Сомнения народа
Сомнения народа
Сыны Израиля впервые постигли эту истину, когда преследуемые египтянами, остановились перед непроходимым морем. Не было у них тогда возможности ни сражаться, ни спастись. Те, кто были слабы духом, решили, что они обречены, что Б-г вывел их из безопасного Гошена только для того, чтобы они встретили свою смерть или попали в еще более ужасное рабство.
"(Моше сказал:) Г-сподь будет сражаться за вас, а вы оставайтесь спокойными. Тогда сказал Г-сподь Моше: "Почему взываешь ко Мне? Скажи детям Израиля, чтобы шли вперед" (Шмот, 14: 14-15).
Мидраш, комментируя эти строки, цитирует строки из Песни Песней (1:2): "Передай мне Твою сокровенную мудрость и любовь, потому что Твое расположение ко мне приятнее, чем все земные наслаждения".
Этот перевод следует аллегорической интерпретации Раши. В буквальном же смысле сказано, что народ Израиля просит Б-га даровать "поцелуй Его Уст". Рабби Авраам из Слонима объясняет значение слова "поцелуй" в таком контексте: ужас охватил детей Израиля, они были окружены со всех сторон, их жизнь была в опасности. Взывали они к милосердию Г-спода и не видели никаких средств к спасению. В Святом Писании сказано:"Искренни укоризны любящего и лживы поцелуи ненавидящего" (Мишлей, 27:6).
Поцелуй - знак любви и близости, он символизирует чувство одного человека к другому, возникающее в самых сокровенных глубинах его души. Поцелуй - материальное воплощение чувства, то есть чего-то эмоционального, духовного.
Что противоположно поцелую? Упрек. Упрек причиняет боль. Обычного человека оскорбляют острые упреки, так как они могут глубоко ранить и причинить боль большую, чем раны, нанесенные оружием. А потому все, как правило, предпочитают поцелуи упрекам. Обычно, целует друг, а враг упрекает, потому принято считать, что тот, кто целует, - друг, а кто упрекает, тот - враг. Да и как может быть иначе, спрашиваем мы, ведь если он меня любит, как он может причинить мне боль? Однако не надо быть очень мудрым, чтобы заметить следующее: каждый из нас знает на своем опыте, что не все поцелуи чистосердечны, некоторые специально предназначены для того, чтобы скрыть враждебность и усыпить подозрения. С другой стороны, не в каждом упреке содержится враждебность. Искренний друг, то есть тот, кто искренне заботится о другом человеке, должен уметь искренне осудить его, если того требуют обстоятельства. И если тот, кому предназначен этот резкий дружеский укор, чувствует себя обиженным, если он почему-то глубоко оскорблен и начинает испытывать столь сильную неприязнь к другу, что готов в своем озлоблении пожертвовать дружбой, то даже это не должно остановить истинного друга. Он более обеспокоен тем, чтобы помочь предмету своей привязанности, чем тем, чтобы завоевать его расположение. Ибо ради сохранения любви нельзя приносить в жертву тех, кого любишь.
Вот, что хочет сказать Шломо, когда говорит, что раны, наносимые другом, более свидетельствуют о преданности, чем многочисленные "поцелуи" врагов. Жаль, что встречаются люди настолько поверхностные, что предпочитают "целующих" врагов укоряющим друзьям.
Назначение человека
Когда у берега моря дети Израиля поняли, что оказались в ловушке, они увидели в этом "упрек" Б-га , и упрек отнюдь не дружеский. Неужели все чудеса, совершенные Моше, были лишь уловкой, чтобы выманить их из уютного безопасного рабства и сделать их беспомощной жертвой мстительного фараона? Неужели сам Б-г ополчился против них?
"... Страх овладел ими... Разве нет гробов в Египте, что ты взял нас умирать в пустыне? ... Лучше нам оставаться рабами в Египте, чем умереть в пустыне" (Шмот, 14:11-12).
Они не поняли сначала, что тяжкое испытание, которое они переживают, - это раны, наносимые истинным другом. Б-г поместил их в безвыходное положение, чтобы они осознали: спасение может прийти только от Него. Лишь оказавшись в тяжелом положении, евреи воззвали к Б-гу в отчаянной молитве, то есть сделали то, к чему не могли их принудить даже бичи египетских угнетателей. Этого и хотел Б-г . Итак, дети Израиля вознесли молитву, другими словами, они, осознав тщетность человеческих усилий, поняли, что нужно вести борьбу лишь с той силой, которая находится в них самих и которая стремится отдалить их от веры в Б-га . Сражаться же с фараонами тщетно и бесполезно. Сила любого фараона лишь в их собственной душевной слабости. Вот почему, как говорит Мидраш, Б-г явился им вблизи моря в образе молодого воина. Он дал им понять, что настало время для духовной борьбы, для раскаяния, очищения и молитвы. И как только они последовали Его указанию, сразу же Б-г сказал Моше:
"Почему ты взываешь ко Мне? - Я уже слышал их призыв".
Отсюда следует, что среди евреев были такие, которым открылась истина, и которые одержали победу в битве с собой. Поэтому Б-г объявил, что готов сразиться за них с египтянами.
Г-сподь показал вчерашним рабам, что все их страдания были не бесцельны, что ночь, в которую они были погружены, являлась лишь прелюдией к рассвету. - А для того чтобы лучше воспринять свет, надо научиться отличать свет от тьмы. Только тогда приходит осознание, что упреки Б-га - на самом деле Его любовь, Его поцелуи.