"СВЕТ" В ФИЛОСОФИИ ХАСИДИЗМА

Адин Штейнзальц

    Использование свечи как ханукального символа связано с сущностью праздника. Это - праздник в память о первой религиозной войне. Впоследствии было много таких войн, но первая - осталась моделью: это была война за то, чтобы наш свет не погас. Его пытались затушить разными способами, и Ханука декларирует, что наш огонь продолжает гореть: есть свеча, и после нее - другая свеча, и после нее - еще свеча, и что этот огонь не погаснет. Это "свеча Заповеди", и она заповедана для Хануки, потому что Ханука - это война за наш огонь.

***

    Одно из первых явлений, осознаваемых человеком - явление света. Возможно, свет - это первое, что различает только что родившийся ребенок. В то же время явление света, как его понимает современная физика, несомненно, играет центральную роль в сегодняшней естественнонаучной картине мира. В современной физике скорость света - единственная константа в мире относительности: далеко идущее положение, рассматривающее свет не как частное явление, а как нечто основополагающее - как точку отсчета для измерения всех прочих явлений материального мира.
    Достаточно несложное размышление над явлением света раскрывает его как нечто существующее и составляющее важнейшую часть человеческого опыта и вместе с тем недоступное осязанию. С этой точки зрения свет - естественнейший и простейший символ связи между миром материальным и миром духовным. С одной стороны, как нечто, поддающееся измерению, свет выступает в качестве материальном, с другой, как нечто неосязаемое - в качестве духовном.
    Не удивительно, что понятие "свет" занимает столь важное место в символике иудаизма.
    Понятие света связано, хотя может быть и не напрямую, с понятием зрения (видения), которое, в свою очередь, является основным чувством, обеспечивающим познание. Это находит выражение в двойственном отношении к свету, проявляющемся также и в символике: свет может восприниматься не только как таковой, но и в качестве отражения; свет - это способ нашего видения вещей не только потому, что они освещены, но и в связи с тем, что то, что мы видим - это, в конце концов, некий вид света. Действительность по природе своей такова, что мы видим не сами вещи, а свет, отражённый от них. В некотором смысле мы по-настоящему созерцаем только свет.

***

    Особое выражение для обозначения высших сущностей в символике иудаизма: "Свет Бесконечности". Нет и не может быть возможности установления непосредственной связи с Бесконечностью, но возможна некая связь со Светом Бесконечности, который является с одной стороны эманацией, а с другой - способом установления связи с сущностями иной природы. Сравнения со светом имеют место также по отношению к Торе и заповедям. Как сказано: "Ибо Заповедь - свеча, и Тора - свет" (Мишлей 6:23). Каково же отношение между свечой и светом?
    Свечу можно затушить. Свет, вообще говоря, негасим. Заповедь подобна свече. Она конкретна, непосредственно связана с человеком, находящимся в определенном месте и в определённых жизненных обстоятельствах. Она предполагает вполне определённое отношение - я делаю, не делаю, делаю так-то и так-то.
    Тора, напротив, понимается как основа экзистенции и поэтому она уподоблена свету. Есть мидраш (Талмуд, Хагига; 12а), рассказывающий о том, что когда был сотворен мир, изначальный Свет был таков, что его можно было видеть от одного края мира и до другого. Увидел Пресвятой, Благословен Он, что свет слишком велик и спрятал его. Выходит, все, что мы имеем - это свет солнца, свет луны, но не всеобъемлющий Свет. Баал Шем Тов спросил себя: где же находится этот Свет? И ответил: он находится в Торе, и тот, кто умеет вглядеться в Тору, может увидеть Свет, озаряющий мир от края и до края.
    Другой аспект понятия "свет", связанный с праздником Ханука, опирается на положение, что существуют различные виды света. Свет Торы прекрасен, но в определенном смысле он является далеким светом. Свет Заповеди - это свет свечи, и это близкий свет, легко доступный, его можно переместить, осветить с его помощью определенное место, заглянуть в углы и щели, исследовать внутренний мир человека. Как сказано "Душа человека - свеча Г-спода, исследующая все тайники утробы" (Мишлей 20:27)

***

    Свет свечи - это также теплый свет, горящий, он содержит в себе элемент огня, включающего в себя не только тепло, но и способность существенным образом видоизменять вещи. Это находит свое выражение в Торе. Достаточно упомянуть фразу: "Г-сподь,   Б-г  твой, огонь пожирающий" (Дварим 9:3) и огонь жертвенника. Суть понятия "свеча Заповеди" в том, что Заповедь трансформирует действительность в процессе своего "горения".
   Ханукальная свеча представляет собой довольно сложное целое, состоящее из нескольких элементов сосуд, масло - горючий материал, фитиль - обеспечивающий контакт огня и масла - и, наконец, огонь, являющийся целью и предназначением всей этой конструкции. Так же и наше тело - не более, чем сосуд, предоставляющий свою форму для нашего существования в качестве людей. Фитиль - это душа, соединяющая огонь и масло, функция души в том, чтобы создать систему проводимости между мирами - верхним и нижним.
   Душа внутри человека - это фитиль, превращающий свечу как сочетание различных элементов в некое значимое единство. Каково отношение между свечой и фитилем? Свеча без фитиля, по сути дела, ничто. Однако у свечи есть также горючий материал - Заповедь, - масло, налитое в сосуд. И когда свеча зажигается - создается точка, в которой масло превращается в огонь посредством фитиля.

***

    Тора - это совокупность определенного количества заповедей (предписывающих и запрещающих) - определенное количество свечей, которые должны быть объединены в едином свечении. В каббалистической книге "Сефер Харедим" есть распределение заповедей соответственно частям тела: каждой заповеди соответствует орган, с которым связано ее выполнение. Эта древняя связь 613-ти заповедей с 248-ю органами и 365-ю связками предполагает, что каждая заповедь относится ко вполне определенному аспекту человеческого бытия. Таким образом, человек как бы состоит всецело из свечей и в идеале должен представлять собой горящий факел. Для воплощения этого каждая заповедь "зажигается" и освещает определенную часть в человеке, и из этих свечей - больших и меньших - формируется образ человека. Это - идеальный образ человека, в то время как реальное существование человека - лишь слепок с него. Действительно, что такое человек? С одной стороны, следуя этимологии иврита, человек - адам - это существо, созданное из земли - адама. Это одна сторона человека, определяющая его как физическое существо. С другой стороны, человек характеризуется фразой "уподоблюсь Вс-вышнему" - и, как описано в Книге Берешит, человек подобен Г-споду, он создан по "образу  Б-жию ", он - отражение своего Создателя.
    Это подобие можно понять так человек в потенциале представляет собой источник духовного света в материальном мире. Если наша действительность характеризуется сокрытием Света - цимцум гаор, то можно сказать, что задача человека состоит в том, чтобы создать канал проводимости Света в наш мир, стать приемником и источником этого света. Создавая "цель" в действительности, человек преображается в источник Света, становится отражением Вс-вышнего.
    "Душа человека - свеча Г-спода" (Мишлей 20:27) - в земном существовании роль человека - быть свечой и распространять свет, и он изначально устроен в соответствии с этим. Материал, на основе которого пламенеет душа - "масло".
    В иудаизме существует специальная символика основных жидкостей:
             вода - источник существования,
             вино - источник радости,
             масло - источник света.
    Масло - носитель света, свет "спрятан" в нем. В метафизическом плане заповеди являются пищей нашего существования (как масло - в плане физическом), но в то же время есть у них и другое значение: оправдание существования человека. Человек - сосуд, а существование сосуда только тогда оправданно, когда он наполнен.
    Заповедь можно рассматривать как подарок Вс-вышнего человеку - с помощью Заповеди он передает свое желание, и, возможно, даже вручает себя людям. В Мидраш Раба сказано, что заповеди являются посланниками Пресвятого, Благословен Он, а посланник и послание - одно и то же. Заповедь - это как бы та часть Вс-вышнего, которая может в материальной форме проявляться в физическом мире. Вс-вышний не проявляется в этом мире открыто, но только посредством действия, системы действий, и в рамках этой системы действии задача человека - вернуть вещам их почти изначальную форму посредством особого соединения, определяющего наше бытие - бытие телесно-духовное, в котором аспект телесности позволяет осуществлять заповеди, а аспект духовности придаёт смысл их исполнению. И именно это - соединение тела, души и Заповеди - рождает свет.
    В самой общей форме можно сказать, что человек становится инструментом для изменения вещей, поскольку он обладает свободой воли и, по природе своей, в психофизическом плане, находится в постоянном движении между двумя мирами. Благодаря способности человека существовать и действовать в двух мирах, он является во всём мироздании единственным фактором, вызывающим изменения в соотношении этих двух миров, в то время как прочие элементы космоса остаются в этом плане закрепленными, статичными в своих позициях.

***

    "Леолот нер" (в буквальном переводе - "Возносить свечу" - Шемот 27:20). Возноситься - нечто, присущее огню по его определению. В отличие от света, огонь стремится исключительно вверх, но его существо состоит и в том, что он с одной стороны пожирает, изменяет, уничтожает вещи с другой - "поднимает" их к новой сущности.
    С одной стороны, человек создан, чтобы исполнять заповеди. Но с другой стороны, Заповедь создана, чтобы служить человеку, его душе. Что же, в таком случае, является основным? Создан ли человек, чтобы быть инструментом (сосудом) святости? Или же освящение человека является целью?
    Выясняется, что соотношение носит двойственный характер. Человек в этом мире служит инструментом для преобразования вещей, возвращая им почти изначальную форму. У большинства заповедей есть материал, с которым связано их исполнение цицит, тфилин, мезуза - все это вещи, созданные из материалов физического мира. "Свеча Заповеди" не только продуцирует обобщенный свет, но как бы берет вещи материальной действительности, частицы неживой природы, и трансформирует их (оставляя в рамках действительности) при посредстве человека, исполняющего заповедь. В результате не только создается свет, и огонь не является самоцелью - функция заповеди в том, чтобы взять вещи из материальной действительности и трансформировать их: взять "просто вещь" и превратить ее в вещь освященную.
    Задача человека, исполняющего заповедь, - обратиться к некоторой части действительности (будь то человек, животное или предмет неживой природы) и попытаться "напомнить" ей, откуда она - и тем самым вернуть ее к источнику существования и, следовательно, преобразовать для иного - обновленного - существования. Мы освобождаем этот мир от комплексов тем, что обращаемся к каждой вещи и говорим ей: ты не бессмысленно, не бесцельно крутишься здесь в качестве дерева, камня или животного, - нечто стоит за твоим существованием. В мир, статичный по своей сути, реалии которого определяются системой неизменных законов, мы, люди, привносим элемент свободы и динамичности - и тем самым освобождаем мир. Только мы способны на это, только у нас есть возможность действовать, в определенном смысле, против детерминизма реальности, против вектора, направленного сверху вниз, против падения - в разных смыслах этого слова, против возрастания энтропии во Вселенной. Мы, люди, в силу нашей экзистенции способны разжигать огонь - "возносить свечу" (Шемот 27:20), действовать против законов природы и возвращать вещи к их источнику.

***

    Все это составляет часть определения человека как инструмента, как средства для выполнения заповедей, как средства изменения мира. Но, как мы уже сказали, возможен иной взгляд на проблему места человека в рамках отношения Человек -  Б-г  - Заповедь. В каббалистической литературе принято называть души "детьми Вс-вышнего". Душа спускается в тело, а тело действует в мире, выполняя определенную миссию. Но это можно сформулировать иначе: душа облекается в тело, а тело действует в мире, чтобы достигнуть более высокого уровня действительности. Миссия не есть просто исполнение задания: душа послана в этот мир для процесса ее воспитания. Душа должна достичь зрелости, взрослости, и для того, чтобы возмужать, она проходит через этот мир. Выполняемые ею заповеди, совершаемые действия, а также трудности, с которыми приходится сталкиваться в этом мире - все это части процесса роста души. В чем состоит главная проблема души? - в ее существовании в мире, который характеризуется тем, что между Творцом и творением лежит пропасть. И желание Вс-вышнего - чтобы души - Его дети - могли установить с Ним связь.
    Как же это сделать? Обратившись к классическому образу из ТаНаХа, скажем: сделать это можно только с помощью лестницы, построенной самим Вс-вышним. Его связи, с бесконечным и конечным Совокупность заповедей, выполняемых человеком в течение жизни представляет собой такой "трансформатор".
    Свет, накапливаемый человеком в течение жизни, превращается, как сказано в мидрашах и в книге "Зогар" - в одеяние мудрецов. В этом одеянии каждая Заповедь составляет одну нитку, и человек должен сшить его сам, чтобы предстать перед Вс-вышним в полном облачении. Поэтому сказано, что в будущем мире души облачаются в заповеди и питаются Торой. Отношения между телом и душой изменяются и "Заповедь - свеча, и Тора - Свет" превращаются в инструменты для "Свеча Г-спода - душа человека".

Использование свечи как ханукального символа связано с сущностью праздника.
Ханука декларирует, что наш огонь продолжает гореть, и что он не погаснет.