СЕМЬ ВИДОВ РАСТЕНИЙ (Шиват а-миним)

А знаете ль вы (не львы, а вы)?

"Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в страну хорошую, в страну водных потоков... в страну пшеницы, и ячменя, и виноградных лоз, и смоковниц, и гранатовых деревьев, в страну масличных деревьев и меда.

(Дварим, 8:7, 8).

    Эрец-Исраэль - это "страна, текущая молоком и медом", земля которой дает обильный урожай. Особое место среди плодов Страны Израиля занимают семь видов, первинки которых евреи обязаны были приносить в Иерусалимский Храм и отдавать священникам. Вот эти семь видов, ставшие символом Страны Израиля: пшеница, ячмень, виноград, инжир, гранат, маслиныи финики.

ПШЕНИЦА

  Первой из семи видов растений названа пшеница - благодаря ее исключительной важности. Как в древности, так и в наши дни пшеница входит в число важнейших злаковых, употребляемых человеком в пищу, - из пшеничной муки выпекают хлеб. В праздник Шавуот первинки урожая пшеницы приносили в Иерусалимский Храм.

ЯЧМЕНЬ

   Этот злак нуждается в меньшем количестве воды, чем пшеница, поэтому он дает отличные урожаи на засушливых полях Негева. Ячмень созревает раньше пшеницы, его жатва начинается уже в месяце нисан. Во времена Храма на исходе первого дня праздника Песах главы народа Израиля выходили в поле в окрестностях Иерусалима, сжинали ячмень и мололи муку. Омер (ок. 2500 куб. см) этой муки доставляли в Храм. Ячменный хлеб не так вкусен, как пшеничный, и поэтому в древности считался пищей бедняков.

ВИНОГРАД

   Человек выращивал виноград еще в доисторические времена. Тора говорит, что, выйдя из ковчега после окончания Потопа, Ноах разбил первый виноградник. Страна Израиля испокон веков славилась своим виноградом. Виноград употребляют как в сыром виде, так и для изготовления вина, которое, как говорят наши мудрецы, "веселит сердце человека". В повседневной жизни евреев вино занимает важное место, оно необходимо для совершения многих религиозных обрядов - "Кидуша" в субботы и праздники, "Гавдалы" на исходе субботы, "четырех бокалов" пасхального "седера" и др. Огромное значение вина в древности отражено в многочисленных пословицах, образных сравнениях и метафорах, которыми так богат иврит. Например, о праведнике сказано в книге Тегилим (128:3): "Жена твоя, как лоза виноградная, во внутренних покоях дома твоего".

ИНЖИР

Смоковница (инжир) - дерево с густой развесистой кроной; весной оно расцветает, зимой листья его опадают. Инжир созревает в середине лета, его едят как в сыром виде, так и в сушеном. В Торе смоковница выступает в качестве символа плодородия. Так, инжир был среди плодов, которые разведчики принесли Моше, - в подтверждениеплодородия Страны Израиля. Смоковница стала также символом мира и

спокойствия. Пророк Миха так описывает атмосферу "конца дней": "И будет каждый сидеть под лозой виноградной своей и под смоковницей своей, и некого им будет бояться..." (Миха, 4:4).
    Наши мудрецы уподобляют плоды смоковницы Торе, говоря: "У любого плода есть несъедобные части: у фиников - косточки, у винограда - косточки, у гранатов - кожура. Но инжир - съедобен полностью, без остатка" (Ялкут Шимони, Иегошуа, 1).

ГРАНАТ

 Эц римон натан рейхо бейн ям гамелах лирихо ("Гранатовое дерево распространяет аромат от Мертвого моря и до Иерихона"). Эти слова из известного стихотворения Яакова Орлянда появились не случайно: невозможно оторвать глаз от цветущего гранатового дерева. И великолепны его сочные плоды, наполненные сладкими, чуть-чуть кисловатыми зернышками. Изящные формы этого плода издревле вдохновляли мастеров: изображения граната украшают свитки Торы, двести медных гранатов обрамляли колонны Иерусалимского Храма, металлические гранаты украшали тунику Первосвященника. Автор Песни Песней сравнивает висок своей возлюбленной с "долькой граната" (Шир гаширим, 4:3). В праздник Рош а-Шана над гранатом произносят следующее благословение: "Да будет угодно Тебе..., умножить заслуги наши как зернышки граната!"

МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО

    Масличное дерево с давних времен широко распространено в Эрец-Исраэль, в основном в горных районах. В Галилее встречаются масличные деревья, возраст которых насчитывает более тысячи лет. Среди них есть столь древние, что арабы называют их "римскими масличными деревьями", то есть сохранившимися со времен римского владычества в стране, две тысячи лет тому назад. Масличное дерево - высокое, широкоствольное и крепкое вечнозеленое растение, могучие корни которого в состоянии прорасти даже в скале.

    Плодами масличных деревьев человек пользуется с древнейших времен. Маслины употребляют в пищу, их масло используют как в пищу, так и для производства лекарств, мыла, косметических средств. В древности масличное дерево и его плоды считали священными - оливковым маслом совершали помазание священников в Иерусалимском Храме. Чистое оливковое масло горело в храмовом семисвечнике.

    Оливковая ветвь служит символом мира. Изображение оливковых ветвей украшает герб государства Израиль, обрамляя семисвечник, - ибо масличное дерево является характерной частью пейзажа Израиля, а его глубокие корни символизируют связь еврейского народа со своей страной.

ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА

   Плоды этого высокого ветвистого дерева Тора называет "медом". Ветвь финиковой пальмы (лулав) входит в число "четырех видов растений", над которыми в праздник Сукот произносят благословение.
    Плоды финиковой пальмы растут крупными гроздьями, на большой высоте. Сладкие финики созревают в конце лета, их едят как в сыром, так и в сушеном виде. Не случайно Тора называет финики "медом": из них действительно изготовляют мед, концентрация сахара в них очень высока. Из длинных листьев финиковой пальмы изготовляют плетеные корзины, а из волокон ствола - веревки и канаты.
    Наши мудрецы уподобляют народ Израиля финиковой пальме, всем частям которой находится применение: ее плоды съедобны; молодые побеги используют в качестве лулавов; ветви служат покрытием для шалашей, которые строят в праздник Сукот; из волокон ствола вьют веревки, а древесину используют при строительстве домов. Так же и народ Израиля - ни один еврей не является "лишним", каждый исполняет свою задачу. И еще говорят мудрецы: косточка финика похожа на сердце, и она у финика одна; так же и сыны Израиля - у всего народа одно сердце, и обращено оно ко Всевышнему (Талмуд, трактат Сука, 456).

ДЕРЕВЬЯ ЭРЕЦ-ИСРАЭЛЬ

Фисташковое дерево

   Из трех видов фисташкового дерева, распространенных в Стране Израиля, лишь один вид - атлантическая фисташка - обладает широким стволом и раскидистой кроной. Деревья этого вида растут в Иерусалиме и его окрестностях. Деревья, относящиеся к двум другим видам (мастиковая и палестинская фисташка), походят больше на кусты.

Дуб

     Вечнозеленые могучие дубы относятся к крупнейшим из деревьев, растущих в Эрец-Исраэль. Широко известен "Дуб Авраама" в городе Хеврон - один из самых почтенных старожилов среди представителей растительного мира нашей страны.

Сосна

     Вечнозеленое хвойное дерево, древесина которого используется в строительстве. Ароматную смолу сосны используют в разных отраслях промышленности.

   

Кедр

     Это хвойное дерево отличается большой высотой, могучим стволом и мощной кроной. Кедр - долговечное растение. Прочная и ароматичная древесина кедра играла в прошлом большую роль в строительном деле. В частности, кедровые балки использовали при строительстве Иерусалимского Храма.

Тамариск

     Небольшое дерево с чешуевидными листьями и белыми и розовыми цветами. Высокорослые тамариски встречаются в окрестностях Беэр-Шевы и не исключено, что дерево этого вида Авраам посадил в Беэр-Шеве (см. Брейшит, 21:33).

Кипарис

     Вечнозеленое хвойное дерево с шаровидными шишками, широко распространенное в Эрец-Исраэль. Высаживают его обычно длинными аллеями. Кипарис отлично приспосабливается в разных климатических зонах страны.

Платан

     Высокое, достигающее высоты 15 метров дерево с широкими листьями и мелкими цветами. В Эрец-Исраэль растет по берегам водных потоков.

Рожковое дерево

    Рожковое дерево весьма распространено в средиземноморских странах вообще и в Эрец-Исраэль в частности. Благодаря глубоким корням и узким листьям, которые препятствуют большой потере влаги, оно отлично переносит засушливый климат. Рожковое дерево цветет в конце лета, но плоды созревают лишь следующим летом. Плоды эти кажутся сухими, но съедобны, и имеют сладковатый привкус. Среди фруктов, которые едят в Ту би-Шват, рожки занимают особое место, хотя Тора и не относит их к важным плодам (как, например, особо выделенные ею семь видов). Предание гласит, что царица Савская, отправляясь на встречу с царем Шломо, взяла с собой семена рожкового дерева, и с тех пор это дерево прижилось в Стране Израиля.

***

     Пришли как-то к Йосефу Абу Мусе в селение Пекиин, где он жил, и сказали ему:
    "Не знаешь ли ты, не слыхал ли? Какой смысл в обычае сынов Израиля есть на Ту би-Шват плоды рожкового дерева?" Ответил он: "Слышал я от отца моего предание, идущее от предков наших. Двенадцать лет скрывались р. Шимон бар Йохай и сын его р. Элиэзер от преследований. Скрывались в пещере, что тут поблизости. И специально для них Всевышний сотворил там источник и рожковое дерево, чтобы питались они от плодов его. И так вот сидели они и учили Тору дни и ночи напролет, пока не услышали Небесный Голос, возвещавший:
    - Дети мои любимые, выйдите из пещеры и идите обучать Торе народ Израиля, потому что рассеян он между народами и забывает там свою Тору. Встал р. Шимон и сказал:
    - Владыка мира, известно Тебе, что не ради себя и не ради отца моего восстал я против злодейской имперской власти, но ради Тебя. Клянусь, что не забудется Твое Учение в народе Твоем, ведь Ты Сам обещал, что вечно будем помнить Тору и мы, и потомки наши. Но я другого боюсь: боюсь, что забудут евреи о Земле Израильской, ведь едят они пищу чужую и дышат чужим воздухом.
    Тотчас вновь раздался Небесный Голос:
    - А ты, сын мой, учреди обычай, чтобы из года в год в Ту би-Шват ели евреи плоды рожкового дерева. (В иврите слова "херувин" - "рожки", "херев" - "меч", "хурбан" - "разрушение" - однокоренные.) И когда будут есть, то спросят они:     "Рожки эти, что мы едим сегодня, что они означают?" И напомнят им, и вспомнят они, что Храм наш разрушен и Страна Израиля в запустении". И написали они обо всем услышанном р. Ханине, а тот установил соответствующий обычай.

Акация

     В Эрец-Исраэль растет, в основном, в пустынных районах. К северу от озера Кинерет сохранилась роща акаций того вида, который, очевидно, применялся при строительстве Скинии (см. книгу Шмот).

Сикомор (явор)

     Широкоствольное дерево с раскидистой кроной. В прошлом было широко распространено в Эрец-Исраэль. Сегодня отдельные "ветераны", возраст которых достигает сотен лет, встречаются в разных районах страны.