и вышел  к  братьям своим, увидел он тяжкий труд их, и увидел, как египтянин избивает еврея из братьев его. Посмотрел он по сторонам, и видя, что нет никого, убил египтянина и скрыл его в песке.

И вышел он на другой день, и вот - два еврея ссорятся, и сказал он неправому: "Зачем ты бьешь ближнего своего?" И ответил тот: "Кто поставил тебя начальником и судьею над нами? Не думаешь ли убить меня, как у бил египтянина?" И испугался Моше, и сказал: "Верно, стало известным это дело".

Материалы для обсуждения

Приведенные первоисточники изображают несколько картин из жизни рабов в Египте. Из нескольких строк можно узнать многое о египетском рабстве.
Физические страдания

"Горькой сделали жизнь их" - жизнь рабов названа "горькой". Вся она посвящена работе на господина. Нет времени для раздумий и личных занятий. Цель фараона, боящегося восстания - не дать рабам возможности для размышлений. Он пытается, и возможно небезуспешно, отобрать у рабов главное человеческое свойство, свободу мысли - "да не увлекаются пустыми речами."
Жизнь, полная насилия

Отношения между господином и рабами и между самими рабами представлены во второй главе как связанные с насилием. Насилие в условиях рабства не ограничивается отношением господина  к  рабу. Атмосфера насилия проникает во все сферы жизни и отражается на отношениях между самими рабами. Здесь мы наблюдаем, как рабство ухудшает не только физический уровень жизни раба, но и снижает его духовно-нравственный уровень. В определенном смысле, раб солидарен со своим хозяином и ведет себя согласно моральным критериям господина - избивает своего брата.
Свободный человек возглавляет восстание рабов

Моше вырос во дворце, вне рабского бытия. Только он способен оценить рабство со стороны, понять его несправедливость и попытаться восстать против него. Но во второй главе мы видим, что и Моше решает возникшую проблему при помощи насилия. Почему он так себя ведет? Почему он избивает египтянина и убивает его? Есть ли у него альтернатива? Требует ли всякое восстание против угнетателей использования силы? На эти вопросы нет однозначного ответа. Возможно, Моше не знал об иных, ненасильственных способах решения проблем, ведь люди, живущие в жестокой реальности, часто не знакомы с другими методами решения конфликтов. Возможно, он считал, что насильник не понимает других методов воздействия. Но внутренней сути Моше противно насилие. Позднее, во время скитаний по пустыне, мы видим, как Моше неоднократно восстает против намерений Всевышнего уничтожить народ Израиля.

Когда мы обсуждаем решение Моше использовать в случае с египтянином силу, необходимо помнить, что это решение не характерно для всего его образа жизни.

Темы для обсуждения

1. "Пусть тяготеет работа над этими людьми, пусть занимаются ею и не увлекаются пустыми речами". Фараон опасается, что у рабов будет время на размышления. Почему? Какого рода люди боятся чужих мыслей? В каких ситуациях мысли могут быть "опасными"? Существует ли, по-вашему мнению, связь между свободой мысли и восстанием или борьбой за свободу?

Вопросы для школьников:

1.  Тексты данного раздела изображают несколько картин из жизни евреев в египетском рабстве. Используя тексты, охарактеризуйте жизнь раба. Подготовьте "дневник" его жизни. Опишите или нарисуйте распорядок дня: что он должен делать в течение каждого часа? Сколько часов он спит? Есть ли у него свободное время? Отдыхает ли он с друзьями и семьей? Что приносит ему удовольствие? Что причиняет ему страдания?

2.  Насилие - неотъемлемая часть жизни раба. В книге Шемот 2:11 изображены два конфликта. Кто применяет насилие в каждом конфликте? Против кого направлено насилие?

3.  Какой путь избрал Моше для решения конфликтов, с которыми он столкнулся? Почему он избрал именно этот путь? Мог ли он действовать иначе?

4.  Как можно объяснить тот факт, что именно Моше, не выросший рабом, выступает против рабства? Какой вывод можно сделать из этого о характере рабов?