Ханукия в еврейском искусстве

Своеобразными чертами в своём оформлении отличаются ханукальные лампы, которые были распространены в быту евреев. Хануккию имела каждая еврейская семья, в связи с этим в XVIII - XIX веках они стали предметом массового производства на территории современной Украины.

Хануккальная лампа представляет собой лампадо-свечечный светильник, который мог быть как настольным, так и настенным. Евреи до настоящего времени празднуют ежегодно Ханукку, зажигая восемь огней. Форма хануккии испытала влияние всех стилей, которые знала еврейская диаспора за многие века. Поскольку "чудо" произошло в храме, мастера придавали хануккальным лампам формы храмового зодчества. В каждой хануккии чувствуется стремление мастера, подчас наивное, изобразить Иерусалимский храм. Примерно с XIII столетия хануккия изготавливается из металла. Для украшения светильника мастера используют образ библейского стиха "...ибо заповедь есть, светильник и наставление - свет..."
(Притча 6:23).

На старинных светильниках часто изображали пламя, поднимающееся из стилизованной вазы, которую поддерживали два геральдических льва.
Со временем изображение пламени исчезает, львы становятся элементом украшения, а пространство заполняется цветами, фруктами и розетками в стиле итальянского Возрождения.

 

Хануккии - обрядовые восьмисвечники, зажигаемые в один из наиболее чтимых национальных праздников в память о победе евреев над греко-сирийскими завоевателями во II столетии до нашей эры и освобождении Иерусалимского Храма. Наиболее распространенный материал для изготовления хануккальных ламп, как их еще называют, - бронза, латунь или медь. Однако в более зажиточных домах предпочитали иметь серебряную хануккию. Среди различных типов последних для России, Украины и Польши был характерен особый, получивший по имени основателя хасидизма название Баал-Шем-Тов. Это - филигранная хануккия, как правило, развитых богатых форм, содержащая архитектурные элементы, литые фигурки птиц и грифов. Традиционные элементы еврейского орнамента сочетаются в этих вещах с богатством и отточенностью ювелирной техники.

 

В древности ханукальные свечи зажигали, ставя их в ряд, одна возле другой. Древние археологические находки донесли до нас мозаичные изображения Меноры, храмового подсвечника, имевшего семь стволов. Семиствольная Менора высечена и на так называемой "арке Тита" в Риме. На этой арке изображен победный марш римских воинов, возвращающихся (в 70 году нашей эры) домой после разрушения Иерусалимского Храма и ведущих с собою еврейских пленников. Пленники несут храмовую утварь и в том числе Менору. Специальные ханукальные подсвечники начали изготовлять лишь начиная с Х века. Лучшие еврейские мастера трудились над созданием ханукийот, отдавая этому ремеслу свой талант. Ханукийот делали из самых разных материалов: камня, глины, мрамора, латуни, меди, бронзы, олова, фарфора, железа. Состоятельные люди делали себе ханукийот из серебра и золота.

 

На еврейских мастеров определенное влияние оказало искусство их соседей, мастеров-неевреев, что привело к возникновению своеобразных стилей изготовления ханукийот. Так, в Голландии делали ханукийот, центральным декоративным мотивом которых было изображение лилий. Там же, в Голландии, в XVII веке, была впервые изготовлена ханукия с надписью "ханукия".