Йом-Кипур как - день, подобный Пуриму

В названии праздника Пурим слово  - пур (жребий) стоит во множественном числе. Ведь жизнь неоднозначна. И в любой ситуации есть выбор из нескольких жребиев. Разыгрывая судьбу евреев, Аман в то же время бросал другой жребий - на свою собственную судьбу. Да и у евреев, при всей жестокой однозначности выпавшего им жребия, был выбор: умолять сановников и вздорного царя, или с раскаянием обратиться к Царю Царей. Двойственность Пурима, как выражение идеи свободной воли и свободного выбора, всегда стоящих перед человеком, мы видим и в самом символе месяца Адар: это всегда две рыбы, и всегда они плывут в разные стороны...

Идею противопоставления мы видим и в пирах, столь щедро представленных в этой книге. Сколько же пиров промелькнуло перед нами за это время? Царь Ахашверош устраивает два пира, сначала для сановников, затем для народа; свой пир устроила и Вашти. Пышный пир устраивает царь в честь избрания Эстер своей царицей. И после передачи перстня и "решения еврейского вопроса" царь с Аманом, разумеется, отправились пировать. Два пира устроила для Ахашвероша царица Эстер, и на пиру обратилась она к царю с самой важной своей просьбой. И после избавления от опасности постановили Эстер и Мордехай сделать эти дни для евреев днями пира и веселья. Сплошные пиры! И тем не менее, эти пиры - разные. В персидском царстве пируют, чтобы развеселиться. "И на седьмой день развеселилось сердце царя от вина". Причина пира - скука, и цель его - хвастовство богатством и пьяное веселье. В пирах же, которые установил для евреев Мордехай - наоборот, веселье и радость духовные являются основаниями для пира. И в то время как в описании придворных пиров подробно живописуется богатство и роскошь, золото и ткани, которыми кичился царь, в еврейских пирах в честь праздника Пурим подчеркивается заповедь посылания угощений друзьям и подарков бедным.

Отблеск радостной неожиданности несет на себе праздник Пурим. Внезапного перехода от ужаса к ликованию, от обреченности к веселью. Страшную судьбу уготовил евреям Аман - но вышло все наоборот, дерево в пятьдесят локтей высотой приготовил он для Мордехая, но вышло уж точно наоборот.

Внешне это выглядит совпадением случайностей, чудом, но "все наоборот" говорит нам, что Всевышний не допустит исчезновения Его народа, и в последний момент срываются планы аманов.

Конечно, это совсем не случайные совпадения. Чудо Пурима произошло в последние годы вавилонского изгнания, в то время, когда Б-г был скрыт от людей за тысячи завес, когда евреи мучительно пытались выяснить для себя, должны ли они оставаться далее верными своему Б-гу. Именно в это время, в земле Элама (где евреи казались оторванными от Торы даже больше, чем в других местах) "случайные" события составили причудливые цепи причинно-следственных связей.

Вот звенья одной из этих цепочек: пир, устроенный Ахашверошем, оказался для царицы Вашти роковым, и Эстер заняла ее место. Поскольку Эстер стала царицей, она смогла, благодаря своему высокому положению, во-первых, успокоить подозрения Амана, пригласив его принять участие в своей трапезе,  а , во-вторых, убедить царя спасти ее народ.

Другая цепочка Бигтан и Тереш составили заговор с целью убийства Ахашвероша. Но царь, благодаря Эстер, назначил Мордехая на высокую должность, Мордехай подслушал разговор Бигтана и Тереша и рассказал о нем Эстер,  а  она рассказала царю о преданности Мордехая. Это событие было записано в царских хрониках, где и осталось забытым до решающей ночи, когда "сон бежал от царя".

Еще одна цепочка "случайных" событий: царь назначил Амана на высокий пост, и поэтому все должны были преклониться перед вновь возвышенным потомком Агага. Мордехай отказался делать это. Аман, уверенный в своей власти и в своем влиянии даже на царицу Эстер, пригласившую его на пир, построил виселицу и явился просить царского разрешения повесить Мордехая как раз в тот момент, когда Ахашверош узнал, что именно Мордехай когда-то спас ему жизнь.

Когда развитие событий достигло апогея, части Б-жественного плана соединились в единое целое, спасшее евреев и навсегда показавшее им, что и теперь Б-г продолжает присутствовать во всем, что так было и будет всегда, даже когда Его присутствие проявляется лишь в действиях того или иного царя, в отдельных случайных происшествиях, в ставящих нас в тупик событиях истории, смысл которых раскрывается для религиозного человека в словах "Я - первый и Я - последний, и кроме Меня нет Б-га (то есть, нет, кроме Меня, ни одной движущей силы на земле)" (Исайя 44:6)

В честь этого "все наоборот" в праздник Пурим мы можем перевоплотиться в кого-то совсем другого, кто делает "все наоборот", чем мы в обычные дни, носит другую одежду, имеет другие привычки, по-другому смотрит на мир...

Мы учимся за внешней, поверхностной канвой событий видеть "все наоборот".