Ханука. Исторический аспект праздника

Возвращение из вавилонского плена. Возрождение храма. восстановление иерусалима

В 586 году до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим. Евреи, потерпев поражение, были угнаны в плен в Вавилон. В изгнание были отправлены их вожди, и наставники, и все жители разрушенного Иерусалима.Те, кто остался, ослабленные и лишенные руководителей, пытались добыть из сожженной и израненной земли хоть какие-то крохи, необходимые для пропитания.

Вскоре положение изменилось. Господство Вавилона в мировой политике было недолгим, на востоке возникла новая сила - Персидская империя. В 536 году до нашей эры персы неожиданно восстали под предводительством Кира Великого и разгромили Вавилон. Многие евреи в Вавилоне считали, что персидский император Кир и есть тот долгожданный избавитель, что пришел отомстить за разрушение Иерусалима. Некоторые верили даже, что Кир послан   Б-гом  для восстановления прежнего великолепия Иерусалима. Пророк Захария предсказал грядущее возвращение в Иерусалим.

Так говорил Г-сподь: "Обращусь Я к Сиону и буду жить в Иерусалиме, и будет называться Иерусалим городом истины, и гора Г-спода Воинств - горою святыни".
    Так говорил Г-сподь Воинств: "Опять старики и старухи будут сидеть на улицах Иерусалима, каждый с посохом в руке из-за множества прожитых дней. И улицы города сего наполнятся мальчиками и девочками, играющими на улицах его".

(Захария, 8:3-5).

Вскоре после победы над Вавилоном Кир издал указ, разрешающий евреям вернуться в Иудею и восстановить Храм

Так говорил Кир, царь персидский: "Все царства земли дал мне Г-сподь,  Б-г  небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто из вас, из всего народа Его - да будет  Б-г  с ним - пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Г-спода, Б-га  Израилева, того  Б-га , Который в Иерусалиме".

(Эзра, 1:2-3).

Первые вернувшиеся в Иерусалим изгнанники обнаружили, что вся земля заселена чужеземцами, которые с негодованием встречали попытки пришедших вернуть себе свои дома. Но вернувшиеся взялись за работу, работали много и тяжело и, несмотря на сопротивление, сумели восстановить разрушенный Храм. Работа была трудная и продолжалась много лет.

"Когда строители заложили фундамент Храма Г-сподня, поставили священников в облачении их с трубами и левитов с кимвалами, чтобы славить Г-спода, по уставу Давида, царя Израиля.
    И весь народ восклицал громогласно, славя Г-спода за то, что заложен фундамент Дома Г-сподня. Многие из священников и левитов и глав колен, стариков, которые видели прежний Храм... плакали громко при основании этого Храма, но многие и восклицали от радости громогласно. И народ восклицал громко, и голос слышен был далеко".

(Эзра, 3:10-13).

Храм был закончен в 515 г. до нашей эры, через семьдесят лет после того, как он был разрушен. Однако, несмотря на то, что Храм был восстановлен, и на гарантированное персами право евреев на возвращение, Иерусалим оставался фактически не заселенным. Жить в городе было небезопасно, потому что стены его все еще оставались разрушенными, и жители, появившиеся здесь после изгнания евреев, были недоброжелательны.
 
Около ста лет положение в Иерусалиме оставалось напряженным. В середине пятого века до нашей эры Нехемья, приближенный персидского царя, был отправлен в Иудею с поручением помочь ее жителям справиться с трудностями. Приехав туда, Нехемья занялся восстановлением городских стен.
 
Нехемья так описал процесс восстановления стен Иерусалима и трудности, которые ему пришлось преодолеть:

"Тогда в низменных местах города, за стеною, на местах сухих поставил я народ семьями с мечами их, с копьями их и с луками их. И осмотрел я... и сказал знатнейшим и начальствующим и остальному народу: "Не бойтесь их, помните Г-спода великого и грозного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за дома свои.
    Когда услышали неприятели наши, что нам известно намерение их, тогда разрушил  Б-г замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый - на свою работу. С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а другая половина держала копья, щиты, и луки, и латы, и начальствующие находились позади всего дома Иеуды, строившего стену. Носящие тяжести одной рукой производили работу, а другой держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом, и так они строили. Возле меня находился трубач. И сказал я знатнейшим и начальствующим и остальному народу: "Работа велика и обширна, а мы рассеяны по стене и отделены друг от друга, поэтому откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам.  Б-г  наш будет сражаться за нас". Так производили мы работу, и половина держала копья от восхода зари до появления звезд. Сверх всего в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими - и будут они у нас ночью на страже, а днем - на работе И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, - у каждого были под рукою мечи, даже в воде".

(Нехемья, 4:13-23).

Храмовая служба возобновилась, и Иерусалим вновь утвердился как религиозный центр еврейского народа. Завершение строительства городских стен отмечено было великими празднествами, и Иерусалим, наконец, возвратился на свою стезю, оборванную сто пятьдесят лет назад. Иерусалим не стал независимым, - еще сто лет он оставался персидской провинцией, - но евреи со всех концов света могли свободно собираться здесь и молиться Б-гу .

Палестина под властью эллинистических монархий. Птоломеи и селевкиды в палестине

Следующие сто лет Иерусалим жил мирно, оставаясь вассальным государством Персии. А потом, так же, как когда-то Ассирийская и Вавилонская империи, Персидская империя вступила в долгий период упадка. Сильнейшими ее противниками были греческие города-государства, которые были объединены Филиппом II Македонским и его сыном Александром Великим. Александр был одним из величайших в истории завоевателей. Согласно Арриану, греческому историку, написавшему хронику деяний Александра около четырехсот лет спустя, "в те дни не было народа, города, человека, который не знал бы имени Александра; никогда в мире не было никого, ему подобного". Александр вступил в Азию в 334 году до нашей эры; к моменту своей смерти - в 323 году до нашей эры - он завоевал Малую Азию, Палестину, Египет и Персию, и его армии достигли берегов Инда.

Иерусалим сдался Александру в 332 году до нашей эры.

Хотя в истории и нет свидетельства о том, что Александр Великий побывал в Иерусалиме, старинная еврейская легенда рассказывает о его плане завоевать город и о том, как этот план расстроился. Согласно легенде, Александр сначала хотел разрушить Иерусалим. Чтобы предотвратить осквернение Храма, Первосвященник надел белые одежды, хранимые для Судного Дня, и возглавил депутацию священников и должностных лиц, которая отправилась в лагерь Александра. Когда Александр увидел приближающуюся процессию, он бросился ей навстречу и упал ниц перед Первосвященником. Его военачальники были потрясены, они никогда прежде не видели, чтобы Александр вел себя подобным образом. Когда потом они спросили царя, почему он оказал этому человеку такие почести, он ответил: "Мы вместе с Вами сражались во многих битвах и всегда выходили победителями. Однако порою мне казалось, что мы проиграем. И тогда ангел Г-сподень являлся мне, и ко мне возвращалось мужество, и я побеждал. У человека, который предстал предо мною, был облик этого ангела". (Из Вавилонского Талмуда, Иома 69а)

При Александре власти мало вмешивались в религиозную и политическую жизнь города. Эллинистическая культура и образ жизни, которые распространились здесь после смерти Александра, оказали влияние на верхушку общества. Именно ее представители были в тесном контакте с новыми правителями, и культура и образ жизни этих правителей, которые они могли теперь увидеть вблизи, произвели на них большое впечатление.

После смерти Александра его империя была разделена между его военачальниками. Египет и юго-восточные земли были захвачены Птоломеем, а Сирия и северо-восточные территории достались Селевку. Иерусалим и его окрестности служили буфером между обоими соперниками. Птоломей получил возможность контролировать город только во второй половине четвертого века до нашей эры.

Вначале Птоломей относился к Иерусалиму с подозрением и выслал из города многих его жителей. Только когда его правление упрочилось, Иудея получила несколько большую автономию. При Птоломее и его наследниках религиозная и политическая власть официально была в руках Первосвященника и совета старейшин. Священники были богаты, пользовались привилегиями и отвечали за храмовую службу; книжники, предшественники нынешних раввинов, отвечали за толкование и преподавание Торы (Закона). Однако реальная власть была сосредоточена в руках знатных семейств, которые обычно были близки к семейству Птоломея и находились под сильным влиянием эллинистической культуры.

Тем временем в Сирии потомки Селевка основали свою династию, которая стала бороться с Египтом за контроль над Средиземноморским бассейном. В 198 году до нашей эры Селевкиды отвоевали у наследников Птоломея Иудею. Правитель - Селевкид Антиох III (219-187 годы до нашей эры) подтвердил автономию, которую к тому времени евреи получили от Птоломея. Он признал за евреями право жить по своим законам и обычаям и гарантировал им дополнительные привилегии, как, например, освобождение от налогов на три года. По словам знаменитого еврейского историка Иосифа Флавия, Антиох даже признал и утвердил еврейский закон, запрещавший неевреям доступ на Храмовую гору.

Он опубликовал указ для всего своего царства в честь Храма, где говорилось:

"Да исполнится закон, чтобы ни один иноплеменный не приближался к границам Храма, а также ни один еврей, кроме тех, кто, согласно их собственным обычаям, прошел очищение. И да не ввозят в город ни лошадиного, ни ослиного мяса, ни мяса мулов, ни диких, ни домашних, ни мяса леопардов, лисиц и зайцев и никаких других животных, которых запрещено есть евреям. Да будет им разрешено использовать для жертвоприношений только то, что завещано их предками, и что они обязаны приносить в жертву   Б-гу . А тот, кто нарушит какое-либо из этих повелений, пусть заплатит священникам три тысячи серебряных драхм".

(Иосиф Флавий, Иудейские Древности, книга XII, 3, 4).

В течение всего этого периода продолжалась эллинизация аристократии, забывшей о еврейской культуре, но простые люди оставались верны еврейской традиции.

Иудея под властью римлян Разрушение второго храма

Восстание маккавеев. Ханука

Гонения на иудейскую религию начались в 167 году до нашей эры. В Иудее был наложен запрет на выполнение религиозных предписаний, и каждому еврею, который нарушал этот запрет, совершая обряд обрезания или соблюдая субботний отдых, грозила смертная. казнь. Более того, власти начали силой навязывать еврейскому населению языческий культ и противные еврейской религии обычаи. Они заставляли евреев есть свинину, запрещенную по закону для еды. Иерусалимский Храм был осквернен и наречен святилищем олимпийского Зевса.

Политеизм, по существу, всегда отличался терпимостью   к  другим верованиям. Антиох IV не оказывал в религиозном отношении никакого давления на подвластные ему нации, кроме иудейской. Жрецы Вавилонии и других народов продолжали и в этот период блюсти свои культовые обряды и поклоняться своим богам, и лишь иудейская религия была подвержена яростному преследованию со стороны царя. Постоянная напряженность в Иудее, по-видимому, привела Антиоха  к  заключению, что сопротивление евреев его политическому режиму черпает свою силу, главным образом, из их особенной веры. Придя  к  этому заключению. Антиох стал рассматривать иудаизм, как своего смертельного врага.  К репрессиям против еврейской религии побудили Антиоха, в первую очередь, вероятно, соображения политического и военного характера - в особенности забота о спокойствии в пограничных областях государства, но, несомненно, и чувство боязни и неприязни по отношению  к  иудейскому монотеизму. Сторонниками Антиоха среди евреев были Менелай и крайние приверженцы эллинизации. Эти круги были готовы сотрудничать с властями. Пропасть между ними и еврейскими массами возникла уже до мероприятий Антиоха.

Вслед за деспотическими декретами начались гонения, подобных которым еврейская история до тех пор не знала. Эти гонения привели, в конце концов,  к  воспламенению национальных чувств и  к  восстанию, в результате которого была достигнута религиозная и политическая свобода.

Вопреки ожиданию царя, большинство народа осталось верным своим религиозным заветам, и люди из всех слоев населения готовы были пожертвовать жизнью, но не выполняли царских указов. Впервые в истории человечества народные массы проявили готовность  к  самопожертвованию во имя идеи, и поведение "хасидеев", то есть ревностных приверженцев традиционного благочестия, и мучеников, преданных заветам предков, в годы гонения Антиоха, послужило последующим поколениям - как евреям, так и неевреям - примером самоотверженности и мужества. Многим удалось спастись бегством в Иудейскую пустыню и примкнуть  к  партизанским группам, действовавшим там со времени начала преследований Антиоха. Некоторые сельские области на севере Иудеи и на юге Самарии тоже стали очагами сопротивления. Присоединение  к  восстанию священника Маттитьяху из городка Модиин и его сыновей воодушевило широкие массы. Маттитьяху и его сыновья - из рода Хасмонеев - возглавили единое командование повстанческими отрядами во всей Иудее и Южной Самарии. С этого момента и на протяжении свыше ста двадцати лет род Хасмонеев занимает центральное место в еврейской истории.

Никогда еще существованию еврейского народа не угрожала такая большая опасность, как во время гонений Антиоха IV Эпифана. Большинство нации находилось в эти годы под властью Селевкидов, как в Палестине, так и вне ее. Хотя многие евреи уже проживали и вне пределов Селевкидской державы, они едва ли обладали достаточными духовными и материальными ресурсами, чтобы обеспечить национальное существование еврейского народа, если бы евреев Палестины постигла катастрофа и если бы погибла их национальная культура.     Первое столкновение между Хасмонеями и ставленниками Антиоха произошло, когда посланцы царя явились в Модиин с тем, чтобы принудить его жителей  к идолопоклонству. Глава рода Хасмонеев Маттитьяху реагировал на предъявленное требование немедленно и решительно. Он и его семья не только категорически отказались изменить вере своих предков, но Маттитьяху собственными руками убил еврея, согласившегося, по настоянию царских чиновников, принести жертву на воздвигнутом в Модиине языческом алтаре. После этого Маттитьяху со своей семьей бежал в горы и вскоре стал общепризнанным вождем всех повстанцев в Иудее. Деятельность Маттитьяху была направлена главным образом на то, чтобы организовывать военные отряды, подрывать авторитет Селевкидов в провинциальных городах и преследовать тех евреев, которые сотрудничали с властями вне Иерусалима. Под его предводительством борьба носила еще партизанский характер, но, по существу, она привела  к  ограничению власти Селевкидов и над самим Иерусалимом, так как Иерусалим с крепостью "Акра" и стоявшим в ней гарнизоном оказался отрезанным от военных баз и от других административных центров страны.

После смерти Маттитьяху (167-166 до нашей эры) руководство восстанием перешло  к  его сыну Йехуде, известному под именем Маккавея ("Маккаби"). Йехуда стал одним из величайших вождей в истории еврейского народа. Военные действия повстанцев стали угрожать даже Иерусалиму, и власти были вынуждены принять энергичные меры. Задание сломить сопротивление евреев и возобновить связь с иерусалимским гарнизоном было возложено на наместника Самарии Аполлония. Аполлоний попытался прорваться в Иудею с севера, но его попытка потерпела неудачу, а он сам был убит. Это было первой знаменательной победой Йехуды над регулярными царскими войсками. Другой селевкидский военачальник Серон задался целью исправить неудачу Аполлония, но и он потерпел поражение в бою в ущелье Бет-Хорон на северо-западе Иудеи. Тогда выяснилось, что в распоряжении Йехуды Маккавея имеются значительные военные силы, с которыми второстепенные военачальники Селевкидов не могли справиться. Птолемей, сын Доримена, наместник Келисирии, один из наиболее рьяных исполнителей антииудейской политики Антиоха IV, отправил в Иудею двух самых видных своих командиров во главе большой армии. По плану они должны были наступать на Иерусалим с запада, через Эммаус. Победа царской армии представлялась настолько обеспеченной, что в походе принимали участие работорговцы, надеявшиеся купить множество Иудейских пленников, которые должны были, по их расчетам, попасть в руки греческих полководцев. Но посредством смелой военной операции Йехуде удалось застигнуть неприятеля врасплох и разгромить его. В результате этой победы Маккавеев наместнику Антиоха в областях  к  западу от Евфрата, Лисию, стало ясно, что положение в Палестине является серьезной угрозой для безопасности всего государства. Лисий решил возглавить новое вторжение в Иудею. С этой целью было собрано большое войско и решено наступить с юга: отправным пунктом была область, населенная враждебными евреям идумеями. В вооруженном столкновении у Бет-Цура, самом южном пункте Иудеи того времени, Йехуде вновь - в четвертый раз - удалось расстроить вражеский план подавления восстания, наиболее опасный из всех предыдущих планов. Теперь перед ним открылась возможность предпринять попытку  к  овладению самим Иерусалимом.

Таким образом, политика Антиоха, направленная на подавление еврейской религии в Иудее, потерпела полный крах. Новая попытка сломить сопротивление была заранее обречена на неудачу, принимая во внимание, что в тот момент селевкидское государство обладало очень ограниченными военными силами. Лисий решил сделать некоторые шаги  к примирению с евреями.

Он обнародовал манифест, обещавший амнистию всем повстанцам, которые возвратятся в определенный срок в свои города и села, и предоставлявший евреям свободу вероисповедания. Однако проведение этой новой политики было возложено на первосвященника Менелая. Йехуду и руководство повстанцев власти все еще не признавали и не намеревались вступать с ними в официальные переговоры.

Освобождение иерусалима. Ханука

Иерусалимский храм

"Все время, пока строился Храм, дожди шли только ночью. Утром начинал дуть ветер, тучи расходились, солнце начинало сиять - и люди выходили на работу. Ибо Всемогущий, благословен будь Он, не хотел мешать рабочим, которые строили Храм для Него. И рабочие знали, что участвуют в богоугодном деле".

Вавилонский Талмуд, Таанит, 23а

"Тот, кто не видел Храма Ирода, никогда не видел прекрасного здания. Из чего он был построен? Из желтого и белого мрамора. Некоторые говорят - из синего, желтого и белого мрамора. Вначале Ирод хотел покрыть мрамор золотом, но Мудрецы отсоветовали ему, ибо он был прекрасен - он был подобен морским волнам".

Вавилонский Талмуд, Бава Батра 4а, Шемот Рабба 36:1

Храм был центром и средоточием духовной жизни всего еврейского народа. Три раза в году - в праздники Песах, Шавуот и Сукот - народ совершал паломничество в Храм, чтобы совершить там жертвоприношения и вознести благодарственные молитвы   Б-гу .
 
Существовало два Храма. Первый был построен царем Шломо (Соломоном). Его строительство продолжалось семь лет. Согласно еврейским источникам, Первый Храм простоял 410 лет и был разрушен вавилонянами. В 586 г. до нашей эры вавилонский царь Навуходоносор (Невухаднецар) штурмом взял Иерусалим и сжег прекрасный храм царя Шломо. Так начался для евреев Вавилонский плен, который продолжался почти 70 лет. В начале 538 до нашей эры, после истечения 70-летнего Вавилонского изгнания и завоевания Вавилонии персами, персидский царь Кореш (Кир) издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм. Текст царского декрета сохранился в двух версиях - на иврите (Книга Первосвященника Эзры 1:2-3; II Книга Хроник 36:23) и на арамейском (Книга Первосвященника Эзры. 6:3-5). Ивритский текст гласит:
 
"Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Г-сподь,  Б-г  небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего Его народа... пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Г-спода,  Б-га  Израиля, того Б-га , который в Иерусалиме".
Арамейская версия декрета устанавливает размеры Храма и содержит распоряжение об оплате расходов на его строительство и о возвращении Храму священной утвари, захваченной Навуходоносором. Этот декрет был свидетельством политики Кира и его преемников, состоявшей в уважении культов и святынь подвластных народов.
 
Вернувшиеся в Иудею изгнанники, воодушевленные призывами пророков Хагая и Зхарьи, начали строительство Храма. С благодарностью отмечает еврейская историография, что персидский царь возвратил предводителю Иудеев Заруббавелю священные сосуды, похищенные из Храма, а также возместил расходы по постройке Храма из податей, получаемых из провинций, расположенных западнее Евфрата, и что он даже приказал финикийцам доставить иудеям необходимый лесной материал (кедры) из Ливана на плотах в Яффу. Насколько эти приказы исполнялись, неизвестно.
 
Работы по восстановлению Храма велись под руководством Первосвященника Иехошуа и отпрыска дома Давида Заруббавеля. Новоприбывшие очистили от обломков и пепла территорию Храма, возвели алтарь и восстановили жертвенный культ. В строительстве участвовали каменщики и плотники, через порт Яффу из Сидона и Тира поступало кедровое дерево. Работами руководили левиты. Закладка фундамента сопровождалась торжественной церемонией, в ходе которой пели хвалебные псалмы в ознаменование исполнения пророчества Иеремии (Иеремия, 33:10-11) и народ ликовал (Книга Первосвященника Эзры, 3:8). Новоприбывшие не позволили самаритянам принять участие в строительстве, и те стали всячески препятствовать восстановлению Храма. Строительство было прервано и возобновлено лишь 24 элула второго года правления Дария (Хаггай 1:15; по-видимому, соответствует 21 сентября 520 до нашей эры), то есть после того, как в первый день месяца элула (29 августа) пророк Хаггай обратился к Заруббавелю и Иехошуа с упреком, что они слушают тех, кто говорит, что "еще не пришло время восстановить Храм". По словам пророка, нищета и недавняя засуха - наказание за промедление в строительстве, а восстановление Храма принесет процветание (Хаггай, 1). Вскоре после возобновления работ, в 21-й день месяца тишрей (17 октября), Хаггай произнес второе пророчество, поощрявшее строителей (Хаггай, 2), и ему вторил пророк Зхария (Зхария, 1).
 
Фундамент Храма был заложен в 24-й день месяца кислев (17 декабря). Как Хаггай, так и Зхария видели в этом начало грандиозных событий и предсказывали будущее обретение независимости Иудеи под властью Заруббавеля (Хаггай, 2:6, 20; Зхария, 1:16-17; 4:6; 6:12-13). Надежды строителей на приход Машиаха вызвали подозрения персидского наместника Трансэвфратии Таттеная и его помощника Шетар-Бозеная. В Иерусалиме, куда они прибыли, чтобы ознакомиться с ситуацией, им сообщили о декрете Кира. Таттенай письменно запросил Дария, и тот подтвердил декрет Кира и санкционировал продолжение работ; как и раньше, расходы на строительство, и на регулярные жертвоприношения за благополучие царя и его близких, должны были покрываться из царской казны, а препятствующие восстановлению Храма должны были караться смертью. Работы были завершены в третий день месяца адар, на шестой год правления Дария, (12 марта) 516 до нашей эры, то есть приблизительно через 70 лет после разрушения Первого Храма. При освящении Второго Храма были принесены в жертву 100 быков, 600 голов мелкого скота и в качестве очистительной жертвы - 12 козлов - по числу колен Израиля.
 
Вернувшиеся из вавилонского пленения видели во Втором Храме продолжение Первого и потому стремились в точности воссоздать разрушенное здание. Однако они не могли восстановить дорогостоящую отделку прежнего здания, и старики, видевшие в молодости прежний Храм во всем его великолепии, "плакали громко" (Эзра, 3:12). В начале персидского периода Храм был скромных размеров и сравнительно небогато украшен. Однако по мере увеличения численности и улучшения экономического положения евреев они расширяли здание и украшали его. К восстановленному Храму примыкали два двора с комнатами (где хранились привезенные Эзрой из Вавилонии золото, серебро и храмовая утварь), воротами и площадью. На Офеле (южный склон Храмовой горы) и на территории между внешней стеной Храма и городской стеной жили священники и храмовые служители.
 
Об устройстве Храма, восстановленного Заруббавелем, имеются только немногие разбросанные заметки, на основании которых нельзя составить цельного представления об этом здании. Можно полагать, что Храм Заруббавеля занимал ту же площадь, что и Храм Шломо, и что он вообще был построен по образцу Первого Храма. Согласно Эзре (Книга Первосвященника Эзры, 6, 3) Кир приказал, чтобы новый Храм имел 60 локтей в ширину и 60 локтей в высоту (и, может быть, 60 в длину). Второй Храм, таким образом, был даже больших размеров, чем Первый. Но неизвестно, был ли Храм Заруббавеля действительно построен по этому плану. Отрывочная заметка в Книге Эзры (6, 4), гда говорится о трех рядах каменных плит и одном ряде "нового дерева", относится не к стенам Храма, а к ограде двора. Без сомнения, и этот Храм имел два двора (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:38, 48). Во внешнем дворе находились кладовые и кельи, о которых упоминается в Книгах Эзры и Нехемии. О кельях для священников говорится в Первой книге Маккавеев (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:38, 48), а Иосиф Флавий сообщает о колоннах, окружавших Храм (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, ХI, 4, 7; XVI, 16, 2). Во внешний двор вели ворота на восточной стороне и на южной стороне. Во внешнем дворе стоял четырехугольный жертвенник всесожжении, сложенный из неотесанных камней (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4, 44). Первосвященник Шимон Праведный устроил во дворе Храма большой медный бассейн с водой. "Святая Святых", отделенная от Святилища занавесью (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 1, 22; 4, 51), была, по общему мнению, совершенно пуста; на месте Ковчега находился камень высотой в три пальца; на этот камень Первосвященник в Йом-Кипур ставил кадильницу. В Святилище, вход в которое тоже был прикрыт занавесью, находился один стол для "хлебов приношения" и покрытый золотом "алтарь кадильный" (для воскурении) (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 1, 21; 4, 38). Со временем Храм был постепенно увеличен и украшен. Так, известно, что Шимон Праведный отремонтировал и укрепил Храм, положил основание двойного возвышения вокруг ограды Храма.
 
Организация храмового культа была в первую очередь заслугой Нехемии. Он установил ежегодный налог в треть шекеля на регулярные и праздничные жертвоприношения и обязанность по очереди поставлять дрова для жертвенника. Он также ввел обязательную ежегодную уплату десятины (прежде была добровольной - Числа 18:21). Тем не менее, пророк Малахи рисует весьма плачевную картину: люди уклоняются от уплаты десятины и храмовых приношений, а священники пренебрегают своими обязанностями (Малахи 3:8-10). Пророк предвещает  Б-жий  гнев и суд,"чтобы приносили жертву Г-споду в правде" (Малахи 3:1-4).
 
Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков, эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары. Особой щедростью отличался Антиох III, жертвовавший для Храма вино, масло, благовония, муку и соль, а также древесину для строительства и ремонта храмовых зданий. Подобно персидским правителям до него, он освободил весь храмовый персонал, включая писцов, от уплаты царских налогов (Иосиф Флавий, Иудейские Древности 12:140-142). Селевк IV покрывал из царской казны все расходы на храмовые жертвоприношения (Книга Хашмонаим (Маккавеев) II, 3:3), что, однако, не помешало ему попытаться конфисковать храмовые сокровища, когда он стал испытывать финансовые трудности. Отношение Селевкидских правителей к Храму резко изменилось в правление Антиоха IV Эпифана. В 169 до нашей эры на обратном пути из Египта он вторгся на территорию Храма и конфисковал драгоценные храмовые сосуды; два года спустя он осквернил алтарь и превратил здание в храм Зевса.
 
Храмовая служба была прервана более чем на три года и возобновлена лишь после захвата Храмовой горы Йехудой Маккавеем в 164 до нашей эры, заново освятившим Храм и учредившим в память об этом событии праздник Ханука (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:58; Книга Хашмонаим (Маккавеев) II, 1:9; 2:18). Йехуда укрепил гору Сион, окружив ее защищавшей Храм стеной (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4:59). Он также поставил новый алтарь для жертв всесожжения и изготовил новую утварь для Святилища (Книга Хашмонаим (Маккавеев) I, 4, 49; Книга Хашмонаим (Маккавеев) II, 10, 3). Лицевую сторону Храма Йехуда Маккавей украсил золотыми венцами и щитами и восстановил ворота и кельи, снабдив их новыми дверьми. (Восстановительные работы велись и позднее.) С этого времени храмовая служба велась без перерывов, даже когда грекам на время удалось овладеть Храмом. Согласно Иосифу Флавию, Шимон Хасмоней снес господствовавшую над Храмом крепость Акру, так что Храм стал самым высоким местом в Иерусалиме (Иосиф Флавий, Иудейские Древности, 13:217).
 
Когда Помпей овладел Иерусалимом и захватил Храм, он вступил в Святая Святых, однако оставил все в неприкосновенности (Иосиф Флавий, Иудейская Война 1:152). Несколькими годами позже на пути в Парфию Красс ограбил храмовую сокровищницу, взяв из нее две тысячи талантов серебра (Иосиф Флавий, Иудейские Древности 14:105).

Менора и Мориа - свет и благоухание

Первое упоминание о меноре в Торе встречается при описаниии скинии, сделанной мастером Бецалелем по повелению Всевышнего (Шемот 37:17-23).

"И сделай светильник из золота чистого, чеканный да сделан будет светильник, бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него. И шесть ветвей (должны) выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его, и три ветви светильника из другого бока его. Три чашечки миндалеобразные на одной ветви, завязь и цветок, и три чашечки миндалеобразные на другой ветви, завязь и цветок. Так на шести ветвях, выходящих из светильника. А на (самом) светильнике четыре чашечки миндалеобразные, завязи его и цветки его. Завязь под двумя ветвями его и еще: завязь под двумя ветвями его и еще завязь под двумя ветвями его, - у шести ветвей, выходящих из светильника. Завязи их и ветви их должны быть из него же, весь он одной чеканки из чистого золота. И сделай семь лампад его, и зажжет он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою".

(Тора. Шемот 25:31-38)

В этом описании меноры, светившей в скинии, бросается в глаза обилие образов, заимствованных из ботаники: стебель, завязи, цветки, миндалевидные чашечки. Эти термины, повторяющиеся в описании меноры, навели Эфраима и Хану Ареувени на мысль, что ее прообраз нужно искать в природе Израиля. Было найдено несколько видов растений, чей облик напоминает менору, описанную в книге Шемот. Большинство этих растений отличается своеобразным ароматом и относится к виду шалфей. В ботанической литературе в Израиле принято сирийское название этого растения - марва. Эфраим Ареувени прдположил, что у этого названия ивритский источник - Мориа. Так называется место (страна, Эрец-Мориа), куда отправился Авраам, когда Б-г повелел ему принести в жертву Ицхака. Впоследствии на этом месте (гора Мориа) царь Шломо воздвиг Храм.

Семисвечник (менора) сопровождает еврейский народ уже более 3-х тысяч лет:
· его свечи зажигались в скинии завета во времена скитаний по Синайской пустыне,
· светили в Первом, а столетия спустя - во Втором Храме.
· После захвата Титом Иерусалима и разрушения Второго Храма менора символизировала для римлян победу над Иудеей. На триумфальной арке Тита в Риме высечено изображение плененных в Иерусалиме еврейских рабов. Они сгибаются под тяжестью семисвечника, захваченного римскими легионерами в Храме.
· Но вместо меноры Храма появились тысячи и тысячи новых светильников, освещавших еврейские дома в Эрец-Исраель и в диаспоре. Для многих поколений они символизировали неугасающую надежду нашего народа на восстановление независимого еврейского государства.
· Менора была изображена на колоннах общественных зданий, в пещерах, служивших для захоронений, на цветных витражах и мозаике полов в древних синагогах и еврейских школах.

В светильниках, сделанных еврейскими мастерами в форме меноры, горело масло оливы, светились восковые свечи, а в последнее время и электрические лампочки.
У каждого поколения свои свечи, свои надежды на возвращение еврейского народа в свою мирную, плодородную и свободную страну - Землю Израиля.

Когда в 1948 году еврейский народ добился независимости, менора была избрана символом Государства Израиль. Она изображена на ее гербе.
Символичен свет масла, горящего в лампадах меноры, символична и форма семисвечника. В меноре горел "чистый елей (оливковое масло), выжатый из маслин" (Шемот 27:20). "Не ореховое масло, не масло (выжатое из семян) редьки, а лишь оливковое масло, которое - свет для мира". Свет оливы - это не только свет пламени горящего масла, но и сияние кроны самого дерева. Когда ветер играет листвой, оливковые деревья окружены серебристым ореолом, который колышется, подобно волнам света.

Нижняя сторона листа - серебристо-белого цвета, а верхняя - густо-зеленая. Этот контраст и создает ощущение, будто деревья излучают свет.

"Наречен Израиль "зеленеющей оливой" (Йермиягу 11:16), ибо исходит свет для всех" (Комментарий к книге Шемот - Шемот Раба 36.1). Лицо праматери Сары "засияло, как олива", когда возвестили ей ангелы, что родит она Ицхака (Комментарий к книге Берешит - Берешит Раба 53:3). А голубь, что принес лист оливы в ковчег Ноаха, "принес свет в мир".