Ту би-Шват. План-конспект урока традиции в 1 классе еврейской школы (урок обобщения и систематизации знаний)
Тема: "Ту би-Шват - новый год деревьев"
Цель урока:
Закрепить знания детей о законах и обычаях праздника;
развивать логическое и образное мышление, речь, внимание, ощущения, положительные эмоции, познавательную активность детей;
воспитывать уважение к традициям своего народа, чувства взаимопомощи, дружбы, бережное отношение к природе.
Наглядность:
предметные и сюжетные картинки по теме, кроссворд, названия деревьев и плодов, 2 корзинки для семян пшеницы и ячменя, натуральные плоды, аудиокассета с песнями.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Сколько существует праздников Нового года в еврейской традиции? Назвать их и дать им краткую характеристику.
2. В каком месяце еврейского календаря мы празднуем Новый год деревьев? Какова цель этого праздника?
3. Назвать обычаи праздника Ту би-Шват.
4. Каково значение деревьев в еврейской традиции?
5. Какие деревья Эрец-Исраэль вы знаете?
6. Ветви какого дерева Эрец-Исраэль изображены на гербе Израиля?
7. Какие плоды принято есть в Ту би-Шват?
8. Какие песни праздника вы знаете?
9. Расскажите стихотворения о Ту би-Шват.
III. Игра - соревнование.
(деление класса на команды; конкурсы)
1. Разминка. Решение кроссвордов.
Кроссворд № 1
1.
Я и черный, я и белый, я и ловкий, я и смелый,
Я без лестниц, без ступеньки на любую влезу стенку.
Ус зелененький завью, в грозди солнышко налью,
И ребятам-малышам все до капельки отдам.
2.
Полон зерен этот плод
И храниться может год.
Круглый, сладкий, сочный груз,
Изумительный на вкус.
3.
Какой плод можно съесть весь целиком,
И от него не останется ни косточек,
Ни кожуры, ни скорлупы?
4.
Плод древнего дерева,
который используется в приготовлении пищи,
в изготовлении лекарств, мыла, косметики?
5.
Сладкий, вкусный, словно мед,
И на пальме он растет.
Кроссворд № 2
1.
Что едят в Ту би-Шват?
2.
Как называется трапеза с определенным порядком благословений, еды, веселья?
3.
Кто (что) празднует в Ту би-Шват Новый Год?
4.
Злаковое растение, с которого начинают седер в Ту би-Шват.
5.
Злаковое растение, одно из семи плодов земли Израиля.
6.
Плоды, чье масло используется в ритуальных целях.
7.
Плод, с которым сравнивают сплоченность народа Израиля.
8.
Сладкий пальмовый плод.
9.
Вьющееся южное кустарниковое растение со сладкими крупными плодами.
10.
Сочный сладкий плод, употребляемый как в свежем, так и в сушеном виде (винная ягода).
11.
Город в Израиле, где жили каббалисты, наполнившие новым содержанием праздник Ту би-Шват, превратив его в символ единства народа Израиля и его природы.
12.
В ТаНаХической литературе деревья сравниваются с ......, "уничтожая дерево, тем самым отнимаешь у ...... жизнь". (р. Авраам ибн Эзра)
Для этого кроссворда мы предлагаем два варианта заполнения, которые можно предложить двум командам.
Вариант 1
Вариант 2
ответы на кроссворд № 2
1. плоды, 2. седер, 3. деревья, 4. пшеница, 5. ячмень, 6. оливки, 7. гранат, 8. финик, 9. виноград, 10. инжир, 11. Цфат, 12. человек.
2. Игра "Оживи пшеницу и ячмень".
Цель игры: составить колосья пшеницы и ячменя, развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство взаимопомощи.
Описание игры: Ведущий (учитель или ученик) ставит корзину с вырезанными из картона разных цветов "зерна" пшеницы и ячменя (пшеница - желтого, ячмень - коричневого цвета) и стебли растений. По команде ведущего дети начинают выбирать зерна заданного командам цвета и составляют колосья.
Итог игры: побеждает команда, которая первая выполнит задание и получит очко.
3. Игра "Волшебный мешочек".
Цель игры: по описанию участников одной из команд, участники второй команды должны угадать название описанного предмета (каждая команда описывает по 4 предмета), развивать образное мышление, речь, внимание, ощущения.
Описание игры: В мешочке находятся: изюм, гранат, инжир, орех, финик, яблоко, банан, апельсин. Участник, не глядя в мешочек, берет один из предметов, и, не вынимая его для обозрения, описывает его качества (форму, цвет, вкус, размер, и т.д.). Участники второй команды должны угадать название описанного предмета.
Итог игры: Выигрывает команда, которая правильно отгадает все названия и получает очко.
4. Конкурс капитанов.
Цель игры: в течение 1 минуты капитаны команд должны записать как можно больше названий фруктов, развивать память, мышление.
Описание игры: капитаны записывают названия фруктов.
Итог игры: Побеждает тот, кто назовет наибольшее количество фруктов, не повторяя своего оппонента, и получает очко.
5. Соревнование.
Цель игры: поставить названия растений и деревьев по алфавиту, развивать внимание, быстроту, ловкость.
Описание игры: Ведущий раздает каждому участнику таблички с названиями растений и деревьев Израиля:(1-й команде - названия 7-ми растений Израиля, 2-й команде - названия деревьев Эрец-Исраэль). Дети должны построиться по алфавиту.
Итог игры: Побеждает команда, первая выполнившая задание, и получает очко.
IV. Подведение итогов.
1. Награждение победителей.
2. Сладкий стол.