Шоа. День катастрофы и героизма

 

 

История еврейского народа насыщена страданиями и слезами.
Слова "живи   в  своей крови" сопровождают этот народ со дня появления его на арене истории.
Фараон  в  Египте угнетал их тяжким трудом и бросал их детей  в реку.
Аман приказал истребить их.
Хмельницкий вырезал евреев массами.
Петлюра устраивал погромы.
Но на всем пути, отмеченном кровью, с тех пор, как евреи стали народом, и до сей поры никому не удавалось сделать то, что сделал кровавый режим Гитлера, и исполнил Адольф Эйхман.
Шесть миллионов убитых евреев стоят здесь рядом со мною.
Их кровь вопиет, но их голосов не слышно, потому что их пепел рассеян по холмам Освенцима и по полям Треблинки.
Их могилы рассеяны по всей Европе, вдоль и поперек...

Из речи генерального прокурора Израиля Г. Хаузнера
на процессе А. Эйхмана  в  Иерусалиме

27-го Нисана, 11-й день Омера - День памяти Катастрофы и героизма евреев во Второй Мировой войне - "Йом hа-зикарон ла-Шоа ве-ла-гвура".

Катастрофа европейского еврейства - гибель значительной части еврейского населения Европы  в  результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами  в Германии и на захваченных ею территориях  в  1933 - 1945 годах. У этой трагедии есть несколько названий:
Шоа - несчастье (иврит)
Хурбан - разруха (иврит)
Холокост - жертва всесожжения (древнегреческий).

Катастрофа. Холокост. Шоа. Все эти слова означают одно и тоже, одно и тоже страшное событие, которое унесло миллионы человеческих жизней. Катастрофа европейского еврейства - явление, которое нельзя понять, ему можно ужасаться, его можно оплакивать, здравый ум постичь этого не может. Евреев уничтожали только за то, что они были евреи. Но еврейский народ пережил и это, хотя и сегодня многим сняться ужасы тех лет. У каждого из нас есть своя стена плача, у которой мы оплакиваем безвинно погибших, через эту стену мы обращаемся к душам павших.

6 миллионов евреев погибли  в  этой войне от рук немецких убийц и их пособников  в  захваченных Германией странах. Их гибель, размеры и подробности которой отказывается воспринимать человеческий разум, навсегда врезалась  в  коллективную память еврейского народа. Почему же для увековечения их памяти выбран именно этот день? Ведь не было дня  в  течение шести лет войны, чтобы где-нибудь  в  Европе не убивали евреев?

27-го Нисана 5703 года (2-го мая 1943 года нашей эры) - это последний день восстания евреев  в  Варшавском гетто. Восставшие продержались против немцев дольше, чем сама Польша  в  1939-м году; почти безоружное еврейское подполье нанесло врагу больший урон, чем полурегулярные армии польских партизан, снабжаемые советским и английским оружием.

Несмотря на трагический исход, восстание  в  Варшавском гетто ответило всем антисемитам, утверждающим, что евреи не умеют сражаться даже за себя. Оно напомнило самим евреям о духе Маккавеев (см. "Ханука"). Впервые со времен Бар-Кохбы евреи сражались как евреи под еврейским флагом.

Варшавское гетто - это одно из многочисленных гетто и лагерей уничтожения  в  Европе периода второй мировой войны. Герои же его восстания стали символом многих восстаний евреев против нового Амалека (см. "Пурим") -  в  гетто и лагерях, во французском подполье и  в  лесах Белоруссии. Они открывают длинный список евреев, сражавшихся  в  армиях антигитлеровской коалиции и партизанских отрядах и покрывших себя военной славой.

По израильскому закону, принятому  в  1951 году,  в  этот день  в Государстве Израиль закрыты все театры, кино и другие места развлечений. По всей стране приспукают государственные флаги, на крышах общественных зданий зажигаются "нерот зикарон" - "поминальные свечи" -  в  память о погибших.

В  институте-музее "Яд ва-Шем" проводится траурная церемония с участием Президента страны, уцелевших узников фашизма, еврейских подпольщиков и партизан.