Вопросы к сказке "О четырёх братьях"

  1. Как так случилось, что у всех четырех сыновей раввина не было никакой профессии? Каким образом раввин содержал семью?
  2. Почему раввин не взял на себя ответственность за выбор профессии своих детей? Почему он решил, что им необходимо приобрести какую-то другую, «не раввинскую» профессию?
  3. Почему раввин поставил условием возвращения домой сыновей приобретение ими профессии? Означает ли это условие, что он был жестоким человеком?
  4. Почему сыновья раввина поклялись выбрать первое попавшееся ремесло? Говорит ли это об их легковесности и безответственности?
  5. Кто из «специалистов», встретившихся на пути братьев, мог бы быть евреем, а кто -  никогда?
  6. Почему евреи родного братьям города постились? Почему были закрыты лавки? Зачем зажгли черные свечи?
  7. Почему отец четырех юношей сидел на полу? Зачем он раззулся?
  8. Почему раввин обрадовался, услышав от сыновей слова  о том, что Б-г поможет общине города выбраться из беды?
  9. Почему раввин, возражая против женитьбы одного из своих сыновей на принцессе, привел второй аргумент? Разве первого было недостаточно?
  10. Что означает фраза «Каждый брат получил в награду по городу»?
  11. Почему сказка особо отмечает, из каких семей были невесты всех четырех братьев?
  12. Почему в одном предложении сообщается о разных, на первый взгляд, вещах – о том, что братья жили в согласии и мире, и о том, что у них было много детей, внуков и правнуков?
  13.  Что делает «Сказку о четырех братьях» еврейской (по пунктам)?

Варианты ответов на вопросы к  «Сказке о четырех братьях»:

  1.  Из текста скази следует, что сыновья раввина сидели целыми днями за книгами – вот и не обучились профессии. Основу доходов раввина, очевидно, составляли те средства, которые приходящие на раввинский суд (т.е. на разрешение различных тяжб и споров при посредстве раввинов) евреи выплачивали в качестве гонорара за улаживание конфликта сторон. Из текста также следует, что семья раввина жила бедно – это означает, что и община была бедной. Следовательно, сыновья раввина не могли найти в ней работы, аналогичной работе отца.
  2. Раввин, видимо, решил положиться на волю Творца в выборе будущей профессии для своих сыновей.
  3.  Раввину, который был добрым человеком (из текста видно, что он очень волновался из-за скорой разлуки с сыновьями), пришлось проявить определенную настойчивость, чтобы побудить своих детей к выбору профессии и обучению ей.  Очевидно также, что он хотел, чтобы его подросшие сыновья нашли таким способом возможность содержать самих себя и свои будущие семьи.
  4. Конечно, сыновья раввина не были легкомысленны, выбирая первое попавшееся им ремесло! Во-первых, они мало что знали о различных профессиях (круг профессий жителей местечек и небольших городков был резко ограничен), а во-вторых, юноши полагались на волю Творца, который направит их по верному пути (вспомните, как в случае с принцессой сыновья раввина были убеждены, что Всевышний им поможет)
  5. Из всех «профессионалов», встретившихся на пути братьев, евреями могли быть лишь столяр и вор. Охотник и звездочет – нет, т.к. евреи, ведущие традиционный образ жизни, не охотятся (дичь считается «трефа», т.е падаль, и не годится в пищу), а также не занимаются астрологией (см. Рамбам «Игерет Тейман – Послание евреям Йемена» - в этом небольшом сочинении рабби Моше бен-Маймон  - РАМБАМ- объясняет, почему евреям не следует заниматься астрологией).
  6. Пост – одно из самых сильнодействующих еврейских средств смягчения суровых приговоров, вынесенных общине. Этот эпизод сказки прямо аппелирует к сюжету Свитка Эстер, в котором царица Эстер приказывает всей общине не есть и не пить 3 дня, чтобы помочь ей при поддержке Высшего Судьи  отменить приговор, вынесенный евреям Персии. Мы также можем вспомнить,, что черные свечи и отказ от работы (т.е от повседневных дел) – это элементы траура, наряду с постом.
  7. Сидение не полу, хождение без обуви – это признаки траура в еврейском доме (например, во время шивы – 7 дней траура после погребения кого-то из самых близких родственников).
  8. Мы можем предположить, что раввин был обрадован тем, что его взрослые сыновья за 4 года жизни вне отчего дома не потеряли веру в Б-га и убежденность в  Его всемогуществе.
  9. Первым аргументом была невозможность для еврея жениться на иноверке. Но это могло бы показаться королю оскорбительным, т.к. означало бы пренебрежение возможностью породниться с королевской семьей. Для выходя из этой сложной ситуации раввин и привел второй аргумент, который должен был убедить короля, что брак принцессы с евреем (который был в любом европейском городе человеком «второго сорта») не принесет королю почета. Вторым аргументов раввин как-бы умаляет себя и воздает почет королю, фактически называя себя тем, с кем королю родниться негоже.
  10. «Получить город» - означало стать тем, кто получает все городские налоги, т.е. откупщиком налогов. Огромные поборы раззоряли еврейские общины (т.к. для евреев налоги были бОльшими, чем для христиан) и вынуждали евреев менять место проживания (за невыплату налогов главы общин нередко заключались в тюрьму, т.к. налоги евреям назначались не подушно, а на всю общину). Сыновья раввина, становясь главами городов, спасали еврейские общины этих городов от чрезмерных грабительских поборов.
  11. Женитьба в еврейской среде всегда была не только моментом создания новой семьи, но и важным пунктом в установлении отношений между семьями жениха и невесты. В таких случаях «ихус», т.е. родовитость вступающих в брак, нередко ценилась выше красоты и богатства. Женитьба на дочери раввина  - одного из самых уважаемых людей любой общины – была крайне почетна и говорила о высоком  общественном статусе жениха.
  12. Вспомним о том, что спор из-за принцессы едва не рассорил братьев. Нам понятно, что эта опасность исходила из того, что братья были готовы нарушить важнейший запрет еврею жениться на нееврейке. А вот женитьбы на дочерях раввинов, т.е. «правильных» невестах, приводит братьев к миру и благоденствию. Благословением удачного брака в еврейской среде всегда считалось многочисленное потомство. Вот и у братьев появляется множество детей, внуков и правнуков – как подтверждение того, что братья живут в соответствии с заповедями!
  13. Пункты, по которым «Сказку о четырех братьях» можно считать именно еврейской сказкой, вы найдете во вступлениии к разделу «Сказко-терапия».