Ковчег Завета (Арон акодеш)
Исход - одно из величайших событий всех времен. Ежегодно евреи всего мира отмечают его праздником Песах. Но для израильтян того времени Исход был лишь началом великой борьбы, полной скитаний и трудностей. Под предводительством Моше, с великим идеалом Всевышнего Б-га в сердцах, израильтяне отправились на поиски страны отцов, которую никогда не забывали.
Путь сынов Израиля пролегал вдоль ряда источников и оазисов Синайской пустыни вплоть до горы Синай. Когда израильтяне достигли горы Синай, Моше велел разбить им здесь шатры. Он хорошо помнил эти места еще с того времени, когда жил здесь у жреца Итро.
На горе Синай произошло важнейшее в израильской истории событие - дарование Всевышним еврейскому народу Десяти заповедей. Моше принес израильтянам Десять заповедей, начертанных на двух каменных плитах - Скрижалях Завета. Эти десять законов легли в основу всего законодательства еврейского народа и составили моральное ядро его великой цивилизации. До наших дней мир чтит принципы, заложенные в Десяти заповедях, в которых содержатся основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ и ни один человек.
Десять заповедей скрепили Завет (союз), заключенный между молодым израильским народом и Единым Б-гом . Ни один другой народ никогда не имел столь справедливого и гуманного свода законов.
Ковчег Завета (Арон акодеш)
Ковчег Завета, или Кивот Завета, в котором хранились две священные Скрижали, упоминается в книгах Шмот (Исход,) 25, 22, Бемидбар (Числа) 10, 33. Он носит еще и другие названия: Ковчег Всевышнего, Ковчег Б-га Израиля, Ковчег Святыни, Ковчег Могущества.
Согласно описанию в книге Шмот (Исход), 25, 10-22; 26, 33-34; 37, 1-9 и 40, 20-21, Ковчег представляет собою изящный ларец из дерева акации, в 2,5 локтя длины и 1,5 локтя ширины и 1,5 высоты, изнутри и снаружи покрытый листовым золотом. По мнению некоторых ученых, он был снабжен четырьмя ножками. Одни представляют себе их в виде выступающих подставок (по мнению Кеиля), другие - как ножки у комода (по мнению Риггенбаха), а третьи - как лапки животного (по мнению Неймана). Над этими ножками или на четырех углах
ковчега сверху были привинчены 4 золотых кольца, два на одной стороне и два на другой, параллельной ей. Через эти кольца были продеты два длинных шеста, длиной в 7 или 10 локтей, также покрытых листовым золотом. Эти шесты служили для перенесения Ковчега с места на место. Они не вынимались из колец, разве только временно, когда надо было покрыть ковчег для перенесения, но сейчас же снова вдевались в кольца. В Ковчеге лежали скрижали Завета (Дварим (Второзаконие), 10,2). Рядом с Ковчегом хранились также сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания, а впоследствии также золотые дары филистимлян. Внутри же находились исключительно Скрижали. Верхний край Ковчега имел художественный карниз. Поверх Ковчега лежала массивная, сделанная из золота покрышка, носящая особое название - "каппорет" - "чистилище". Размер его определяется в Торе в 2,5 локтя длины и в 1,5 локтя ширины. О толщине его не говорится, хотя Лундий и Бэре определяют его толщину приблизительно в полпальца. На "каппорете" были сделаны из массивного золота изображения двух ангелов, называемых херувимами, расположенных по обеим сторонам Ковчега (вероятно по длине) так, чтобы "распростерши крылья, они осенили ими весь каппорет. Лицами своими ангелы были обращены один к другому, в тоже время, склоняя их к каппорету".
Ковчег был изготовлен искусным мастером Бецалалем б . Ури, из колена Дан. Постоянное место Ковчега было в Святая Святых, куда мог входить только один первосвященник раз в году - в день Йом-Кипур. Никто без опасности для жизни не мог смотреть на Ковчег (Бемидбар (Числа), 4, 20). Тревожили Ковчег только тогда, когда израильский народ снимался со стоянки для путешествия. Священники предварительно снимали со столбов завесу - "парохет", которой покрывали Ковчег, сверху клали второе покрывало из барсучьей кожи и над ним третье покрывало из голубой ткани. После того, как были вдеты шесты в кольца Ковчега, левиты из семьи Кегата входили в Святая Святых для перенесения Ковчега на плечах. Во время странствования Ковчег был в центре израильского стана. Во время же перехода через Иордан, он выступил вперед на расстоянии 2000 локтей от народа, притом его носили левиты, а не священники. Пропустив мимо него весь народ, священники, стоявшие с ним в очищенной от воды ложбине реки, вынесли его оттуда вслед за народом. Во время войны с ханаанеями Ковчег, вероятно, находился в Гилгале, затем он был перенесен в Бет-Эль (книга Судей, 20, 26-27). Оттуда вместе со Скинией Ковчег перенесли в Шило, где он оставался до смерти Эли. Хофни и Пинхас, сыновья Эли, имели Ковчег при себе на войне с филистимлянами. Последние, убив священников, захватили Ковчег в плен и унесли его в Ашдод. Вследствие катастроф, связанных с присутствием Ковчега в капище Дагона и в городах Ашдод, Гат и Экрон, филистимляне вернули израильтянам Ковчег с приложением золотых даров. Сначала он прибыл в Бет-Шемеш, где жители, не догадавшиеся сокрыть его от любопытных глаз, поплатились жизнью. Затем жители Кирьят-Иеарима взяли Ковчег к себе, поместив его в частном доме некоего Абинадаба и приставив к нему хранителем Элиэзера, своего сына. После завоевания Иерусалима царь Давид взял его из Кирьят-Иеарима для перенесения его в новую столицу, но новая катастрофа с поддерживавшим его Узой заставила царя оставить Ковчег временно у Овед-Эдома, где он пробыл в течение трех месяцев, после чего был торжественно доставлен в Иерусалим. Здесь он находился в особом шатре из драгоценных ковров. Построив большой каменный Храм в Иерусалиме, царь Соломон приказал священникам перенести туда Ковчег и поместить его в Святая Святых, под крыльями гигантских деревянных (из масличного дерева) ангелов. Ковчег там был поставлен так, что концы шестов, вдетых в его кольца, упираясь в парохет, образовывали с другой стороны выпуклости, похожие на перси женщины. Здесь Ковчег стоял на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень назывался "эвен штия". Из рассуждений талмудистов известно, что "эвен штия" имел под собой тайные подземные помещения. Во время сожжения Храма Навуходоносором Ковчег, вероятно, также сгорел. Во втором Храме Святая Святых была без Ковчега.
В наше время Ковчег Завета символизируют в синагогах специальные хранилища для свитков Торы в виде ниши в стене, обращенной к Эрец-Исраэль, а в самом Израиле - к Иерусалиму, в Иерусалиме - к Храмовой горе. Бывает, что и в самой нише стоит специальный шкаф со свитком Торы, который хранится в горизонтальном положении. Он обязательно отделяется занавесом, который символизирует парохет Святая Святых Скинии. В Вавилонии, расположенной к востоку от Эрец-Исраэль, Ковчег стоял у западной стены. В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Эрец-Исраэль, Ковчег стоит у восточной стены синагоги. Но если по каким-то причинам Ковчег Завета отодвигают от восточной стены, то он ставится у южной.
Место Ковчега, и с ним вся восточная сторона считаются самыми почетными в синагогах. У Ковчега молится кантор, перед Ковчегом выступают раввины общин или даршан (проповедник), а общество, кроме сидящих у восточной стены, молится к нему лицом.
В дни, когда читают Тору, раскрывают Ковчег и вынимают из него свиток Торы. Еще раскрывают Ковчег при произнесении Песни почестей в субботы и праздники, "Авину, малкейну" ("Отец, Царь наш") в дни поста и при особых молитвах в "ямим нораим" ("грозные дни") и в гошана - последний день праздника Суккот.
Во всех еврейских общинах существует обычай украшать Ковчег Завета нарядным, красиво вышитым парохетом (занавесом). Эта традиция упоминается еще в Талмуде. Принято устанавливать над Ковчегом модель Скрижалей Завета, на которой высечены два первых слова каждой из десяти заповедей.
Открытие и закрытие Ковчега считается важным обрядом и совершается обычно одним и тем же человеком. "Вынос Торы" сопровождается чтением библейских стихов "И было, когда Ковчег продвигался..." (Бемидбар (Числа), 10, 35), "Ибо с Сиона выйдет Тора..." (Шмот (Исход), 2,3) и "Благословен Господь" на арамейском языке (отрывок из книги Зогар). "Внесение Торы" в Ковчег также сопровождается чтением специально подобранных библейских стихов.