Скиния (Мишкан)
Давая Моше Закон на горе Синай, Всевышний приказал построить Скинию для своего постоянного духовного пребывания среди народа. Скиния - это подвижное сооружение, подобное шатру, служившее израильтянам святилищем, в котором они во главе со священниками поклонялись Б-гу во время своих странствий по пустыне и в первый период их пребывания в Эрец-Исраэль до построения Храма Соломоном, и в Святая Святых которой хранился Ковчег со Скрижалями Завета. Всевышний дал подробные указания для ее постройки. Она была устроена так, что ее можно было без труда разобрать и носить с собой во время переходов. Детально устройство скинии описано в книге Шмот (Исход), 25, и в параллельных местах, 36, 8-38.
Согласно этому описанию, Скиния устанавливалась обязательно в направлении с востока на запад и состояла из трех деревянных стен: двух боковых - на север и юг, и одной задней - на запад. На восточной стороне она закрывалась завесой. Окон в Скинии не было; крыша была плоской. Стены состояли из перпендикулярно поставленных брусьев, высотой в 10 локтей и шириной в 1,5 локтя (локоть, вероятно, равнялся 55,5 см), причем боковые стены имели по 20 брусьев, а задняя - 6, кроме 2 брусьев для углов, соединявших ее с боковыми стенами. Таким образом, Скиния была длиной в 30 локтей, шириной в 10 локтей и высотой в 10 локтей. Толщина брусьев не указана, но, по мнению талмудистов, она равнялась 1 локоть. Для сцепления брусьев служили 5 шестов. Для удержания всего сооружения на месте служили серебряные подножья (адним). Брусья, как и шесты, были покрыты листовым золотом. На стены и верх набрасывались покровы, представляющие важнейшую часть Скинии и придавшие ей вид шатра. Их было четыре. Первый - из разноцветной пряжи и виссона, состоял из 10 отдельных полос, каждая длиною в 28 локтей и шириной в 4 локтя, сшитых по пять полос вместе. Образовавшиеся, таким образом, две половины покрова соединялись вместе посредством 50 золотых крючков. Длина всего покрова была 28 локтей, ширина 20 локтей. Этот покров, закрывавший стены снаружи и также свободный верх Скинии, описанный в книге Шмот, носит название "мишкан".
Так, согласно реконструкции неймана, закреплялся второй покров скинии
Мишкан означает парадный шатер, покрытый дорогими тканями. Второй покров, который клали поверх первого, был из не пропускающей сырости козьей шерсти, обычного материала для шатров. Третий покров - из бараньих шкур, окрашенных в красный цвет, покрывал, по-видимому, только верх Скинии, также как и четвертый покров, состоявший из шкур "тахаш" (может быть, тюленьих).
Общий вид скинии
Спереди Скиния закрывалась занавесью (месех). На расстоянии 10 локтей от задней стены Скинии висела другая занавес - парохет. Занавес разделяла всю Скинию на две части: переднюю, длиной в двадцать локтей, и заднюю - в десять локтей. Передняя, восточная часть называлась святилищем (кадош) или "шатром свидания". Задняя, западная часть считалась "Святая Святых" (кодеш кадошим) и называлась Скиния (мишкан). Вокруг Скинии был двор (хацер), обнесенный столбиками и обвешанный занавесями. Внешний двор был отделен от внутреннего дворика завесой. Во внутреннем дворике и находилась собственно Скиния. В середине восточной стороны были ворота, длиной в двадцать локтей с завесой из разноцветной шерсти.
Во дворе, напротив входа, находился жертвенник всесожжения, изготовленный из акации и окованный медью. На нем горел вечный огонь, и туда приносились жертвы.
Позади жертвенника стоял медный умывальник священников (Книга Шмот (Исход), 30,18-21; 40, 30-32).
Жертвенник всесожжения Умывальник скинии
В самой Скинии, в переднем помещении, находились: налево от входа, к югу - менора (семисвечный светильник); направо, к северу - стол из акации, обложенный золотом, с 12 хлебами приношения; к западу - жертвенник воскурения из того же дерева, обложенный листовым золотом.
Жертвенник воскурения
В Святая Святых находился только Ковчег Завета. Святая Святых символизировала таинственное присутствие Б-га среди людей. В это помещение могли входить лишь первосвященники, и то только в Йом-Кипур (День Всепрощения).
Строителями Скинии были Бецалель из колена Дан, Охолиав и другие художники, чьи имена остались неизвестны. Они трудились над ее сооружением около полугода (от 11 Тишрея до 1 Нисана, по указаниям мудрецов). Когда работы были окончены и все принадлежности для Скинии были готовы, Моше установил ее в пустыне Синай. Это было 1 Нисана. Тогда же Моше, по велению Б-га, освятил Скинию и все ее принадлежности. Освящение заключалось в помазании священным елеем (священным маслом), состоящем из смирны самоточной, корицы, трости благовонной, кассии и елея.
Особой церемонией Моше возвел Аарона и его сыновей в священнический сан, возлив елей на их головы. С этой минуты Аарон, его сыновья и их потомство становились жрецами. И по сей день потомки жрецов (кохены) принимают участие в этом качестве в синагогальной службе. Жрецы исполняли многочисленные и разнообразные обязанности. Они совершали жертвоприношения от имени народа и возносили молитвы. Бецалель и Охолиав изготовили для них священнические одеяния, как было предписано свыше. Для первосвященника (великого жреца) Аарона они изготовили нагрудник, украшенный двенадцатью дорогими камнями разного рода; каждый камень символизировал одно из колен Израилевых. Это одеяние первосвященник одевал во время молитвы.
Непосредственно после освящения облако покрыло Скинию, и слава Всевышнего наполнила ее, так, что сам Моше не мог войти в нее. С этих пор облако покрывало Скинию на протяжении всего странствования евреев по пустыне. Каждый раз, когда облако отделялось от Скинии, израильтяне снимали свои шатры и отправлялись в путь. И где облако останавливалось, там они располагали свой стан, причем Скиния помещалась в центре стана. Свой стан евреи разбивали по точному плану, указанному в Законе. Этот план мы приводим.
Разбирали и переносили части Скинии и ее утварь - левиты. Они же и устанавливали ее во время остановок и охраняли ее со всех сторон.
План еврейского стана
После освящения Скинии представители народа приносили на протяжении двенадцати дней богатые дары и жертвы. В 14-й день со дня сооружения Скинии евреи праздновали Песах, а в 15-й - облако отделилось от Скинии, и они отправились в дальнейший путь (Бемидбар (Числа), 9, 1 и сл.; 10, 11, 12). Когда евреи вступили в Эрец-Исраэль, Скинию сначала поставили в Гильгале напротив Иерихона, а после завоевания страны и при разделе ее между коленами Израилевыми она находилась в Шило. Здесь она оставалась и в период Судей. Впрочем, богослужения не ограничивались одной Скинией, и жертвенники устраивались и в других различных местах. Так, Иегошуа поставил жертвенник на горе Эбаль, близ Шхема; Гидеон - в Офре, Шаул - поставил жертвенник на поле битвы, Давид - на гумне Орны (место будущего Храма).
Также, принадлежности тоже не всегда находились при Скинии. Так, Ковчег Завета брали из Скинии, когда переходили Иордан, когда завоевывали Иерихон; брали его на войны. При первосвященнике Эли Ковчег был захвачен филистимлянами. По возвращении его ими, он остался в Кирьят-Иеариме. Когда Давид перенес Ковчег в Иерусалим, где построил для него новую Скинию, Скиния Моше и медный ее жертвенник оставались в Гибеоне, и этот жертвенник считался самым главным, т.к. Давид, согласно Хроникам, принес жертву в Иерусалиме потому, что не мог идти в Гибеон.
При постройке Храма Соломоном, Ковчег со всеми принадлежностями Скинии был перенесен в Храм. Кстати, и при самой постройке Первого Храма, Соломоном был использован принцип Скинии (этот же принцип господствовал и при постройке Второго Храма). С этого времени Скиния больше не упоминается. При разрушении Храма Навуходоносором вовсе нет сведений ни о Скинии, ни о Ковчеге. Согласно талмудическому сказанию (Сота, 9а), при окончании постройки Храма Соломонова Скиния со всеми своими составными частями чудесным образом скрылась в подземных пещерах Храма, где она сохраняется и поныне. Известно, что во втором Храме не было ни Ковчега, ни его принадлежностей. Иосиф Флавий, говоря о втором Храме, подобно книге Эзры, говорит только лишь о сооружении жертвенника и Храма, но не о "Святая Святых".