Истина и вера

Существует разница между верой и познанием истины. Истина - это то, что можно видеть и осязать. Вера - это то, во что верит человек. В определенном смысле истина более материальна, чем вера, потому что она основана на знании, которое подтверждено опытом, а опыт - нечто существующее. Но по этой же причине истина более ограничена.

У Моря народу Израиля мгновенно открылось милосердие   Б-га . Евреи узнали, с какой целью  Б-г  послал им страдания в годы рабства. Это знание для них стало "истиной".

Но как же будущие испытания? Как евреи и их потомки будут воспринимать испытания в других обстоятельствах, когда присутствие  Б-га скроется от них и Его милосердие будет не столь очевидным? Смогут ли они "верить" и тогда, когда "истина" будет от них скрыта? То, что произошло у Моря, было на самом деле величественным явлением. Любой раб мог увидеть в происходящем пророчество, которое по ясности видения далеко превосходило все виденья Иехезкеля. Даже дети настолько ясно видели присутствие  Б-га , что могли показать пальцем и сказать: "Вот мой  Б-г ". То есть они верили! Перед ними открылась столь ясная картина, что они навсегда твердо поверили: отныне любое грядущее испытание всегда будет всего лишь новым проявлением воли и милосердия  Б-га .

В чем заключается необходимое условие создания песни? В постижении человеком того, что все имеет свое назначение. При этом человек достигает состояния святости. Все десять священных песен, перечисленных в Мидраше, были спеты, когда люди достигали состояния наивысшей святости. Без святости нет песни. Даже чудо Пурима, которое показало, что всякий естественный ход событий - лишь перчатка, скрывающая руку Г-спода, даже это чудо не могло вызвать к жизни  Б-жественную  песнь. Именно по этой причине в праздник Пурим не читают молитву Аллель. Чудо Пурима произошло за пределами Священной Земли, которая сама - источник святости. Поэтому чудо, происшедшее с евреями в Персидской империи, не могло вызвать потока чувств, который Тора называет словом "песнь". Молитва Аллель - прославление Г-спода не что иное как осознание назначения всего сущего.

Талмуд так объясняет, почему Аллель не читается в праздник Пурим. Рука Г-спода лежит на всем сущем. Каждая частичка мироздания поет гимн Б-гу , все послушно Ему. Однако таинственность чуда Пурима - лишь иллюзия. Никакой таинственности в нем нет: под видимым совпадением событий скрывалась рука Г-спода. Но ведь это абсолютно то же самое, о чем говорится в молитве Аллель. Потому читать Аллель в Пурим нет необходимости - все есть в Мегилле.

Когда царь Шломо завершил строительство Святого Храма, он построил не просто здание. Им была выражена радость ощущения Г-спода, равной которой не было со дня Творения. Шломо построил земной Храм, который был повторением Храма небесного. В Мидраше сказано, что человек повторяет созданное  Б-гом . Кстати, в этом и заключается источник радости человеческой души. Шломо сказал: "Я построил Тебе Дом, чтобы Ты в нем жил. Он будет Твоим вечным постоянным приютом" (Мелахим 1, 8:13). Готовое знание о гармонии мироздания дано лишь ангелам. Именно поэтому они исполняют хвалебную песнь Г-споду. Но это же знание составляет суть Святого Храма, а раз так, то оно явилось людям в Храме Шломо. Царь Шломо поднял народ Израиля до такого уровня, что стало понятно, что все происходящее на земле - дело Его рук и находится в Его власти. Это познание и есть Песнь.

Мир как позитивная идея

Та же идея выражена в имени Шломо. Слово шломо означает мир с ним, то есть мир принадлежит ему. Мы знаем, что мир возможен только тогда, когда каждая из составных частей мира, общества или даже отдельной личности выполняет предписанную ей роль. Возьмем, к примеру, такой случай: человек чувствует неудовлетворенность из-за того, что условия его жизни не позволяют ему заняться желанным делом и реализовать свой талант. Или применительно к нашей теме: ему не хватает времени на изучение Торы или, скажем, душевного покоя для того, чтобы как следует понять то, что он изучает. Тогда мы говорим, что такой человек находится в разладе, то есть не в "мире", с самим собой. Конечно, взрослый человек рано или поздно приспосабливается к любой ситуации. Он не будет безрассудно набрасываться на всех, кто ему мешает. Научившись подчиняться неблагоприятным обстоятельствам, он тем самым преодолевает их. Однако такое приспосабливание - не мир, а лишь отсутствие войны.

В общественной жизни та же проблема проявляется с еще большей очевидностью. Преступность можно контролировать, если полиция будет действовать эффективно, суды без задержки налагать наказание за уголовные преступления. Войны могут сдерживаться благодаря равновесию сил или страху враждебных стран друг перед другом. В конце концов, нации могут просто не захотеть расходовать свои усилия на массовые убийства и страдания. Но жадность, ненависть, подозрительность и лицемерие останутся. Как говорится в трактате Авот: уберите угрозу возмездия, - и человек поглотит человека. Когда действует угроза возмездия, мы видим лишь отсутствие войны, но отнюдь не мир. Так что же такое мир?

Мир, Шломо и храм

С еврейской точки зрения мир - понятие позитивное. Оно означает, что все способности человека, все люди в обществе и все общества в мире должны иметь возможность найти себе подлинное применение. О настоящем мире можно говорить лишь тогда, когда каждый человек удовлетворен своим назначением и выполняет его, тем самым как бы присоединяясь к общей симфонии мироздания. В этом смысле век царя Шломо был одним из самых уникальных в истории. Давид закончил войны, он одержал победу над врагами внешними и внутренними, то есть вне себя и в себе. Время следующего царя, Шломо, было временем спокойствия и глубокого изучения Торы, когда душа обрела покой, а человек - достаток, дающий удовлетворение желаниям. Из далеких стран приезжали люди, чтобы отдать должное мудрости царя и привезти ему дань. На земле был мир. Когда строительство Храма завершилось, цари и правители всех стран послали в Иерусалим свои подношения  Б-гу . То, действительно, было время мира в самом положительном смысле слова.

Взгляды всех обратились к царю и Храму, ибо они явились воплощением одной и той же идеи: Храм, осененный  Б-жественным  духом, и Шломо, несший в себе  Б-жественный  дух. Ведь Шалом (в переводе "мир") - имя  Б-га , поскольку Он - Единственный Властитель мира. С другой стороны, о Шломо из Песни Песней тоже сказано: "Истинный Царь ( Б-г ) Тот, Кому принадлежит мир".

Вот почему  Б-г  сказал Давиду: "Сын родится у тебя. Будет он человеком мирным. И дам Я ему покой от всех его врагов, поэтому Шломо будет ему имя. Мир и спокойствие дам Я Израилю в его дни" (Диврей hаямим, 1, 22:9).

Г-сподь говорил не просто о человеке из плоти и крови по имени Шломо. Он пообещал Давиду, что Храм будет построен идеальной личностью, то есть тем, кто будет править идеальным миром. Этот правитель принесет земле мир, будет воплощать собой мир и, представляя на земле Того, Кому мир принадлежит, даст звучание общемировой симфонии.

Песнь Песней - музыка мироздания (продолжение)