Понятие "веселье" в еврейских праздниках

    Почему "с приходом месяца адара мы веселимся"? Почему не с приходом месяца Тишрея? Ведь если и есть в Торе ясно выраженная заповедь о веселье - она повторена трижды в отношении праздника Суккот (Левит [Ваикра] 23:40; Второзаконие [Дварим] 16:13-15). Нерелигиозному человеку это может показаться странным, но существует прямая связь между заповедью веселиться в праздник и весельем в действительности. Потому что настоящий еврей, строго выполняющий заповеди, делает в праздник все, чтобы быть веселым. В "Шулхан Арух" подробно перечисляются все обычаи, связанные с весельем и праздники; к ним относятся: семейные и общественные собрания, праздничные трапезы с мясом и вином, праздничные (чистые) одежды и подарки членам семьи. Очень важно приглашать к трапезе бедняков и нуждающихся, чтобы веселье было "выполнением заповеди". Трапеза сопровождается рассказами, чтением мидрашей и застольными песнопениями. Основой праздника является отдых, покой - важная составляющая праздничного веселья. Ко всему этому добавляется особое праздничное богослужение (молитва). В итоге возникает чувство душевного и духовного подъема. В Пурим также существует обычай праздничной трапезы; соблюдается и заповедь о "подарках беднякам" (матанот ле-авьоним), но все остальные элементы праздника носят совершенно необычный характер.
    В праздник Пурим нам предписано поведение, являющееся нарушением всех норм по сравнению с остальными еврейскими праздниками. В еврейском календаре существует лишь один праздник, в который разрешается напиваться допьяна, буянить, насмехаться надо всем, что свято, рядиться в маски, дурачить и дурачиться, переворачивать все вверх дном, ставить с ног на голову и даже нарушать две заповеди:"Проклят тот, кто сделает изваяние или литого кумира, мерзость пред Г-сподом, изделие рук мастера, и поставит его в тайном месте" (Второзаконие [Дварим] 27:15) и "да не надевает мужчина одежды женской" (там же 21:5).
    Уже в книге Эстер праздничное веселье в Пурим связывается с питьем вина: Предписывается "пиршество и веселье" и мало того - вавилонский аморай Рав предписывает "напиться так, чтобы не отличать злодея Амана от праведника Мордехая" (Эстер 276). О "злодее Амане" и "праведнике Мордехае" говорится в благословении после чтения книги Эстер, и они являются крайними противоположностями. До какой степени беспамятства должен напиться человек, чтобы перестать отличать добро от зла, благословение от проклятия?
    Пурим - это некий "праздник наоборот", отличающийся от всех других, он словно насмешка над серьезностью и глубиной прочих еврейских праздников. Таков он у людей нерелигиозных, для которых обычай наряжаться в карнавальные костюмы превратился в главную "заповедь" праздника; таков он и в среде людей религиозных, строго выполняющих заповедь чтения книги Эстер, и человека, зашедшего в синагогу во время чтения, оглушают шум, свист, грохот, трещотки - настоящая карнавальная атмосфера.
    Что же это за праздник, в который в синагоге, во время выполнения заповеди о чтении священного текста, разрешается и даже предписывается поднимать такой шум?
    В "Шулхан Арух" ясно сказано о смысле праздничного веселья:
    "Когда человек ест, пьет и веселится в праздник (Суккот), не должен он увлекаться вином, смехом и легкомыслием... ибо пьянство, смех и легкомыслие - это не веселье,  а буйство и глупость... Ведь сказано, что служение Г-споду - в радости и нельзя служить Г-споду смехом или легкомыслием, или пьянством."
    Поэтому, когда автору "Шулхан Арух" пришлось объяснять необходимость пить и напиваться допьяна, он дал самые странные объяснения: "Поскольку все это чудо связано с вином - Вашти была изгнана во время пира с вином,  а  ее место заняла Эстер; Аман был свержен при помощи вина - вот поэтому наши блаженной памяти мудрецы и обязали нас напиваться допьяна... следует выпить по крайней мере более обыкновенного, дабы запомнить великое чудо. И заснуть,  а  во сне не сможет человек отличить "злодея Амана" от "праведника Мордехая".
    Но на самом деле не сон является целью питья вина,  а смех - освобождающий и здоровый - и легкомыслие, присущие необычному и дозволенному веселью в праздник Пурим.