Ту Би-Шват - Новый Год деревьев

Ту би-Шват - Пятнадцатый день в Еврейском месяце Шват. В давние времена это был последний день налогового года для плодоносящих деревьев. Любой плод, созревающий после Ту би-Шват, должен был быть отнесен для следующего налогового сезона.

Сегодня Ту би-Шват празднуется как День рождения деревьев с символической едой плодов и с активным удобрением бесплодной земли, посадкой деревьев. Люди осуществляют свои экологические предприятия и выражают свое желание соединить себя с природой.

Ту би-Шват, Новый Год для Деревьев, празднуется и у нас. Еврейская традиция отмечает 15-ый из Шват как день, когда сок в деревьях начинает подниматься, передаются сигналы пробуждения земли от зимней дремоты, и свидетельствует о начале Весны. Этот мини-праздник важен для нашей оценки природы и нашего отношения к ней. На Ту би-Шват мы празднуем циклическое обновление земли: Это - хорошее время, чтобы оценить наше персональное отношение к окружающей среде.

Новый Год деревьев

Первое упоминание о празднике Ту би-Шват мы находим в Мишне (своде еврейских законов, записанном во 2 веке нашей эры), где сказано: "... а 15 швата - новый год для деревьев". Комментарий разъясняет: к 15 швата выпадает большинство дождей, и на деревьях появляются почки. Этот день называется новым годом деревьев, потому что он отделяет урожай одного года от урожая другого года. По еврейскому закону человек должен отделять "маасер" - "десятину" от плодов Земли Израиля, которые у него выросли, и следует отделять "маасер" от урожаев каждого года отдельно.

Заповедь отделять маасер

Заповедь Торы для каждого еврея отделять, в соответствии с определенными правилами, "маасер" - "десятину" от всего урожая поля и сада и отдавать этот маасер левиту, пришельцу, бедняку, сироте и вдове "дабы благословил тебя Г-сподь,   Б-г  твой во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать" (Дварим 14:29).

Во времена Храма существовало два вида маасера:

-  один отдавали левитам для того, чтобы они могли посвятить себя служению в Храме,
-  второй ("маасер шени") в некоторые годы отдавали беднякам, у которых не было своей еды, а в некоторые хозяин должен был съесть его в Иерусалиме - чтобы каждый еврей чувствовал, что Святой Город является столицей Израиля. (Вместо того, чтобы везти продукты в Иерусалим и там есть, можно было их продать и деньги потратить в Иерусалиме.)

Смысл заповеди "отделять маасер" в том, чтобы еврей не чувствовал себя полноправным владельцем Земли Израиля. Еврей должен чувствовать, что Всевышний является хозяином этой земли, а он - только пользователь, арендатор, которому эта земля передана для обработки. И собрав урожай, он должен часть его использовать для осуществления  Б-жественных принципов на земле - потратить ее на обеспечение службы в Храме и на установление социальной справедливости.
Ту би-Шват имеет прямое отношение к законам об орла,нета реваи, трумот умаасрот и вообще к заповедям, связанным со Страной Израиля. В отношении орла, нета реваи 15 швата устанавливает границу, по которой отсчитывают годы возраста дерева и его плодов. В течение первых трех лет нельзя есть плоды дерева, а урожай четвертого года Тора предписывает отвезти в Иерусалим и съесть там (или выкупить его деньгами, которые надлежит доставить в Иерусалим вместо плодов). 15 швата является датой, по которой определяют к какому году жизни дерева относится плод и какие из земледельческих законов Торы относятся к нему: орла, нета реваи и т. п.

Например: дерево, посаженное 15 ава 5736 года, вошло во второй год своей жизни 1 тишрей 5737 года (ибо 1 тишрей - "Новый год" в отношении посадок); 15 швата 5739 года закончится третий год жизни этого дерева (потому что годы дерева определяются не по 1 тишрей, а именно по 15 швата). Значит все его плоды, вошедшие в завязь до 15 швата - орла, а те, что появятся после 15 швата - нета реваи, и их можно есть в Иерусалиме. Ровно через год дерево входит в пятый год своей жизни, когда все его плоды разрешено употреблять в пищу без каких-либо ограничений.

Об отделении маасрот Тора говорит: "Непременно отделяй дясятину (маасер) от всего урожая злаков твоих, получаемого из года в год" (Дварим, 14). Отсюда выводят мудрецы наши, что нельзя отделять маасер от плодов одного урожая, думая тем самым исполнить свой долг в отношении плодов урожая другого года. Установление 15 швата в качестве "всеобщего дня рождения" всех деревьев можно пояснить таким сравнением. Точно также обстоит дело с взиманием налогов в любой стране мира: сумма налогов определяется в зависимости от доходов, получаемых в течение года, начало которого и конец отмечаются заранее определенной датой.

15 швата определяет также, какой именно маасер надлежит отделять: в первый и второй годы после шмиты - маасер ришон и маасер шейни, а в третий год - маасер ани вместо маасер шейни. Например, если 5733 год был годом шмита, то от всех плодов, вступивших в завязь в 5734 году и 5735 году до 15 швата 5736 года, надо отделить маасер шейни, а от тех плодов, которые вырастут на дереве от 15 швата 5736 года до 14 швата 5737 года, надо отделить маасер ани.

Четыре Новых года:

 - с 1-го Нисана отсчитывают годы правления царей и праздники;
 -  1 Элула - Новый год для отделения десятины от скота;
 -  1 Тишрей - Новый год для отсчета лет, седьмых годов и юбилейных годов, для посадок и овощей;
 -  1 Швата - Новый год для деревьев.