Методические рекомендации. «Отвергнутая невеста»

Формы работы над сказкой:

  • Чтение с остановками (прогнозируемое чтение) – с «додумыванием» развития сюжета и поведения главных героев сказки. Эта форма работы подойдет ученикам младшего и среднего школьного возраста.
  • Для этой же возрастной категории – выполнение рисунков и комиксов к сказке.
  •  Ответы на вопросы к сказке (см. отдельный раздел , посвященный вопросам к сказке «Отвергнутая невеста» и возможным ответам на них). Эта работа подойдет ученикам средней и старшей школы, участникам семейных программ и образовательным группам благотворительных центров для людей пожилого возраста.
  • Исторический экскурс – занятие, посвященное истории хасидизма (в частности – в ту ее часть, которая связана с культом цадиков, с историей хасидских «дворов» и т.д.). Такое занятие будет уместно провести в кислеве, накануне Новогодия хасидизма (Рош-аШана ле-хасидут). Такое занятие может быть подготовлено для учеников средних и старших классов, а также для взрослых – молодежных групп, родителей, бабушек-дедушек и т.д.
  • Занятие по «еврейской географии». Для этого вам понадобится атлас по еврейской истории М.Гилберта (он переведен на русский язык). На этом уроке можно показать, где в Российской империи находились еврейские общины, где проходила «черта оседлости», как был проложен маршрут главного героя сказки – реб Ойзера и т.д.. Такой историко-географический урок мог бы органично и гармонично связать знания участников о «еврейской географии» Восточной Европы и истории евреев Российской империи со знаниями в области Новой Истории Восточной Европы, географии Украины, Литвы и Польши, а также с информацией о том, как осуществлялись дальние поездки еще 100 с небольшим лет назад, каковы были денежные единицы и покупательная способность монет и купюр, имевших хождение в «черте оседлости» и т.д. Еще одной «веточкой», по которой может пройти такое занятие, мог бы стать урок-практикум по связи еврейских фамилий-топонимов с «еврейской географией» Украины-Польши-Литвы. Такое занятие может быть рекомендовано для учащихся старших классов и групп взрослых слушателей, а также для семейных клубов.
  • Урок по «мусАру» - еврейской этике. Такой урок отлично вписался бы в подготовку к «Грозным Дням» и при изучении законов Новолетия (Рош-а-Шана) и Дня Искупления (Йом-Кипур). Вообще, главная этическая проблема сказки «Отвергнутая невеста» - это проблема обманутого доверия и вопроса о том,  можно ли вернуть доверие после того, как человек его утратил – актуальна во все дни года. Именно поэтому подобная беседа-дискуссия будет уместна всегда и в любой аудитории. Вопрос только в уровне обсуждения и готовности участников программы к откровенному диалогу на эту тему! Думается, что подобная дискуссия может быть подготовлена и проведена в средних и старших классах школы, а также с группами взрослых участников образовательных программ.