Месяц Тишрей
Тишрей - Весы
Знак месяца - Весы,
буква месяца - ламед,
орган месяца - левая рука,
колено месяца - Эфраим
Праздники месяца Тишрей
Первого (и по традиции, второго) Тишрей отмечают Рош а-Шана - Новый год. Принято считать, что первое Тишрей - день завершения Творения мира. В этот день был создан человек - мужчина и женщина.
По преданию, первый человек был создан на шестой день Творения и согрешил, вкусив плоды Древа Познания, в шестой день Творения. В тот же день человек предстал перед судом Всевышнего и был осужден. Но потом приговор был смягчен и смерть была заменена на изгнание из Рая. Поэтому день первого Тишрей считается днем Суда. В этот день все творения предстают перед Судом Создателя и Он определяет их судьбу в наступающем году.
Десятое Тишрей - Йом Кипур - День Прощения. В этот день Моисей получил вторые Скрижали Завета. В этот день народ Израиля был окончательно прощен за грех золотого тельца. Йом-Кипур - день поста. Этот день все евреи стараются проводить в синагогах в молитве и раскаянии. Десять дней - от Рош а-Шана до Йом-Кипура - десять дней раскаяния. В эти дни стараются соблюдать заповеди Всевышнего самым строгим образом. Пятнадцатого Тишрей начинается неделя веселого праздника Суккот. В течение этой недели принято жить в шалашах. На восьмой день после начала праздника Суккот - праздник Шмини Ацерет.
В этот день завершается и начинается годовой цикл чтения Пятикнижия, поэтому второе название этого праздника Симхат Тора ("Радость Торы"). Во время праздника Симхат Тора принято танцевать со свитками Торы.
Почему именно месяц Тишрей - новое начало? Почему 1-й день месяца Тишрей стал началом нового года и Днем суда?
Наши мудрецы говорят, что в этот день был создан мир. В Талмуде сказано: "Раби Элиэзер говорит: "В месяце Тишрей был создан мир, и в месяце Тишрей родились праотцы наши…" (трактат Рош а-Шана , 10б). По мнению рабби Элиэзера, Тишрей - это месяц начал: начала мира, начала нашего народа.
Но есть и другое мнение, согласно которому 1 день Тишрей - это шестой день Творения. В этот день были созданы первые люди, Адам и Хава, и потому именно он стал Днем суда, когда все творения Всевышнего предстают перед судом Создателя. Все поступки человека во время суда взвешиваются на весах справедливости (знак месяца Тишрей - Весы). На одну чашу весов кладут заслуги человека, а на другую - его грехи. Если грехи перевешивают заслуги, то человека осуждают, а если заслуги перевешивают грехи - оправдывают. Правда, веса поступков человека никто на земле не знает, потому как один и тот же поступок может иметь разный вес в зависимости от личности его совершившей и обстоятельств.
В наших священных книгах говорится, что Всевышний, приступая к суду над людьми, обращается к мере милосердия и не судит по всей строгости закона. "Сказал рабби Аба: В Рош а-Шана был создан человек, и предстал пред судом Всевышнего, и раскаялся, и Всевышний принял его раскаяние. И сказал ему Всевышний: "То, что произошло с тобой, будет законом для потомков твоих для всех поколений их: в этот день предстанут они пред судом, и если раскаются, приму Я их раскаяние, и встану с трона строгости закона, и сяду на трон милосердия, и сжалюсь над ними" (Зогар, 3:100).
Месяц Тишрей был сформирован посредством самой высокой из букв еврейского алфавита, буквой "ламед".
Астрологический знак этого месяца - созвездие Весы. И форма буквы ламед тоже напоминает весы, находящиеся в равновесии. Она как бы указывает на то, что в этом месяце жизнь человека взвешивается на весах, и соотношение его добрых дел с его проступками и преступлениями по принципу Б-жественной справедливости - мера за меру - определяет его будущее. Этому месяцу соответствует колено Эфраима, внука нашего праотца Яакова и сына праведника Йосефа. С этим месяцем ассоциируется следующая последовательность букв Б-жественного четырехбуквенного Имени: вав, гей, йуд, гей.
Суть природы этого месяца символизирует образ единства в браке.
Название месяца Тишрей указывает на то, что он стоит в начале года потому, что "тишрей" состоит из тех же букв, что и слово "рейшит" - "начало", слово которым начинается Тора и ее повествование о творении - берейшит - в начале. Первого Тишрей был создан человек, мужчина и женщина, и с этой даты началась история человечества. Именно по этой причине первого числа месяца Тишрей отмечается праздник Рош а-Шана - Новый год. По этой дате считают начало нового года от Сотворения Мира. Тот факт, что порядок трех первых букв в названии этого месяца - обратный алфавитному: сначала последняя его буква - тав, затем предпоследняя - шин, затем - рейш, указывает на качество суда, присущее Тишрею, месяцу суда над человеком. А у месяца Нисан, месяца "весны", времени нашей свободы - освобождения из Египта и месяца окончательного освобождения, начальные буквы стоят в алфавитном порядке, сначала нун, затем самех, что указывает на нисан как на время милосердия.
Названия месяцев еврейского календаря взяты из арамейского языка. Название месяца "Тишрей" означает искупление, прощение. Искупление всех проступков и преступлений прошлого дает человеку возможность начать новую жизнь, начать жить как бы сначала.
Буква ламед, как самая высокая буква еврейского алфавита, символизирует ту возможность, которую предоставляет человеку этот месяц, возможность подняться из глубин греха к духовным вершинам. Если человек приведет свою жизнь в порядок, соответствующий воле Б-га, и очистит свое сердце, чтобы оно услышало Его всемогущий голос и потянулось к Нему изо всех, данных Им, сил.
Согласно книге Отпет дераби Акива, буква ламед символизирует "лев" - сердце. Для того, чтобы убедиться в этом достаточно слева от ламед написать второй ламед в зеркальном отражении, и получится знак сердца.
Ламед также является одной из центральных букв еврейского алфавита, состоящего из 22 букв, среди которых ламед - одиннадцатая. Она заканчивает последовательность букв, стоящих в правой части алфавита, которая начинается первой буквой алеф и продолжается до ламед. Крайние буквы этой последовательности образуют одно из священных Имен Б-га Э-ль. Далее следуют буквы левой части алфавита, от мем до тав, которые образуют слово МеТ - смерть, мертвый. Итак, Тишрей отмечает конец первой половины года (который начинается Нисаном) и начинает вторую половину года. Будучи месяцем суда, Тишрей определяет судьбу каждого человека на наступивший год. Мидраш говорит, что в Рош а-Шана определяются доходы каждого человека на протяжении всего наступившего года. Стоит заметить, что традиционный перевод названия праздники Рош а-Шана - "Новый год" не точен. Буквально это название следует переводить "Голова Года", то есть главный день года. Первый день седьмого месяца - это середина года. А потому верно определить этот день и весь месяц Тишрей, как сердце года, сердце, которое распределяет и передает духовную энергию всему году.
Следуя за месяцем Элуль, буква которого йуд, Тишрей, с его буквой ламед образует слово "ли" - Мне. Это слово символизирует объединение Б-га с Его народом в образе свадьбы, когда жених говорит своей невесте: "Гарей ат мекудешет ли". - "Вот, ты посвящена мне (обручена со мной)". Так пересмотр всей прошлой жизни в Тишрее и раскаяние каждого из евреев возвращают весь еврейский народ к Б-гу, на Его пути, и приводят к единению с Ним. Буквы ламед и йуд начинают и заканчивают слово Исраэль и символизируют это единство (см. Бени Йирушалаим, о Тишрее).
Сущность этого месяца символизирует интимная связь между мужем и женой, что соответствует и установлению отношений между Б-гом и еврейским народом в этом месяце. С особой силой эта связь раскрывается в Йом-Кипур, десятого тишрея, когда еврейскому народу вновь были дарованы Скрижали союза с начертанными на них Десятью заповедями, что может быть уподоблено свадебному дару. Как человек приобретает жену, преподнося ей символический дар, а она, принимая этот дар, признает, что становится с этого момента его женой, посвященной только ему, становится его достоянием, так и еврейский народ, принимая Скрижали Завета, берет на себя обязательство быть верным и послушным спутником Б-га, исполняющим Его волю. Принимая эти заповеди, он обязуется и получает возможность стать АМ кадош. и мамлехет коганим - "народом святым и царством священников", отделенным и посвященным только Б-гу (и тем самым главою всех народов). (Примечание. К этому нужно добавить, что десятого Тишрея состоялось второе принятие Скрижалей Завета, потому что первые были разбиты Моше, когда он увидел поклонение золотому тельцу. Таким образом, это был как бы повторный брак, а первый брак состоялся в Шавуот, через пятьдесят дней после Песаха, и был аннулирован из-за этого греха.)
Эта идея, как объясняет Тикуней Зогар, заключена в имени Исраэль, буквы которого образуют слова "рош ли" - голова Мне, то есть еврейский народ стоит во главе всех народов, чтобы привести их к Б-гу по Его путям. В этом смысл стиха (Шмот, 19:6); "И будете Мне царством священников и народом святым".
Как учит астрология, тот, кто родился под знаком Весов, наделен особым даром к гармоничным и радостным отношениям между мужем и женой. Это благословение возвышается и усиливается, когда к нему прибавляются отношения между человеком и его Творцом в духе Торы.
Знак Весы символизирует день Суда, таков первый день года - Рош а-Шана и последующий период до Йом-Кипура, период интроспекции, душевных исканий и отчета за все, что сделано в предыдущем году. Астрология говорит, что рожденный под знаком Весов постоянно все проверяет и выясняет, изводит себя сомнениями и колеблется. Но изучение Торы и исполнение ее заповедей дают человеку возможность разрешить его сомнения и распутать все противоречия обыденной светской жизни.
Основной элемент месяца Тишрей - воздух, как и у месяцев Сиван и Шват, в эти месяцы произошло возобновление Торы. Если в Сиване были получены первые Скрижали Завета, то в Тишрее - вторые. А в месяце Шват Моше рабейну произнес перед сынами Израиля свою предсмертную речь, зафиксированную в книге Дварим (Второзаконие), которую называют также Мишнэ Тора или повторение, обозрение всей Торы). На двадцать первый день Тишрея мы также отмечаем Симхат Тору, праздник радости Торе, завершение предыдущего и начало нового годичного цикла чтения Торы. Элемент воздуха состоит из двух противоположных элементов, огня и воды, находящихся в состоянии равновесия. Так мудрецы объясняют и слово шамаим - небо, которое состоит из буквы "шин" от "еш"-огня и "маим" - воды. Тору часто ассоциируют с водой и с огнем.
Колено этого месяца, Эфраим, сын Йосефа, символизирует энергию Йосефа, прародителя Машиаха из дома Йосефа, который вместе с Машиахом, потомком Давида из царствующего дома Йегуды, приведет еврейский народ к полному освобождению. Такое сочетание колен находит параллель во взаимном дополнении месяцев Тишрей и Нисан. Месяц суда Тишрей дополняет месяц милосердия Нисан, в соответствии с Б-жественным принципом сначала оказывать милосердие, чтобы с его помощью человек смог потом выстоять на суде.
Весы, как символ Б-жественного суда, упоминаются в Мидраше Песикта (одном из ранних источников, цитируемых в комментарии к своду еврейского закона, Орхаим, 585:1, раби Элиягу, Гаоном из Вильно). На шестой день Творения, в десятом часу этого дня Адам был призван на суд Б-га за то, что съел запрещенный для него в это время плод Древа познания добра и зла. И тогда Б-г сказал Адаму: "Как ты теперь стоишь передо Мной на суде, так во всех грядущих поколениях твои потомки будут предстоять передо Мной на суде в этот день".(Интересно отметить, что в этом мидраше содержится еще одно подтверждение в пользу теории раби Йонатана Эйбишутца, который сказал, что в период Творения земля двигалась вокруг солнца намного скорее, чем теперь, потому что за девяносто шесть часов, которые прошли со времени творения звезд и планет, до десятого часа шестого дня прошло, по крайней мере, шесть месяцев.)
Небесное тело, которое управляет Тишреем, - это планета Венера (Нога), согласно Талмуду (трактат Шаббат, 15ба), она вызывает приливы любви и страсти. Эти чувства находят свое сильнейшее выражение во время празднования Суккот, которое начинается пятнадцатого числа месяца Тишрей в день полнолуния. Осенние праздники длятся восемь дней, сразу за седьмым заключительным днем Суккот идет праздник Шмини ацерет и Симхат Тора (празднование начала нового годичного цикла чтения и учения Торы), когда Б-г, Который дал еврейскому народу Свой высший дар - Тору, запись Своего учения обо всем сущем и о месте и назначении в нем человека, соединяется с избранным Им для осуществления Его воли еврейским народом (единственным народом, который согласился принять этот возвышенный дар и понести эту миссию) в единении, подобном единению в браке.
Б-жественное имя, соответствующее этому месяцу, гей, йуд, гей, вав. Эта последовательность отличается от порядка букв непроизносимого святого четырехбуквенного Имени йуд, гей, вав, гей тем, что две последние его буквы вав и гей в этом сочетании стоят впереди двух первых йуд и гей - указание на то, что Тишрей является временем суда. В Тишрее пробуждение начинается с человека, снизу, на что указывают последние буквы Имени вав, гей, предшествующие пробуждению свыше, которое символизируют первые буквы Имени йуд, гей.
В Имени, соответствующем месяцу Тишрей, порядок букв противоположен главному Имени, соответствующему месяцу Нисан, которое начинается буквами йуд, гей и указывает на то, что Б-жественное милосердие в этом месяце нисходит свыше и достигает даже самых малых, ничтожных и недостойных, как и было впервые в Нисане, когда Б-г вывел и освободил евреев из Египта.
Буквы Имени в Тишрее вав, гей, йуд, гей образуют слово вегайа ("и было" или "и будет"). Когда это выражение упоминается в Танахе (Мегила, 106), оно предвещает нечто хорошее, счастье. Но истинное счастье приходит к человеку лишь тогда, когда он пройдет период упорного труда и суда. Так, первая половина Тишрея выделена для суда, а вторая половина, которая открывается праздником Суккот, это время радости, кульминацией которой является Симхат Тора - радость Торы.
Радуясь от всего сердца, а символом этой духовной радости является Симхат бет гашоева, праздник возлияния воды на жертвенник Храма, человек удостаивается того, что на него изливается вдохновение руах акодеш - пророческого духа, посылаемого Б-гом (Сукка, 506).