Пурим. План-конспект интегрированного урока "традиция-чтение" в 1-2 классах
Тема урока:
- Обычаи праздника Пурим: изгнание Амана и съедание "ушей Амана".
- Р.Элицур "Что за шум?".
- Изготовление традиционного блюда - Озней Аман (Оменташен).
* Эту тему можно изучать на протяжении нескольких уроков: знакомство с обычаями и изучение стихотворения - на одном уроке, а приготовление озней Аман - на другом уроке или в послеурочное время.
* Идею выпечки "озней Аман" можно удачно реализовать на различных внеклассных мероприятиях. Например, предложить ребятам испечь оменташен со своими мамами или бабушками, и на классном семейном праздновании Пурима устроить конкурс "на лучшее ухо Амана" или на лучший рецепт приготовления этого блюда (если родителям известны другие рецепты).
Также, можно устроить ярмарку - общешкольную или отдельно для начальных классов. На этой ярмарке можно продавать оменташен и различные карнавальные украшения - маски, колпаки, детали костюмов. Все это можно продавать за деньги и выручку использовать либо на благотворительные цели, либо на нужды класса. Хотя, с точки зрения еврейской традиции, предпочтение следует отдать благотворительности и помощи нуждающимся. Таким образом дети тоже смогут выполнить заповедь "матанот лэ-эвйоним" (подарки бедным).
Цели урока:
- Познакомить детей с обычаями праздника Пурим - изгнание Амана, съедание "ушей Амана", их значением;
- Учить выразительному чтению и чтению по ролям;
- Научить готовить "уши Амана" из теста;
- Развивать познавательные интересы детей, их способности, речь , мышление и память;
- Воспитывать чувство национального самосознания, уважения к традициям еврейского народа.
Материалы к уроку: трещотки, магнитофон, аудиозапись песни "Праздник Пурим" (сл. Л.Кипнис, муз. народная), ингредиенты для приготовления оменташен, передники, дощечки, посуда, холодильник.
Ход урока
I. Организация класса.
- Приветствие класса;
-Проверка готовности к уроку.
Желательно, чтобы все материалы к уроку лежали не на партах учеников, а на отдельном столе, прикрытые скатертью, иначе они будут отвлекать внимание детей.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Беседа.
- Какой самый весёлый еврейский праздник? (Пурим)
- Что обязаны евреи делать в этот праздник?
Законы праздника:
1. Читать Мегилат Эстер.
2. Посылать продуктовые подарки.
3. Дарить подарки бедным и нуждающимся.
4. Устраивать праздничную трапезу.
Обычаи праздника:
1. Наряжаться.
2. Изгонять Амана шумом.
3. Есть "уши Амана".
А теперь давайте споём песенку об этом чудесном празднике. ( Все поют песню "Праздник Пурим" сл. Л.Кипнис, муз. Народная и трещат трещотками.)
"Праздник Пурим"
"Праздник Пурим"
Праздник Пурим, праздник Пурим,
Великий праздник для евреев
Маски, трещотки,
Песни пляски.
Давайте потрещим, раш-раш-раш
Давайте потрещим, раш-раш-раш
Давайте потрещим, раш-раш-раш
Трещотками.
"Хаг Пурим"
Хаг Пурим, хаг Пурим,
Хаг гадоль ла-йехудим.
Масехот, раашаним,
Ширим ве-рикудим.
Хава наръиша - раш-раш-раш
Хава наръиша - раш-раш-раш
Хава наръиша - раш-раш-раш
Ба-раашаним.
III. Объявление темы и задач урока.
Учитель: Для чего же нужно трещать трещотками и делать шум?
Сегодня на уроке мы узнаем об этом и о том для чего нужно это делать. Также мы поговорим и об обычае есть "уши Амана" и даже научимся их готовить.
IV. Восприятие и осмысление нового материала.
1. Рассказ учителя.
Шуметь трещотками и есть "уши Амана" мы стали в память о том, чтобы уничтожить воспоминания о злодее Амане, который задумывал погубить всех евреев, живших в Персии. Именно в Древней Персии происходили события, связанные с праздником Пурим.
Когда читают Мегилат Эстер (Свиток Эстер) - историю о чудесном спасении евреев, при произношении имени Амана принято поднимать ужасный шум и топать ногами, чтобы заглушить его имя и воспоминание о враге еврейского народа.
Эта трещотка на иврите называется раашан, а на идиш - грегер. Также в память об истории праздника готовят особое блюдо - "уши Амана". На языке иврит оно называется озней Аман, на идиш - оменташен. Как видим, и это название напоминает нам о враге Амане. Их обычно пекут в форме треугольника, что очень похоже либо на уши Амана, либо на его треугольные карманы. Ведь на идиш "карман" - "таш". Но о том, как их нужно готовить, мы узнаем чуть позже, а сейчас поговорим об Амане.
Аман был одним из советников царя Персии, которого звали Ахашверош. Позже царь Ахашверош даже назначил его первым министром! Все слуги падали перед ним на колени в знак уважения и признания его власти.
Но он оказался хитрым и злым человеком. Он невзлюбил евреев, их обычаи и веру. И задумал коварный план для того, чтобы раз и навсегда погубить еврейский народ. Для этого он написал письмо ко всем народам Древней Персии и подписал его именем царя Ахашвероша. В этом письме он говорил о евреях как о самом жестоком и отвратительном народе. Он сказал, что царский совет бросил жребий и был установлен срок истребления еврейского народа. Между прочим, название праздника Пурим происходит именно от слова жребий, так как на иврите "жребий" - это "пур". Также он призывал все народы уничтожать всех евреев - и мужчин, и женщин, и детей, чтобы не оставить в живых никого.
После того, как это письмо было написано, запечатано и разослано, довольный Аман со своей свитой отправился гулять по городу и случайно встретил Мордехая. В тот момент Мордехай увидел трёх мальчиков, выходящих из школы, где они изучали Тору, и пошёл за ними. Аман и его люди решили проследить за Мордехаем и пошли за ними вслед.
Когда Мордехай догнал мальчиков, он спросил у них: "Какой стих из Писания вы изучали сегодня?".
Первый мальчик ответил: "Не бойся внезапного страха и замысла злодеев, который дозреет." (Мишлей, 3).
Второй ответил: "То, что они задумали, не осуществится, тому они решат - не быть, ибо с нами Всевышний." (Йешайя, 8).
Третий сказал: "И до старости вашей Я буду всё тем же; до седин ваших Я буду терпеть; Я создал, Я буду нести, Я буду терпеть и спасу." (Йешайя, 46).
Когда Мордехай всё это выслушал, то воспрянул духом. Аман тут же поинтересовался, чем так обрадован Мордехай? И Мордехай ответил: "Они сообщили мне хорошие вести - что я не должен бояться твоих злых замыслов." Аман рассердился и подумал: "Первым делом я истреблю детей." (Эстер Раба, 1). Аман был в ярости. Построив виселицу для Мордехая, он пошёл искать детей, и нашёл их в школе.
Дети были одеты в траурные одежды из мешковины, они учили Тору и плакали.
Аман велел заковать их в цепи и приказал: "Завтра же казнить всех этих детей. А после этого я повешу Мордехая."
Матери приносили своим арестованным детям еду и питьё, но дети отказывались. Они лишь держали священные книги и клялись: "Пусть жизнь нашего учителя Мордехая будет порукой в том, что мы не прикоснёмся к еде и умрём, не прекратив пост". Они постились 3 дня и 3 ночи.
Плач детей донёсся до Небес. Всевышний услышал его и пожалел плачущих детей. И хотя Он сидел на троне Суда (Он судил свой народ за невыполнение Его законов) на трон Милосердия - пощады и снисхождения, прощения Всевышний порвал вынесенные Им приговоры и нарушил сон Ахашвероша, как сказано в Мегиле: "В эту ночь не спалось царю…"(Эстер, 6).
Вот, оказывается и еврейские дети повлияли на события Пурима. И за то, что Аман был особенно жесток к ним, сегодня все еврейские дети со всей силой стараются заглушить его имя при помощи трещоток. Тора требует от нас "стереть память об Амалеке" - вечном образе врага еврейского народа.
2. Чтение стихотворения Ривки Элицур "Что за шум?".
Учитель: Израильская поэтесса Ривка Элицур написала об обычае прогонять Амана прекрасное стихотворение "Что за шум?" Послушайте его и скажите о чём оно и что для вас неясно.
Учитель читает стихотворение "Что за шум?" и объясняет непонятные слова.
Словарная работа.
Содом - город на берегу Мёртвого моря, который был разрушен "огненно-серым дождём" за грехи своих жителей.
- это ещё и беспорядок, неприятное происшествие, скандал.
Анализ стихотворения.
- О чём стихотворение? (О том, что малыш поднял в доме оглушительный шум, чтобы его боялся враг).
- Какие герои "живут" в стихотворении? (автор, мальчик Дан)
- Как вы понимаете слова "от чего такой содом?" ( это означает - почему такой беспорядок, словно скандал).
- Какие слова помогают нам "услышать" шум в доме? Найдите их в тексте и прочитайте. (1-й столбец).
- Почему Дан так сильно шумел? Зачитайте вслух отрывок. (3-й столбец)
- Как вы сами относитесь к Аману? (ответы детей)
Повторное чтение с акцентами на интонации и паузах.
Чтение стихотворения детьми по ролям - автор и Дан (прочесть несколько раз, меняя пары детей).
Итак, для приготовления оменташен с маком, нам потребуется:
Для теста:
200г муки
125г маргарина
4 столовой ложки воды
1 яичный желток
50г сахарной пудры
Для начинки:
200г мака (заранее сварить, промыть и высушить)
2 взбитых яйца
1,5 стакана сахара
Для начала приготовим тесто:
1. Смешай муку с сахаром.
2. Разотри эту смесь с маргарином до получения однородной массы (как густая сметана).
3. Смешай воду с желтком и влей эту смесь в полученную массу.
4. Скатай тесто в шар (колобок) и положи его в холодильник на 1.5 часа.
Теперь приготовим начинку:
1. Взбить яйца с сахаром
2. Сваренный, промытый и высушенный мак смешай с взбитыми яйцами и сахаром.
Когда всё готово, можно приступить к изготовлению оменташен:
1. Раскатай тесто на посыпанной мукой доске.
2. Вырежи из теста кружки при помощи стакана.
3. В центр каждого кружка положи 1 десертную ложку начинки.
4. Сложи к центру две стороны кружка.
5. Чтобы получился треугольник - закрой кружок с трёх сторон.
6. Залепи хорошенько края треугольника и смажь его белком.
7. Уложи "ушки" на противень и попроси взрослого поставить его в духовку.
8. Засеки на часах 30 минут, и пусть "ушки " пекутся, пока не подрумянятся.
Температуру должен установить взрослый - 180С.
Приятного аппетита!!!
VI. Подведение итогов урока.
- О каких обычаях праздника Пурим вы узнали?
- Кто такой Аман?
- Чем его гонят? Назовите этот предмет на иврите и на идиш.
- Какое стихотворение мы учили сегодня?
-Кто его написал?
- Как называется традиционное блюдо на Пурим на иврите и на идиш?
VII. Домашнее задание.
1. Выучить наизусть стихотворение Р. Элицур "Что за шум?"
2. Спечь с мамой оменташен и рассказать дома об обычаях праздника Пурим.
Материал разработала Наталия Бакулина - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.