Человек способен стать абсолютным злодеем. Первый урок
Наша вера в доброе начало в человеке не должна закрывать нам глаза на дремлющие в нем демонические силы. Для каждого ясно, что цивилизованные люди могут превратиться в воплощение зла. В одно мгновение лаковый слой социальных норм может исчезнуть и наружу выйдет самое грубое и безобразное в человеке. Созданный "по образу и подобию Б-жьему ", человек может вдруг впасть в неистовство, превратиться в чудовище.
"Гонцы отправились быстро по слову царя. Объявлен был указ и в Шушане, столице; царь и Аман сели пировать, а город Шушан был в смятении" (Эстер 3: 15).
Их смятение объяснялось всегдашней наивностью евреев, которые даже представить себе не могут, чтобы человеческое существо могло вести себя как хищный зверь в дремучем лесу. Это было ошеломляющее и ужасное открытие для евреев Персии. Всякий еврей на интуитивном уровне убежден в том, что добро есть врожденная черта человека, что Б-жественная искра живет в каждом человеческом существе, даже в закоренелом грешнике и преступнике. Это основа тшувы (раскаяния) - вера в то, что в самой глубине души человек чист и поэтому для него всегда возможно моральное возрождение. Поэтому неожиданное столкновение с тотальной жестокостью Амалека явилось для евреев тяжелым и болезненным пробуждением.
В лице Амана евреи Персии столкнулись с одним из потомков Амалека. Кто такой Амалек? Он - воплощение абсолютного зла, для него отсутствие морали есть норма.
- В Торе сказано: "Война у Г-спода против Амалека из рода в род" (Исход 17:16).
Не кажется ли, что объявление войны какому-то кочевому племени не соответствует достоинству Всемогущего Б-га ?
- Раши добавляет: "Г-сподь поклялся, что Имя Его и царствие Его не восторжествуют окончательно до тех пор, пока не сотрется имя Амалека".
- Более того, наши Мудрецы учили, что победа над Амалеком произойдет только в дни Мессии.
Амалек, очевидно, есть нечто большее, чем кочевое племя. Он нечто большее, чем некоторая конкретная группа людей, или национальность, или народ. Это взбесившийся человек, человек, променявший свой Б-жественный лик на гримасу сатаны. Любая нация, объявившая своей политикой уничтожение евреев, есть Амалек, потому что это он начертал на своих знаменах лозунг холодной и бесстрастной ненависти:
"Пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля" (Псалмы 83: 5).
Именно против такого закоренелого злодейства призывает нас сражаться Г-сподь и именно его объявил Он Своим вечным врагом. Вот почему существует позитивная заповедь Торы: "Помни, что сделал тебе Амалек на пути, когда выходили вы из Египта... не забудь" (Второзаконие 25: 17-19).
Чтение этой части Торы приурочено к Субботе, предшествующей Пуриму.
В нашем поколении Амалек с очевидностью воплотился в Гитлере и Сталине. Евреи в Германии, даже уже находясь в концентрационных лагерях, отказывались верить слухам о массовых расправах вплоть до того момента, когда было уже поздно. В коммунистической России многие евреи продолжали поддерживать Сталина, несмотря на то, что он уже показал себя тираном и антисемитом. Евреи со своей верой в человека чрезвычайно наивны и потому особенно уязвимы. Вероятно, евреи Персии тоже спрашивали друг друга, отказываясь верить своим глазам: "Да может ли такое случиться здесь?"
- Первый урок Пурима заключается в том, что евреи, где бы они ни жили, даже находящиеся в благоприятных условиях, обязаны решительно отвечать: "Да, это может случиться здесь, равно как и в любом другом месте, точно так же, как это случалось в прошлом". Этическая восприимчивость и уважение к человеку, столь благодатно запечатленные в еврейском характере во времена его египетских испытаний и укрепившиеся благодаря проповедям пророков, не должны мешать евреям видеть жестокую реальность.
Хочется верить, что трезвое осознание возможности ужасных событий приведет к бдительности и предусмотрительности. Амалек - это явление историческое.
Ло тишках (Не забудь!) - этот урок мы обязаны помнить.