Вопросы к сказке "О четырёх братьях"
- Как так случилось, что у всех четырех сыновей раввина не было никакой профессии? Каким образом раввин содержал семью?
- Почему раввин не взял на себя ответственность за выбор профессии своих детей? Почему он решил, что им необходимо приобрести какую-то другую, «не раввинскую» профессию?
- Почему раввин поставил условием возвращения домой сыновей приобретение ими профессии? Означает ли это условие, что он был жестоким человеком?
- Почему сыновья раввина поклялись выбрать первое попавшееся ремесло? Говорит ли это об их легковесности и безответственности?
- Кто из «специалистов», встретившихся на пути братьев, мог бы быть евреем, а кто - никогда?
- Почему евреи родного братьям города постились? Почему были закрыты лавки? Зачем зажгли черные свечи?
- Почему отец четырех юношей сидел на полу? Зачем он раззулся?
- Почему раввин обрадовался, услышав от сыновей слова о том, что Б-г поможет общине города выбраться из беды?
- Почему раввин, возражая против женитьбы одного из своих сыновей на принцессе, привел второй аргумент? Разве первого было недостаточно?
- Что означает фраза «Каждый брат получил в награду по городу»?
- Почему сказка особо отмечает, из каких семей были невесты всех четырех братьев?
- Почему в одном предложении сообщается о разных, на первый взгляд, вещах – о том, что братья жили в согласии и мире, и о том, что у них было много детей, внуков и правнуков?
- Что делает «Сказку о четырех братьях» еврейской (по пунктам)?
Варианты ответов на вопросы к «Сказке о четырех братьях»:
- Из текста скази следует, что сыновья раввина сидели целыми днями за книгами – вот и не обучились профессии. Основу доходов раввина, очевидно, составляли те средства, которые приходящие на раввинский суд (т.е. на разрешение различных тяжб и споров при посредстве раввинов) евреи выплачивали в качестве гонорара за улаживание конфликта сторон. Из текста также следует, что семья раввина жила бедно – это означает, что и община была бедной. Следовательно, сыновья раввина не могли найти в ней работы, аналогичной работе отца.
- Раввин, видимо, решил положиться на волю Творца в выборе будущей профессии для своих сыновей.
- Раввину, который был добрым человеком (из текста видно, что он очень волновался из-за скорой разлуки с сыновьями), пришлось проявить определенную настойчивость, чтобы побудить своих детей к выбору профессии и обучению ей. Очевидно также, что он хотел, чтобы его подросшие сыновья нашли таким способом возможность содержать самих себя и свои будущие семьи.
- Конечно, сыновья раввина не были легкомысленны, выбирая первое попавшееся им ремесло! Во-первых, они мало что знали о различных профессиях (круг профессий жителей местечек и небольших городков был резко ограничен), а во-вторых, юноши полагались на волю Творца, который направит их по верному пути (вспомните, как в случае с принцессой сыновья раввина были убеждены, что Всевышний им поможет)
- Из всех «профессионалов», встретившихся на пути братьев, евреями могли быть лишь столяр и вор. Охотник и звездочет – нет, т.к. евреи, ведущие традиционный образ жизни, не охотятся (дичь считается «трефа», т.е падаль, и не годится в пищу), а также не занимаются астрологией (см. Рамбам «Игерет Тейман – Послание евреям Йемена» - в этом небольшом сочинении рабби Моше бен-Маймон - РАМБАМ- объясняет, почему евреям не следует заниматься астрологией).
- Пост – одно из самых сильнодействующих еврейских средств смягчения суровых приговоров, вынесенных общине. Этот эпизод сказки прямо аппелирует к сюжету Свитка Эстер, в котором царица Эстер приказывает всей общине не есть и не пить 3 дня, чтобы помочь ей при поддержке Высшего Судьи отменить приговор, вынесенный евреям Персии. Мы также можем вспомнить,, что черные свечи и отказ от работы (т.е от повседневных дел) – это элементы траура, наряду с постом.
- Сидение не полу, хождение без обуви – это признаки траура в еврейском доме (например, во время шивы – 7 дней траура после погребения кого-то из самых близких родственников).
- Мы можем предположить, что раввин был обрадован тем, что его взрослые сыновья за 4 года жизни вне отчего дома не потеряли веру в Б-га и убежденность в Его всемогуществе.
- Первым аргументом была невозможность для еврея жениться на иноверке. Но это могло бы показаться королю оскорбительным, т.к. означало бы пренебрежение возможностью породниться с королевской семьей. Для выходя из этой сложной ситуации раввин и привел второй аргумент, который должен был убедить короля, что брак принцессы с евреем (который был в любом европейском городе человеком «второго сорта») не принесет королю почета. Вторым аргументов раввин как-бы умаляет себя и воздает почет королю, фактически называя себя тем, с кем королю родниться негоже.
- «Получить город» - означало стать тем, кто получает все городские налоги, т.е. откупщиком налогов. Огромные поборы раззоряли еврейские общины (т.к. для евреев налоги были бОльшими, чем для христиан) и вынуждали евреев менять место проживания (за невыплату налогов главы общин нередко заключались в тюрьму, т.к. налоги евреям назначались не подушно, а на всю общину). Сыновья раввина, становясь главами городов, спасали еврейские общины этих городов от чрезмерных грабительских поборов.
- Женитьба в еврейской среде всегда была не только моментом создания новой семьи, но и важным пунктом в установлении отношений между семьями жениха и невесты. В таких случаях «ихус», т.е. родовитость вступающих в брак, нередко ценилась выше красоты и богатства. Женитьба на дочери раввина - одного из самых уважаемых людей любой общины – была крайне почетна и говорила о высоком общественном статусе жениха.
- Вспомним о том, что спор из-за принцессы едва не рассорил братьев. Нам понятно, что эта опасность исходила из того, что братья были готовы нарушить важнейший запрет еврею жениться на нееврейке. А вот женитьбы на дочерях раввинов, т.е. «правильных» невестах, приводит братьев к миру и благоденствию. Благословением удачного брака в еврейской среде всегда считалось многочисленное потомство. Вот и у братьев появляется множество детей, внуков и правнуков – как подтверждение того, что братья живут в соответствии с заповедями!
- Пункты, по которым «Сказку о четырех братьях» можно считать именно еврейской сказкой, вы найдете во вступлениии к разделу «Сказко-терапия».