Книга Эстер - книга карнавала
Книга Эстер - единственный источник (как в ТаНаХе, так и помимо его) истории праздника Пурим. Но, кроме того, что она является историческим документом, книга и сама по себе представляет литературную ценность. Несмотря на почти трагический сюжет, книге Эстер присущи все вышеуказанные черты карнавала: она полна комических и пародийных описаний всех и вся, "стреляющих" во все стороны - и в злодея Амана, и всех недругов евреев, и в самих евреев. Есть тут и острая сатира на царя Ахашвероша - пьяницу и буяна, и на придворные нравы в столице Шушан. Общая атмосфера тут - пьянство "по примеру царя", буйство, расточительство, стремление к почестям, доходящее до абсурда. Есть даже намек на оргию, продолжающуюся годами (вспомним вереницу красавиц, направляющихся в спальню царя Ахашвероша, а оттуда - в покои для женщин, за четыре года до коронации Эстер, да и в последующие годы). Принцип"наоборот", или - как сказано в книге - "вышло наоборот"(Эстер 9:1) - это основополагающий принцип, проявляющийся и в сюжете, и в композиции, и в языке книги Эстер. На каждом шагу здесь происходят коронации и свержения, нет недостатка и в масках, и в ряженых. Помимо "маски" Эстер, сделавшей во дворце Ахашвероша вид, что она не еврейка, сам Г-сподь Б-г, который, на первый взгляд, и вовсе не присутствует в Книге Эстер, на самом деле направляет все события.
О еврейском празднике Пурим можно сказать, что он недостаточно соответствует заповеди о "мире вверх тормашками" по сравнению с карнавалами неевреев; что его снисходительность не является истинной снисходительностью, а нарушения закона и нравственности и вовсе почти нет - и некоторые видят в этом недостаток. Но одно, несомненно, можно сказать в его пользу, и никакой христианский карнавал не может этим похвастаться: праздник Пурим сумел внести дух карнавала в само Священное Писание и, тем самым, сообщить ему религиозную легитимацию.
Книга Эстер - история или литература?
Уже с XII века исследователи задаются вопросом, в самом ли деле эта вольная и пикантная история, изложенная в Книге Эстер, носит исторический характер, или же это литературное сочинение? Происходили ли эти события в действительности или в воображении гениального сочинителя?
Те, кто отказывают Книге Эстер в историчности, ссылаются на тот факт, что не существует ни одного документа, который подтвердил бы рассказанное в книге; напротив, все исторические источники о персидском царском дворе отрицают какую бы то ни было вероятность брака царя Персии с женщиной, не принадлежащей к одной из семи знатных семей, и уж тем более - с еврейкой. В равной степени невероятно, чтобы царь дал позволение евреям в своем государстве убить семьдесят пять тысяч подданных персов во всех концах государства в один день и восемь тысяч персов в одной лишь столице в продолжение двух дней.
В Книге Эстер встречаются и неточности в датах. О Мордехае (там же, 2:6) рассказывается как о человеке, который попал в изгнание в Персию вместе с царем Иехояхином, то есть в 527 г. до н. э., в то время как события, описанные в книге, могли произойти по крайней мере на сто лет позже.
Имена героев книги - это имена вавилонских и эламских богов: Мардук (Мордехай) и Астарта (Эстер)- главные боги вавилонской мифологии. Хоиман (Аман) иЗирис (Зереш) - имена главных богов эламской мифологии. (Элам - древнее царство в юго-восточной части Иранского плоскогорья, существовавшее с III тысячелетия до н. э. и вплоть до VI века до н.э. Было завоевано Персией и включено в состав Персидского царства; его столицей и был город Шушан). Поэтому исследователи предполагают, что речь идет об отголосках некоей древней персидской легенды о войне между богами Элама и Вавилона - войне, в которой победа осталась за богами Вавилона. Согласно этой гипотезе, еврейский сочинитель свитка Эстер ознакомился с персидской легендой, но переделал ее в историю об евреях.
Американско-еврейский исследователь Теодор Гастер указал, что все события Книги Эстер имеют в своей основе составляющие празднеств начала года у народов древности, поэтому он высказывает предположение, что еврейский автор сочинил всю эту историю, чтобы оправдать тот факт, что евреи персидской диаспоры переняли у персов их праздник весны.
Историческую достоверность Книге Эстер - хоть это и выглядит скорее выдумкой, чем исторической правдой, - придает то, что родословная Мордехая восходит к царю Саулу (эта родословная прослеживается в Книге Эстер до Киша, отца Саула), в то время как родословная Амана, врага Мордехая, уходит корнями в род Агага, царя амалкитян (Амалека; там же, 3:1). В библейской книге Шмуэля (1, 15) сказано, что Саулу было приказано Г-сподом воевать с Амалеком до полного его уничтожения, так, чтобы и памяти о нем не осталось. Саул, хоть и воевал с Амалеком и истреблял его, но пощадил Агага, царя амалкитян, за что и поплатился царством. В книге Эстер, восемьсот лет спустя после событий, описанных в Первой книге Шмуэля, вновь встречаются потомки Саула и Агага и продолжают войну не на жизнь, а на смерть.
Все это - сильные доводы в пользу "литературной" природы Книги Эстер, но все же очень трудно опровергнуть историчность рассказа о событиях, происходивших две с половиной тысячи лет тому назад, поскольку, как было сказано, нет ни одного документа, подтверждающего или опровергающего этот рассказ.
Но важнее всего то, что в Книге Эстер дана классическая модель жизни евреев в галуте. Если даже будет доказано, что Мордехай и Эстер никогда не существовали в действительности и что никакой Аман не пытался истребить евреев Персидского царства, даже в этом случае нетрудно будет доказать, что этот рассказ основан на исторической правде: "Во всяком поколении встают на нас враги, чтобы погубить нас", - говорит пасхальная Агада. Почему? Всегда по одним и тем же причинам:
"И сказал Аман царю Ахашверошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный от них; и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их. Не угодно ли будет царю дать предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей царя десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую" ( там же, 3:8-9).
Народ, рассеянный среди других народов, отличающийся от них обычаями и верой, - классическое определение источника антисемитизма повсюду, где он появляется; но и корыстолюбие - составная часть вражды к евреям: обещанием доставить царю десять тысяч слитков серебра, отобранных у евреев, Аману удается соблазнить царя подписать приказ об истреблении евреев. И ненавистникам евреев из простого народа обещает Аман денежное вознаграждение за убийства:
"Истребить, убить и погубить всех иудеев: старых и малых, детей и женщин в один день... а имущество их разграбить" (там же, 3:13).
Итак, Аман был первым идеологом "окончательного решения еврейского вопроса", и единственное различие между ним и его нацистскими последователями - в мере успеха в выполнении задуманного.
Реакция евреев также типично галутная: у них нет права организовать самооборону - как делают евреи на своей родине; все, что им остается - это разорвать одежды, посыпать голову пеплом и горько возопить, как Мордехай.
"И в каждой области, на месте, куда доходило слово царское и указ его, - скорбь великая у иудеев, и пост, и плач, и причитание, и были вретище и пепел постелью для многих" (там же, 4:3).
Порой евреям в галуте помогают спастись хитрости, ходатайства, использование связей в нужных местах, а при необходимости - и использование женской красоты. Всеми этими средствами пользуется Эстер, как об этом рассказано в главах 5, 6 и 7 Книги Эстер. Но в конечном итоге судьба евреев зависит от помощи Г-спода - скрытой или ясной, - о которой говорится в пасхальной Агаде: "И Г-сподь Б-г спасет нас от их рук" - если спасет.
Еще один мотив, характеризующий жизнь евреев в галуте, - это ассимиляция, с одной стороны, и ощущение взаимной ответственности друг за друга - с другой. Еврей Мордехай носит имя персидского бога. По современным меркам это то же, что дать еврейскому ребенку имя Мухаммад или Иисус. Еврейское имя своей племянницы - Хадасса - Мордехай заменил на Эстер. Под этой благопристойной персидской маской он посылает ее завоевывать любовь царя-гоя, приказав ничем не обнаружить свое еврейское происхождение. Но когда от Мордехая потребовали пасть ниц перед человеком - Аманом, что полностью противоречило его вере, он восстал против этого и проявил себя как еврей. И когда выходит приказ об уничтожении его собратьев, он требует, чтобы Эстер, защищенная своим положением жены царя, открылась царю и, подвергая себя смертельной опасности, встала на защиту своего народа.
"Не полагай в душе своей, что спасешься в доме царском одна из всех иудеев. Ибо если ты промолчишь в такое время, то спасение и избавление придут к иудеям из иного места, а ты и дом отца твоего погибнете; и кто знает, не для такой ли поры и достигла ты достоинства царского"(там же, 4:13-14).
"Книга Эстер - это исключительное явление в ТаНаХе, поскольку это книга галута, - писал Аврахам Карив в своей статье "Книга Галута", - но именно поэтому ее присутствие в ТаНаХе необходимо, поскольку, хотя основное время рассеяния приходится на послебиблейские времена, все же ТаНаХ - как книга, посвященная судьбе народа Израиля, - был бы неполон, если бы в нем отсутствовало это важнейшее звено в цепи еврейской истории, называемое Галутом" (Кармелит 9, 1963). В Книге Эстер не только запечатлена жизнь евреев в галуте, но и показана беспомощность и непрочность их существования. Вся книга проникнута отрицанием Галута, как говорит Верховный раввин Израиля:
"События Пурима свидетельствуют о том, что существование еврейского народа в галуте не только угрожает национальной и духовной жизни народа, но и жизнь каждого еврея в отдельности подвергается опасности истребления и уничтожения".