Законы и обычаи Рош-а-Шана
1. Так как Рош а-Шана - День Суда, то в этот день не произносят Галел, как принято в другие праздники. И так это толкуется в трактате Рош а-Шана : "Сказал раби Абагу: сказали ангелы Святому, Благословен Он: "Владыка мира, почему сыны Израилевы не воспевают пред Тобой хвалебный гимн в Рош а-Шана и в Йом Кипур?" Сказал Он им: "Возможно ли это? Владыка мира сидит на престоле Суда, книги живых и книги мертвых раскрыты перед Ним, а сыны Израилевы будут воспевать?"
Вместе с тем следует подчеркнуть, что праздник этот в молитвах, в освящении и в гафтара называется не "Йом га-дин" (День Суда), а "Йом га-зикарон" (День Памяти).
Гилхот Рош а-Шана подобны гилхот праздников Песах, Шавуот и Суккот, и то, что дозволено в эти праздники, дозволено и в Рош а-Шана . И хотя Рош а-Шана - День Суда, евреи надевают в этот день праздничную одежду и готовят праздничные кушанья. "И этим отличаемся мы от других народов. Принято в мире (нееврейском), что человек, ожидающий суда, надевает траурные одежды и облачается в черное, и отращивает волосы (в знак траура), ибо не знает он, каков будет приговор суда. Иначе в Израиле: надевают праздничные одежды и облачаются в белое, и едят, и пьют, и радуются" (ТИ, Рош а-Шана ., гл. 1).
2. В первую ночь, после молитвы Маарив, с наступлением Нового года, евреи поздравляют друг друга так: "На добрый год да будешь ты записан и подписан!" ("Ле-шана това тикатэйв в-тихатэйм!").
3. В вечерней трапезе принято исполнять символические обряды, говорящие об успешном завершении Суда и наступлении хорошего года.
Во время праздничной трапезы обмакивают в мед кусок хлеба, над которым произносят благословение, а во время трапезы первой ночи принято съедать дольку сладкого яблока, тоже обмакнув ее в мед, и произнести: "Да будет воля Его даровать нам год добрый и сладостный".
Существует также обычай есть рыбью голову, произнося при этом: "Пусть в новом году мы будем головой, а не хвостом!" Кроме этого едят овощи и фрукты - гранат, морковь, свеклу - все то, в чьем названии на иврите содержится намек на что-то хорошее, символизирующее обилие и благополучие, и произносят соответствующие благословения.
Не принято есть горькое, соленое, а также орехи, так как числовое значение (гематрия) слова эгоз - "орех" совпадает с гематрией слова хэт - "грех".
4. Если Рош а-Шана не совпадает с субботой, то после утренней молитвы читают специальную молитву "Авину Малкейну" ("Отец наш, Царь наш") - просьбу о счастливой, благополучной жизни в будущем году. Обычно вся община поет последние строки вместе: "Отец наш, Владыка наш, помилуй нас и ответь нам, хоть и нет у нас заслуг! Обращайся с нами снисходительно и милостиво".
5. Суть Рош а-Шана отражена особой заповедью трубления в шофар Тора называет этот день - йом труа - День трубных звуков.
Когда впервые говорится в Торе о празднике Рош а-Шана , то трубление в рог является главным, почти исключительным содержанием праздника. И так сказано в Торе:
"И говорил Господь Моисею так: скажи сынам Израилевым следующее: в седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас покой, трубное торжество, священное собрание. Никакой трудной работы не делайте и приносите жертвы Господу" (Левит ХХШ, 23-25).И еще: " А в месяц седьмой, в первый день месяца, священное собрание должно быть у вас, никакой трудной работы не делайте, день трубления да будет он у вас" (Числа XXIX, 1). Из сказанного явствует, что трубление в шофар - единственная особая заповедь, относящаяся к этому празднику. В трублении особенность и главный смысл праздника, и потому назван Рош а-Шана . "Днем трубления" и "трубным собранием". В наше время в синагоге момент трубления в шофар является духовной кульминацией праздника.
Для трубления принято пользоваться рогом барана (шофаром). Сказал раби Абагу: "Почему трубят в бараний рог? Сказал Святой, благословен Он: трубите предо Мной в рог барана, чтобы вспомнилось вам принесение Ицхака, сына Авраама, в жертву. И приму Я это, будто вы сами приносите себя в жертву предо Мной" (Рош а-Шана , ХVII).
В шофар трубят после чтения Торы и также по время молитвы Мусаф. Каждый еврей обязан слушать в этот день звук шофара. В шофар трубят во время утренней молитвы оба дня Рош а-Шана , так что всего раздается до 100 трублений. Если первый день выпадает на суботу, то трубят только во второй день. Звуки шофара пробуждают человека для тшувы.
Трубить в шофар куда сложнее, чем в трубу. Нужно по особому сжать губы, что трудно, и даже опытные люди не сразу могут извлеч нужный звук. На Рош а-Шана используется три звука: долгий (ткия), с тремя перерывами (шварим) и рыдающий с девятью паузами (труа).
Мудрецы наши говорят, что звуки шофара призваны пробудить человека ото сна. Слыша звуки шофара, он должен заглянуть себе в душу, задуматься о своих прежних поступках и принять решение впредь следовать путем истины и правды.
В чем смысл трубления в шофар в Рош а-Шана ? Мудрецы наши дают три ответа на этот вопрос.
Малхуйот: трублением в шофар мы в этот день коронуем Всевышнего на царство над всей землей. В молитвах Рош а-Шана так говорится об этом: "Ибо Господь велик и грозен, Он - царь великий над всей землей... Восходит Господь (на судейский престол Свой) при трубных звуках шофара".
Зихронот: шофар напоминает нам историю жертвоприношения Ицхака и напоминает Всевышнему о заслугах наших праотцев. Всевышний, увидев, что Аврахам готов принести Ему в жертву своего единственного сына Ицхака, послал Аврахаму барана, который и был принесен в жертву вместо Ицхака. Поэтому шофар делают из бараньего рога. Наши мудрецы говорят: "Сказал Всевышний: "Трубите предо Мною в бараний рог, чтобы напомнить Мне о жертвоприношении Ицхака, сына Аврахама, и вспомню Я о заслугах их"".
Шофарот: шофар напоминает о даровании Торы с горы Синай, которое сопровождалось звуком шофара. Тора говорит: "И звук шофара становился все сильнее. Моше говорил, а Б-г отвечал ему голосом" (Шмот, 19:19). У подножия Синая еврейский народ принял на себя веру в Б-га Израиля, Тору и заповеди и заключил обновленный союз с Всевышним.
6. В первый день Рош а-Шана ( а если это - суббота, то во второй день) после молитвы "Минха", до захода солнца принято отправляться на берег моря или реки, к колодцу или вообще к любому источнику воды и читать там особую молитву, "Ташлих".
Свое название эта молитва получила из-за сказанного в книге пророка Михи (7:19): "Брось же (ташлих) в пучины морские все грехи их".
В молитве этой мы просим Всевышнего "бросить в пучины морские" все наши грехи и даровать нам мирный и счастливый год, в котором сбудутся все наши пожелания. Принято выворачивать карманы и отряхивать их - в знак того, что мы сбрасываем с себя прошлые грехи, облепившие нас в течение прошедшего года.