Ту би-Шват Седер. История появления
Важнейшую роль в создании обычаев праздника Ту би-Шват сыграл расположенный в Верхней Галилее город Цфат. В XVI веке, после изгнания евреев из Испании (в 1492 году), многие из которых поселились в Цфате, этот город стал крупным центром кабалистов, изучавших Тору и ее заповеди и искавших в них тайный, скрытый смысл. Кабалисты занимались такими вопросами, которые не изучались знатоками Галахи, еврейского закона. Их интересовало, что было до сотворения мира, какова сущность Б-жественного , каков скрытый смысл заповедей. Самым знаменитым среди кабалистов Цфата был раби Ицхак Лурия-Ашкенази, более известный как Ари гакадош.
Кабалисты по-новому осмыслили праздник Ту би-Шват и ввели новые обычаи, в том числе "седер в ночь на празднество деревьев", чем-то напоминающий пасхальный "седер".
Каббалисты собирались еще засветло в Бейт-Мидраше у столов, накрытых белыми скатертями и украшенных пряностями и благовониями. На столах стояли кувшины, наполненные белым и красным вином: белое вино символизировало листопад и начало зимнего сна, красное вино означало пробуждение всего живого, цветение и рост деревьев, яркий солнечный свет - период, начинающийся 15 Швата. После прочтения 13 отрывков из ТаНаХа, повествующих о земле, ее урожае, цветах и плодах, следовало изучение глав из книги "Зогар" и Талмуда. Потом произносилась молитва и выпивался первый бокал вина, за ним второй и так далее. С каждым разом вино все более краснело, до тех пор, пока в четвертом бокале оно не оказывалось абсолютно красным. Тут же подавались фрукты, которые росли в Земле Израиля. Рабби Хаим Витель в своей книге "Дерево жизни" подчеркивает, что во время фруктовой трапезы должен соблюдаться особый порядок, и каждому плоду присущи свое значение и своя символика. Вкушая эти плоды, мы поднимаемся ступень за ступенью в миры, составляющие Вселенную, в которой мы живем.
Порядок его проведения был включен в книгу "Хемдат ямим" ("Отрада дней"), приписываемую Натану Азатскому и вместе с нею распространился во многих еврейских общинах. С течением времени порядок проведения "седера Ту би-Шват" был забыт, сохранились лишь отдельные обычаи, главный из которых - обычай есть в ночь на Ту би-Шват плоды, выросшие на земле Эрец-Исраэль. Традиция празднования этого праздника постепенно распространилась среди общин а диаспоре. Вместе с каббалой добралась она до евреев, изгнанных из Испании, а с хасидизмом - до ашкеназийского еврейства.Но и сегодня есть небольшие группы кабалистов, которые устраивают в этот день "седер Ту би-Шват ". Со временем у различных еврейских общин возникли свои обычаи проведения Седера, и развилось уникальное понимание значения земли и отношения к ней человека.
Таким образом, празднуя сегодня Ту би-Шват, мы возвращаемся к древним традициям получения одновременно духовного и физического наслаждения во время седер Ту би-Шват, где мы имеем возможность возобновить старое и благословить новое.
Ту Би-Шват в странах диаспоры
Ту би-Шват неразрывно связан с Эрец-Исраэль и ее природой, с посадкой деревьев, с теми плодами, которыми славится Страна Израиля. Евреи, живущие на чужой земле, вдали от Родины, не сажают в этот день деревьев - ведь человек привязывается душой к той земле, где он посадил дерево. Свою связь с Эрец-Исраэль евреи диаспоры выражают тем, что в Ту би-Шват едят плоды, выросшие на ее земле.
В Европе, в ашкеназских общинах было принято устраивать праздничную трапезу, главным блюдом которой были фрукты. Особую радость доставлял этот праздник маленьким ученикам "хедеров". Отправляя мальчиков в "хедер", матери давали им с собой фрукты, в "хедере" устраивали веселую трапезу, а учитель ("ребе") рассказывал детям о том, как хороша и красива их далекая Родина, и о том, какие чудесные плоды растут на ее земле.
У евреев Алжира было принято, что только богатые люди устраивали в Ту би-Шват праздничную трапезу, на которую приглашали знатоков Торы. В ночь на Ту би-Шват собирались за праздничным столом, на который подавали тридцать видов фруктов. Читали отрывки из книги "При эц гадар", написанной одним из кабалистов города Цфат. Во время трапезы ели фрукты и пили вино. Когда гости начинали расходиться по домам, уже далеко за полночь, хозяин дома давал каждому из них мешок с фруктами - для домашних. Беднякам клали в мешок также серебряные монеты.
В Персии принято было устраивать в ночь на Ту би-Шват праздничную трапезу в домашнем кругу. На стол подавали фрукты, причем количество их равнялось количеству глав в книге "При эц гадар". В Ту би-Шват не работали, собирались в доме какого-либо уважаемого члена общины на трапезу. Когда наступала очередь есть плод рожкового дерева, раввин общины делил его на мельчайшие части и раздавал всем присутствующим, чтобы те произнесли над ним особое благословение - этот плод привозили из Эрец-Исраэль.
Структура Ту би-Шват седера
Седер Ту би-Шват включает в себя:
* Вся семья рассаживалась вокруг покрытого белой скатертью стола,
* на столе - множество фруктов,
* стояли зажженные свечи, вазы с цветами и кувшины с белым и красным вином.
* Седер сопровождался поднятием четырех кубков вина
* и постановкой четырех вопросов.
* Частью этого "седера" является чтение отрывков из Торы, Талмуда и книги Зогар (в которой изложены основы учения Каббалы), где говорится о плодах земли.
* Произносят также специальную молитву с пожеланиями деревьям расти и плодоносить.
* Завершался "седер" продолжительными плясками.
Почему этот день отличен от всех других дней?
Мы начинаем наш Седер традиционно, задавая четыре вопроса, предназначенные для того, чтобы помочь нам понять значение этого дня:
1 вопрос - В другие праздники мы чествуем события и людей. Почему сегодня мы чествуем деревья?
2 вопрос - Обычно, мы едим любые фрукты и плоды. Почему, сегодня, мы едим плоды, которые растут в Израиле?
3 вопрос - Обычно мы воспринимаем окружающую среду как дар. Почему, сегодня, мы сосредотачиваемся на ее сохранении?
4 вопрос - Это зима. Почему мы думаем о посадке, если весна через несколько месяцев?
В течение Седера мы будем есть по пять плодов от трех различных типов деревьев, всего пятнадцать плодов (представляющих Пятнадцатый день Швата).
Три типа плодов соответствуют трем типам характеров:
|
Плод |
Характеристика плода |
Снаружи |
Внутри |
Характеристика человека |
1. |
ОРЕХ |
имеет съедобную внутреннюю часть и несъедобен снаружи |
твердый |
твердый |
Этих людей трудно понять, но вы вознаграждены, когда вы снимите кожицу - верхний слой. |
2. |
ФИНИК, ВИШНЯ |
являются съедобными с внешней стороны, но имеют несъедобную середину |
мягкий |
твердый |
вы знакомитесь с такими людьми быстро, но вы никогда не узнаете их полностью. |
3. |
ИНЖИР, ВИНОГРАД |
Съедобным является плод целиком |
мягкий |
мягкий |
с такими людьми вы налаживаете быструю и длительную дружбу. |
Коментарий: в центре зла - есть добро, которое спрятано, покрытие добра - клипот.
Задача человека - разбить клипот, достичь искры Б-жьей , которая есть внутри каждого, освободить эти искры добра, чтобы они освободились от тяжести кожуры и стремились к святости и добру.
Еда в Ту би-Шват - символическое освобождение искр.
Вывод: Мы не отказываемся от плодов из-за несъедобной кожицы или сердцевины; аналогично тому, как мы не отказываемся от дружбы со всеми типами людей.
Плоды, которые мы едим сегодня вечером также, соответствуют различным мирам в Каббале.
Хаим Виталь, один из крупнейших каббалистов Цфата, учит нас, что вкушение плодов связано с уровнями в иерархии нашего мира. Каждый следующий уровень более высокий и чистый, нежели предыдущий.
Согласно Каббале, имеется четыре Мира или уровня сознания:
|
Уровень |
Плоды |
Характеристика плода |
1. |
ДЕЙСТВИЕ |
гранаты, миндаль, мандарины, киви, грецкие орехи, фисташки, орехи сосны, каштаны, лесные орехи, арахис, грейпфруты, кокосовые орехи, апельсины |
Плоды, которые нуждаются в защите, это те плоды, у которых есть для этой цели кожура, т.е. с несъедобными кожицами |
2. |
СОЗИДАНИЕ |
маслины, персики, авокадо, абрикосы, сливы, вишни и манго. |
Плоды, меньше требующие защиты, но зато должны обладать внутренней способностью к созиданию, ведь в мире творчества созидается новая жизнь. Плоды с зернышками внутри - фрукты, "дающие потомство", съедобны снаружи, но имеют несъедобную сердцевину |
3. |
МИРОТВОРЕНИЕ |
виноград, этрог, земляника, малина, инжир, плоды рожкового дерева |
Плоды, символизирующие мир, в котором нет никакого изъяна или неполноты, нет ничего случайного или преходящего, - поэтому они являются полностью съедобными |
4. |
Четвертый Каббалистический мир ПРОИСХОЖДЕНИЕ или МИРОТВОРЕНИЕ не духовен и не может символизироваться каким-либо способом, поэтому он не представлен плодами. Это касается любви Ашема, милосердия, мудрости и других необходимых фактов, которые люди чувствуют скорее их сердцами, чем их пятью чувствами. |
15 Псалмов в честь праздника 15 Швата
В некоторых общинах есть такой обычай: в день Ту би-Шват изучают только 15 глав из книги "Тегилим" (Псалмы) - те пятнадцать гимнов, которые левиты распевали на пятнадцати ступенях, ведущих во внутренний двор Храма. И принято, чтобы все меламеды обучали своих учеников этим псалмам, а те в день Ту би-Шват пели их за столом во время праздничной трапезы.
(р. Хаим Фаладжи, "Моэд лехол хай", 2546)