ЕВРЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ДЕРЕВЬЯХ И ПОСАДКАХ

    Если будешь ты осаждать город долгое время, чтобы завоевать его, чтобы взять его, то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что от него ты ешь, и его не срубай, ибо разве дерево полевое - это человек, чтобы уйти от тебя в крепость? Только дерево, о котором ты знаешь, что плоды его несъедобны, его можешь срубить, чтобы строить осадные башни против города, который ведет с тобой войну, пока не покоришь его.

(Дварим, 20:19, 20)

    Эти слова Торы выражают особое отношение еврейского народа к деревьям, в особенности - к плодоносным. Даже в такой экстремальной ситуации, как война и осада вражеского города, нельзя без разбора уничтожать деревья. А плодоносные деревья нельзя срубать ни в коем случае. И объясняют мудрецы наши, что слова "...ибо разве дерево полевое - это человек..." намекают на связь, существующую между человеком и деревом, ибо сама жизнь человека зависит от деревьев. Когда народ Израиля стоял у порога Эрец-Исраэль, собираясь вступить в нее после сорока лет странствий в пустыне, Тора говорит ему:
    "И когда придете вы в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное..."

(Ваикра, 19:23).

    Для чего это было сказано? Чтобы углубить связь еврейского народа с его страной. Когда еврейский народ расселился в своей стране и начал обрабатывать ее землю, деревья составляли неотъемлемую часть того природного окружения, в котором протекала жизнь земледельца. Идея о тесной связи человека с миром деревьев находит свое выражение в книгах Священного Писания, в преданиях и многочисленных обычаях.
    Люди наделяют деревья человеческими качествами: деревья ведут беседы друг с другом; тот, кто срубает дерево, сравнивается с убийцей и потому не будет благословения делам его.
    Мудрецы наши часто уподобляют человека дереву:
    "Тот, чья мудрость преобладает над деяниями его, подобен дереву с многочисленными ветвями и немногими корнями: подует ветер и вырвет его... А тот, чьи деяния преобладают над мудростью его, подобен дереву с немногими ветвями, но с многочисленными корнями: даже если все ветры мира будут дуть - не сдвинут они его с места".

Трактат Авот (3:17)