Б-г не оставит свой народ. Четвертый урок
Предыдущие уроки своей суровостью подготавливают нас к ужасным возможностям, которые всегда существуют для евреев. Четвертый же урок, напротив, несет надежду и вдохновляет; возможно, именно этот урок и отражает основной смысл персидского галута.
В этот период евреям открылась основополагающая экзистенциальная особенность их существования, защищающая их от любой угрозы со стороны злобствующих врагов. Всякий раз, когда евреям угрожает неизбежное уничтожение Б-г неизменно посылает для спасения Своего народа одного или нескольких Своих посланцев шлихей АШем. В Персии эта роль досталась Мордехаю и Эстер, так же, как в Египте она выпала Моисею, когда Г-сподь сказал ему: "А теперь иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи народ Мой, сынов Иэраилевых, из Египта" (Исход 3: 10).
Как это ни парадоксально, человек - просто человек из крови и плоти - может взять на себя смелость быть представителем Б-га . Пророки обычно передают то, что им сказал Б-г , или совершают внушенные Им действия, однако они не являются представителями Б-га . Тем не менее, согласно основному положению иудаизма, Б-г проявляет себя, главным образом, через человека. В грядущую Мессианскую эру спасение придет через человека, наделенного властью свыше - мелех hаМашиах. В Талмуде рабби Гилель выразил точку зрения, согласно которой в будущем никакого индивидуального Мессии не появится, а Мессианскую эру принесет нам Сам Г-сподь (Сангедрин 99а). Рав Йосеф выступил против такой точки зрения, заявив, что она граничит ересью. Представление о том, что геула (Освобождение, Избавление) всегда достигается при посредничестве шлиах hаШем, является одним из догматов веры.
В тринадцати принципах веры, сформулированных Маймонидом, мы читаем:
"Я верую полной верой в приход Мессии, и хотя он медлит, я буду ждать каждый день, что он придет". Здесь речь идет об ожидании самого Мессии, а не прихода Мессианской эпохи. В книге Исход (2:23-25) мы видим, что Г-сподь слышал стенания страдающих евреев, и от стиха к стиху становится все более ясно, что Всевышний готов к геуле.
"... И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы вошел к Б-гу . И услышал Б-г стенание их... И увидел Б-г сынов Израилевых, и призрел их Б-г ".Почему же геула не наступила? В следующем стихе объясняется, что "Моисей пас овец Итро, тестя своего" (там же 3:1). Моисей еще не был готов к своей миссии, поэтому Г-сподь ждал. Понадобилось семь дней уговоров, говорят наши мудрецы, чтобы убедить Моисея, смирение и скромность которого были чрезвычайны, принять на себя то, что ему предназначено. Точно так же в Шушане старец Мордехай и его молодая племянница Эстер должны были сначала подготовить в себе ощущение полной личной ответственности и выработать стратегию, которой следовало придерживаться, и лишь после этого процесс геулы мог начать разворачиваться.
Во все времена для того, чтобы евреи могли выжить, критически важно, чтобы они живо хранили в памяти эти четыре урока. В то самое время, когда мы призываем на помощь всю нашу человеческую изобретательность для борьбы с надвигающейся физической опасностью, мы непоколебимо верим, что заступничество Всевышнего сокрушит злобные замыслы Амалека. Окончательная победа за Ним, а, значит, и за нами.