Пурим - праздник "наоборот"

Предписание о веселье в праздник Пурим исходило от Мордехая - не Б-га и не законоучителя,  а  почтенного еврея, в прошлом - ассимилированного, достигшего высокого положения при дворе персидского царя: "И описал Мордехай эти события, и разослал письма ко всем иудеям, во всех областях царства Ахашвероша, ближних и дальних. Чтобы обязались сделать четырнадцатый день месяца адара и пятнадцатый день его из года в год, - как дни, в которые добились иудеи покоя от врагов своих, и как месяц, что обратил для них печаль в радость и скорбь в праздник, - сделать их днями пиршества и веселья, и посылки яств в дар друг другу и подарков бедным" (Эстер 9:20-22)

Как видно, не все приняли это распоряжение, и потому царице Эстер пришлось повторить его: "И писала царица Эстер, дочь Авихаила, и Мордехай иудей о важности этих событий, о том, чтобы исполнили это второе письмо о Пуриме" (там же, 9:29). Все это говорит о том, что наши предки далеко не сразу согласились принять новый праздник, да еще от таких сомнительных еврейских авторитетов, как Мордехай и Эстер.

Ниже мы расскажем о том, с каким трудом праздник Пурим пробивал себе дорогу в еврейскую традицию,  а  книга Эстер - в ТаНаХ. Во всяком случае, с того момента, как народ все же принял этот праздник, наша традиция обогатилась новым и необычным для нее элементом - весельем; так что даже стали поговаривать, что не будь Пурима - его следовало бы выдумать. Законоучители так высоко оценили праздник Пурим, что говорили:
 

"Если даже все праздники будут отменены, Пурим не отменят никогда". (Мидраш "Ялкут Шимони", притчи,9)