Мастер-класс по замесу Новогодних Хал
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вашему вниманию первый урок нашей кулинарной странички - мастер-класс по выпечке Новогодних хал.
Выбор такой темы был продиктован следующими соображениями:
- Умение выпекать халы – основное умение, которое должна освоить еврейская женщина – руководительница и полноправная хазяйка еврейского дома.
- Отделение халы – важнейшая заповедь, возложенная на женщину.
- Заповедь отделения халы «строит» и сохраняет еврейскую семью.
- В процессе к подготовке к изготовлению хал (покупка продуктов) и в процессе замеса-лепки-выпекания теста может принимать участие вся семья, что очень важно для укрепления семейных отношений.
- Обучение лепке хал – творческий процесс, в котором нет предела совершенству.
- Хлеб домашнего производства – самый вкусный!
- Во многих семьях соблюдение законов субботы начинается с обучения искусству создания шаббатних и праздничных хал.
- И самое главное!!! – мы начинаем нашу страничку в Дни Трепета. Именно в эти дни принято подавать к субботнему и праздничному столу халы особой круглой формы, символизирующей Новолетие, и обмакивать ломти таких хал в мед. А мы предлагаем вам рецепт Новогодних Хал, в которых мед уже есть внутри!!!!!
Что нужно для подготовки такого мастер-класса?
Совсем немного:
- большие миски (тазики) для замеса – они наверняка есть в школьных столовых или в клубах Общинных центров.
- Продукты – по числу участников мастер-класса (см. рецепт)
- Клеенчатые скатерти для столов – чтобы «ликвидация последствий» проведенного занятия не превратилась в проблему.
- Одноразовые ложки, стаканы для проверки яиц и отмеривания продуктов и глубокие тарелки для активизации дрожжей и взбивания яиц.
- Кулер – с водой для замеса. В отсутствие кулера – питьевая вода и электрочайник для подогрева воды.
- Пластиковые кульки для упаковки теста/хал.
- Участники мастер-класса приносят из дома любимые фартуки – косынки и т.д. В качестве компромисса можно купить одноразовые полиэтиленовые фартуки и шапочки для душа. Но лучше, разумеется, приносить все с собой – это сделает процесс замеса хал более «домашним» и личным мероприятием.
С чего начинается занятие?
С короткого вступительного слова, в котором ведущий очень кратко, но убедительно рассказывает о важности выполнения заповеди отделения халы, а затем, вручив каждому из участников распечатку рецепта, коротко инструктирует всех присутствующих по поводу порядка действий. Не забыть напомнить о проверке яиц и необходимости просеивать муку непосредственно перед замесом теста.
Очень важно сразу установить порядок работы, при котором участники приступают к каждому последующему этапу замеса теста только после объявления ведущего о начале этого этапа (иначе мастер-класс рискует превратиться в хаос).
После завершения замеса теста действия участников могут быть следующими:
- При наличии возможностей кухни – дожидаются, пока тесто не поднимется, затем вместе выполняют заповедь «отделения халы»,– лепят плетеночки-рогалики-ракушки и выпекают их в печах столовой под руководством сотрудников-поваров. Перерыв между замесом и лепкой хал (т.е. во время подъема теста) можно заполнить чаепитием и беседой о том, почему принято готовить халы по паревному рецепту. Преимущества этого варианта – участники прорабатывают весь процесс изготовления хал «от и до» и могут забрать домой уже готовые изделия. Такой вариант мастер-класса занимает около 4 часов!
- При отсутствии возможностей выпечь все халы прямо на месте – можно предложить замесить одну порцию теста до начала занятия, а затем, во время инструктажа, отделить халу, вылепить самые простые плетенки и испечь их с таким рассчетом, чтобы сразу после завершения замеса своего теста участники мастер-класса могли попробовать испеченные «преподавательские» халы. Разумеется, тут не обойтись омовения рук, без благословения на хлеб до и после. Замешенное тесто участники забирают домой, и там выпекают халы. Преимущество такого варианта – участники учатся на примере ведущего, как отделять халу, а также совершенствуют навыки омовения рук и произнесения благословений до и после хлеба. В данном варианте возможно также коллективное отделение халы от своего теста каждым участником мастер-класса. Такой мастер-класс длится 2-2,5 часа.
- Самый лаконичный вариант – только замес. Такой вариант неизбежен, если в Общинном центре или Хеседе нет ни одной мини-печи для выпечки халы. Тогда мастер-класс ограничивается замесом теста, показом способов лепки хал и коллективным выполнением заповеди об «отделении халы». Единственным преимуществом такого варианта является возможность провести мастер-класс в любом помещении, даже совершенно необорудованном, размеры которого позволяют организовать мастер-класс. Разумеется, у участников должен быть свободный доступ к крану с водой. Но и при таком варианте две главные цели занятия - обучение замесу дрожжевого теста и освоение навыка «отделения халы» - будут достигнуты! Время, необходимое для проведения «спринтерского» мастер-класса – примерно 1ч.40 ми
И напоследок – несколько технических советов ведущему:
- Перед началом мастер-класса следует разделить продукты на порциии, и каждую порцию поместить в миску для замеса.
- Порции продуктов для замеса теста не должны быть в близком доступе участников до окончания инструктажа, т.к. всегда найдутся «анархисты», которые решат, что им никакой инструктаж не нужен, и они могут делать то, что считают нужным в данный момент, никак не считаясь с действиями остальных участников. Такой разнобой в действиях сводит инструктаж «на нет» и приводит к превращению мастер-класса в хаотическое броуновское движение, нивелируя всю его образовательную составляющую. Чтобы этого не произошло – держите продукты недоступными для всех без исключения участников до момента подачи команды начинать замес.))))))))))
- После начала замеса ведущему следует несколько раз обойти участников, чтобы прямо на месте консультировать их по всем нюансам работы с тестом. Не заставляйте участников мастер-класса бежать к вам через весь зал со своими тазиками))))))
- Наилучший вариант дрожжей для замеса хал – это свежие «живые» дрожжи. В продаже можно найти дрожжи Львовского производства. Они – кашерны.
- Тем, для кого работа с дрожжевым тестом – дебют, лучше посоветовать добавлять растительное масло в тесто в конце замеса, а не в начале. Это позволяет контролировать качество теста, его мягкость и упругость.
- Стоит напомнить участникам мастер-класса, что лучше недоложить муки в тесто, чем положить лишнее количество. Слишком мягкое тесто можно припылить мукой в процессе лепки, а вот слишком тугое исправить уже невозможно!