"Раб господа - лишь он свободен"? Раздел третий
При помощи рассмотренных нами библейских источников мы попытались осмыслить различные аспекты египетского рабства: образ жизни раба, его распорядок дня, отсутствие желания и возможности освободиться от рабского сознания. Все это послужит нам основой для обсуждения понятия свободы.
Как мы видели, путь к свободе не ограничивается отменой рабства. Главное - это умение человека устанавливать себе цели и воплощать их в жизнь. Это определение отдаляет нас от привычной мысли о том, что свобода - это отсутствие обязанностей, возможность в любой момент делать все, что угодно. Свобода, выраженная в умении человека устанавливать себе цели и настойчиво и упрямо стремиться к их воплощению, часто связана с усилиями, с тяжелой работой, с овладением своими импульсами и инстинктами.
Свобода, к которой мы вышли из Египта, предназначалась не для того, чтобы дать разрядку сдерживаемым эмоциям, а для того, чтобы привести народ Израиля к иной системе жизненных рамок и задач - к служению Господу.
Приведенные ниже источники рассматривают религиозный образ жизни как образ жизни свободного человека. В основе такого утверждения лежит предположение, что смысл свободы - в способности человека выбрать жизнь, полную обязательств, исходя из веры в то, что эти обязательства являются наиболее верным путем воплощения смысла жизни, и поэтому именно в подчинении традициям выражает человек свою настоящую свободу.
Мишна Авот: глава 6, мишна 2
"И скрижали эти были делом Божьим, и надпись - надпись Божья, начертанная ("харут") на скрижалях" (Шемот 32:12). Читай не "харут" - начертанная, а "херут" - свобода, ибо только тот свободен, кто занят изучением Торы.
"Рабы у времени" - рабби Йегуда Галеви
Рабы у времени - они рабы рабов!
Раб Господа - лишь он свободен!
У Бога лучшей доли всякий просит.
Я попрошу Господним быть рабом!
Материалы для обсуждения
Мишна из "Пиркей авот" и стихотворение рабби Йегуды Галеви пытаются разрешить противоречие между свободой и рабством в жизни верующего человека. От верующего еврея требуется принятие сложной и жесткой системы заповедей. Служение Богу и исполнение заповедей по отношению к ближнему занимают важную часть в его распорядке дня и часто отделяют его от окружающих представителей других народов. Может показаться, что жизнь еврея - это жизнь рабства, рабства Всевышнему. Рабби Йегуда Галеви и мишна из "Пиркей авот" утверждают, что именно в выборе этого нелегкого образа жизни отражается свобода верующего человека. Свобода верующего - это внутренняя свобода человека, способного избрать нелегкий образ жизни, потому что он верит в то, что именно это придаст содержание и смысл его существованию.
Мишна трактует стих из Торы (Шемот 32:16), повествующий о возвращении Моше с горы Синай со скрижалями завета. Стих изображает Божью надпись, вырезанную ("харут") на скрижалях, но комментатор читает слово "харут" иначе, что придает тексту новый особый религиозный смысл. Десять заповедей, высеченных на скрижалях завета, отражают не рабскую покорность человека Богу, а наоборот - его свободу.
Рабби Йегуда Галеви рассматривает понятия "рабство" и свобода" и предлагает оценить два возможных вида рабства. Первый - преклонение перед пустыми, лживыми вещами, зависящими от времени и исчезающими вместе с ним - "рабы времени". Второй - "раб Господа" - человек, выбирающий для себя подчинение Богу. И, исходя из того, что Бог символизирует собой вечную истину, покорность человека Ему и есть настоящая свобода.
ПОНЯТИЕ "ПРАВА ЧЕЛОВЕКА"
Права человека - основные права и свободы человека в обществе, главные среди которых: право человека на сохранение жизни, здоровья, чести и достоинства, свобода передвижений и выбора рода занятий, свобода человека от задержания и ареста без суда и следствия и право распоряжаться личным имуществом по собственному усмотрению.
Начиная с 11-го века в различных странах формулировались законы, отражавшие заботу о правах человека в их текущем понимании. Наиболее известные и значительные декларации по охране прав человека - это Декларация прав человека и гражданина, принятая Французским национальным собранием в 1789 году и введение в Декларацию независимости США от 1776 года с поправками к конституции, принятыми в 1789 году.
Декларация независимости США начинается словами, отражающими идеологическую основу заботы о правах человека: "Мы полагаем, что эта истина ясна всем: все люди созданы равными. Создатель наградил нас определенными правами, от которых невозможно отказаться, среди них жизнь, свобода и стремление к счастью. Для того чтобы обеспечить эти свободы, и были созданы правительства..."
10 декабря 1948 года на Ассамблее ООН была принята "Универсальная декларация прав человека". Среди прав, сформулированных в Декларации: запрет рабства и запрет торговли рабами, равенство всех людей перед законом, право на публичный и беспристрастный суд, право на бракосочетание без ограничения расы, религии или национальности, равенство полов в вопросах брака, развода и в процессе семейной жизни, право на свободу мысли, совести и вероисповедания, право участия во всеобщих выборах и т. д .
В Декларации независимости Израиля записано, что государство "будет основано на принципах свободы, справедливости и мира - в соответствии с учением еврейских пророков; оно установит полное социальное и политическое равенство всех своих граждан без различия расы, религии и пола, гарантирует полную свободу совести, вероисповедания, образования и культуры... и будет верно принципам Устава Организации Объединенных Наций".
Эта Декларация не является обязывающим законом, и жизненная реальность и политическая система в государстве Израиль привели к возникновению ряда законов и общественных норм, противоречащих принципам Декларации независимости. Это, прежде всего, касается свободы вероисповедания и статуса меньшинств в Израиле. В Кнессете был сформулирован и утвержден основной закон о свободе и достоинстве человека. Этот закон претерпел немало изменений и был утвержден в окончательной форме Кнессетом в 1992 году. Формулировка закона и борьба, происходившая вокруг него, также отражают огромное противоречие, существующее в израильском обществе между демократией и религиозным законодательством.
Рабби Йегуда Галеви
(1075-1141)
Еврейский поэт и философ. Родился в городе Толедо в Испании. В конце жизни решил покинуть Испанию и отправиться в Палестину. В пути произошла буря, и его корабль бросил якорь в порту Александрии. Он пытался продолжить свой путь, но далее его следы теряются. Рабби Йегуда Галеви прославился прежде всего своей книгой "Кузари", тема которой - доказательство правоты и превосходства еврейской религии, ее законов и верований. Рабби Йегуда Галеви является также автором многих религиозных гимнов. Приведенное стихотворение - одно из наиболее известных его произведений
Темы для обсуждения
1. "Раб Господа" - человек, подчиняющийся системе религиозных ценностей, морали и законов, вынужден постоянно трудиться над собой, а часто и подавлять свои инстинкты и желания ради религиозной жизни. Как можно определить "раба Господа" в качестве религиозного человека?
2. Можете ли вы описать ситуацию, в которой вы приняли на себя сложную систему обязательств, и, тем не менее, ощущали себя свободным человеком?
3. Существует ли, по-вашему, свобода, не связанная с принятием на себя обязательств?