Вопросы к сказке «Жених-Медведь»

  1.  Кто такой «цадик»? Почему богач поехал к цадику, чтобы «цадик вымолил у Бога для него хотя бы одного ребенка»? Почему только одного?
  2. В чем был смысл условия насчет бедняка во главе стола? Почему именно «во главе»?
  3. Чем можно объяснить «забывчивость» богача и его супруги?
  4. Почему сам Илья – пророк пожаловал в гости к богачу?
  5. Что такое «брис»? Зачем на брисе устроили «стол»?
  6. Какое имя (предположительно) было у сына богача?
  7. Зачем медвежонку были нужны «тфилин»? Зачем вообще нужны тфилин?
  8. Почему медведь потребовал, чтобы отец его женил? Он не мог справиться с выбором невесты сам?
  9. В чем был смысл выбора крайней хаты у реки?
  10.  Почему богач спросил у бедняка о том, куда тот уносил мясо и рыбу, только послезавершения трапезы?
  11. Почему только младшая дочь бедняка согласилась выйти замуж за юношу-медведя?
  12. Почему юноша уверен, что его отец нанес оскорбление всем беднякам – ведь из текста следует, что был оскорблен только один Илья-пророк в облике бедняка?
  13. О каком сюжете еврейской классической литературы напоминает нам сюжет этой сказки?
  14. Какие составляющие делают эту сказку еврейской (по пунктам)?

Варианты ответов на вопросы к сказке «Жених-медведь»:

  1. В истории хасидизма ЦАДИК (праведник) -  это безупречная личность, «идеальный еврей», находящийся в постоянном и непосредственном контакте с Б-гом и имеющим особые заслуги перед Ним. В представлении хасидов, сила молитвы цадика многократно превосходит силу молитвы простого еврея, не имеющего подобных заслуг. В сказке богач отправляется к цадику, видимо, потеряв надежду на рождение ребенка «естественным» путем. В этой ситуации богач надеется на чудо, поэтому, видимо, просит одного ребенка, т.к. даже рождение одного наследника (или наследницы) в данной ситуации будет проявлением безграничных возможностей Творца мира.
  2. Еврейская Традиция требует проявлять милосердие к бедным, больным и т.д. Исходя из этого, богач наверняка бы угостил бедняка в честь обрезания сына, дав бедняку немного еды. Но приглашение бедняка стать гостем на трапезе, да еще и  в качестве главы праздничного стола – это было условие, которого нет в Традиции, и которое требовало от богача определенного отказа от привычного поведения (когда во главе праздничной трапезы сидят самые уважаемые и именитые гости, что повышает статус и самого хозяина).  Такое требование цадика, видимо, должно было умерить гордыню богача.
  3. Можно только предполагать причину «забывчивости» хозяев дома. Видимо, условие  цадика было столь непривычным для него и настолько тяжким для его гордыни, что он предпочел уменьшить свои обязательства, но не отменить их полностью, т.к. бедняк все-же был приглашен за стол с другими гостями! Возможно также, что запомнилось само требование пригласить бедняка за трапезу, а «незначительная деталь» - приглашение его в качестве главного гостя – было забыто сразу после того, как было дано, т.к. грандиозное событие в жизни богача и его супруга – рождение долгожданного сына – вытерли из памяти и бедняка, и обязательства перед ним.
  4. В еврейской фольклорной традиции Илияу-пророк – это главный защитник бедных и угнетенных, восстанавливающий справедливость в отношении них и лично вмешивающийся в сложные ситуации.
  5. «Брис» - обряд обрезания еврейского мальчика на 8-й день после рождения. Название обряда происходит от слова, обозначающего «союз, договор». Гости, приглашенные на это торжество, поздравляют родителей младенца «со вступлением их сына в союз Авраама (с Б-гом, разумеется)». Трапеза-застолье на этом торжестве относится к разряду «сеудат-мицва», т.е. праздничных трапез в честь исполнения самых важных заповедей. Именно во время «бриса» оглашается имя мальчика.
  6. Возможно, имя, которое было дано сыну богача на «брисе» было Дов-Бер, что в переводе с древнееврейского и идиша означает одно и то-же, а именно – «медведь».
  7. «Тфилин» или филактерии – специальные молитвенные принадлежности, которые совершеннолетние мужчины (т.е. достигшие 13 лет) надевают во время  будничной молитвы.  «Накладывание тфилин» -  заповедь из Торы. Тфилин – это лучший подарок мальчику на праздник совершеннолетия!
  8. В обязанности  еврейского отца по отношению к сыну входят следующие: дать сыну еврейское образование (привести к Торе), еврейское воспитание (привести к добрым делам), а также женить его. Некоторые мудрецы также добавляют требование научить плавать.  Медведь, будучи в душе хорошим и послушным еврейским мальчиком, полагается на жизненный опыт отца в выборе невесты и напоминает отцу о родительских обязанностях, )))))). И это понятно – какую приличную еврейскую девушку можно найти в лесу? – Там одни Шапки Красные гуляют!!!))))))
  9. Это – одна из «непоняток» текста для детей и подростков, воспитанных в представлении о том, что частный дом  возле водоема – это признак достатка и комфорта. Тут необходим экскурс в историю евреев Восточной Европы! Следует объяснить, что самое дорогое и престижное жилье в местечках (где в основном жили евреи) – в центре, рядом с рынком. Там можно было устроить и лавку, дающую доход, и постоялый двор, и мастерскую. Там рядом располагались синагога, ешива и хедер. Проживание в центре давало возможность активного участия в жизни местечка(на идише – штетл). Окраина у реки, в сыром месте на отшибе, было уделом самых бедных жителей местечек. Поэтому понятно, что найти невесту для сына-медведя, в бедном квартале было проще, чем в центре штетла , где росли барышни с приданным.
  10.  Понятно, что вопрос о том, куда «уходят» деликатесы со стола, не мог быть  напрямую задан во время трапезы  - чтобы не опозорить хозяина дома и не поставить его в неловкое положение. После трапезы и во время беседы это было более уместно.
  11. У девушки-бесприданницы было мало шансов на замужество. В ситуации младшей из 5 незамужних сестер, эти шансы сводились к нулю, т.к.  родители первыми старались выдать замуж старших дочерей. Именно поэтому богач начал опрос по старшинству. Согласилась только младшая, т.к. ей казалось, видимо, что быть женой  материально обеспеченного еврейского медведя  лучше, чем остаться незамужней бесприданницей.
  12. Илияу-пророк представлял не себя, а всех бедняков. К тому же, условием цадика было приглашение на трапезу не конкретного бедняка, а любого, зашедшего в дом. Именно поэтому поступок богача был проявлением его  пренебрежения ко всем беднякам, а не только к одному, пришедшему на брис.
  13. Сюжет этой сказки живо перекликается с Книгой пророка Даниэля (см. любое издание «Книги пророков» (Ктувим) из Танаха). Эпизод с рукой, пишущей слова на двери, представляет собой  почти точную копию сюжетного хода Книги Даниэля с появлением на стене надписи «Меней, меней, текейл у-фарсин», которую невозможно ни стереть, ни расшифровать. Эта надпись сообщала о наказании за неблаговидные деяния царя Баалейшецара (сына Навуходнецара).

Что делает сказку «Жених-медведь» еврейской (по пунктам):

1. Еврейские реалии – имена, особые события в жизни, особые «еврейские» персонажи, особые реалии еврейского быта, особые еврейские профессии главных героев, еврейские названия населенных пунктов и т.д.

Илияу-пророк, имя Берл, цадик, пир в честь обрезания (брис), бар-мицва, покупка тфилин для сына на 13-летие и т.д.

2. Нравоучительный характер сказок, морально-этический урок, ими преподаваемый, аппеляция к еврейским религиозным ценностям.

 Наказание за неэтичное поведение богача (смеялся над требованием бедняка) и нарушение обещания. Важность выполнения сыном(хоть и медвежьего вида) заповеди о тфилин.Раскаяние богача в содеянном и милосордие девушки, согласившейся стать женой медведя, отменяют строгий приговор отцу.Кроме того, сын, женившись, становится самостоятельной личностью и перестает нести ответственность за проступок отца.

3. Опора на еврейские классические тексты: прямые аллюзии на сюжеты «еврейской классической библиотеки» или намеки на такие параллелизмы. Как вариант – параллели с сюжетами еврейской истории.

Прямые аллюзии на книгу пророка Даниэля.

4. «Еврейская логика» построения и развития некоторых сюжетных ходов и поведения главных героев сказок

Сын богача, даже превратившись в медведя, не забывает об обязанности накладывать тфилин, а также напоминает отцу об обязанности женить сына.

Богач, придя в дом бедняка, не спрашивает его напрямую во время трапезы о том, куда исчезают блюда с мясом и рыбой.

Богач каждый раз косультируется с цадиком по поводу требований сына-медведя..