Пурим. План-конспект интегрированного урока "традиция-чтение" в 3-м классе
Тема урока: Обычай переодеваться в праздник Пурим.
Цели урока:
- Объяснить значение и происхождение обычая переодеваться в Пурим;
- развивать память, мышление и речь учащихся, их познавательную активность;
- воспитывать уважение к законам и обычаям еврейского народа, прививать чувства национального самосознания.
Ход урока
I. Организация класса.
- Приветствие класса
- Проверка готовности к уроку.
На данный урок дети могут приготовить собственные костюмы или маски. Этот приём сделает урок более эффективным и надолго останется в памяти ребят.
II. Объявление темы и задач урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с древним обычаем переодеваться в праздник Пурим, узнаем в чём его секрет и почему его соблюдают сейчас. Также мы будем изучать стихотворение Натана Ионатана "Кем мне нарядиться?", а каждый из вас расскажет о своём костюме.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Всё это нам необходимо знать, для того, чтобы глубже понимать традиции нашего народа, научиться соблюдать его законы и обычаи.
IV. Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальная беседа.
Учитель: Сейчас мы поговорим о том, что вы знаете о празднике Пурим.
- Что такое Пурим?
(Праздник в память о чудесном избавлении евреев Древней Персии от уничтожения).
- Какие законы (заповеди) праздника Пурим вы знаете?
(1.Чтение Мегилат Эстер - Свитка Эстер;
2.Мишлоах Манот -Посылание продуктовых подарков;
3.Матанот леэвйоним - подарки бедным и нуждающимся;
4.Сеуда - праздничный пир и веселье.)
- Какие обычаи праздника Пурим вам известны?
(1.Обычай наряжаться;
2. Есть "Уши Амана"- Озней Аман - на иврите, Оменташен - на идиш;
3. Стирать память об Амалеке - "бить" Амана с помощью трещотки - Раашан - на иврите, Грегер - на идиш ).
- Каких героев Пурима вы знаете?
Ахашверош, Мордехай, Эстер, Вашти, Аман).
- Что вам известно об обычае переодеваться в Пурим?
(ответы детей).
- Для чего нужно наряжаться в карнавальные костюмы?
(ответы детей).
V. Воспиятие и осмысление нового материала.
1. Рассказ учителя.
А знаете ли вы, что обычай переодеваться или менять одежду в Пурим очень древний. Переодевались евреи в этот праздник для того, чтобы быть неузнаваемыми. Этот обычай укоренился в Израиле и стал как бы законом Торы. Это произошло потому, что в нём скрывается более глубокий тайный смысл.
Прежде всего, обычай переодеваться в чуждые одежды связан с выполнением заповеди мудрецов "не различать в Пурим даже самые крайние противоположности "- хороший-плохой, добрый-злой, еврей-иноземец.
Кроме того, в этом переодевании есть важный намёк. Когда еврейский народ совершает различные грехи - это лишь внешняя перемена, как лишь внешне меняется человек, меняющий одежду. Внутри он остаётся тем же самым - праведным и преданным Всевышнему.
Евреи того поколения поклонялись идолу Навуходоносора лишь внешне, но не верили в него. Как сказано в Талмуде: "Они /из страха/ лишь сделали вид, что поклоняются идолу, а Всевышний лишь сделал вид, что наказывает их".
Вот ещё одна причина для переодевания. В Торе есть слова, относящиеся именно к событиям Пурима: "В этот день Я совершенно закрою лицо Моё". (Дварим, 31)
Наши мудрецы учат: "В этом стихе Торы содержится намёк на появление царицы Эстер". Дело в том, что слова "совершенно закрою" - Гастер астир - очень созвучны с именем Эстер, а также они связаны с чудом Пурима.
Как видите, в этом на первый взгляд простом обычае, спрятан глубокий смысл. Что же так важно нам понять? Это то, что как бы человек ни наряжался, как бы ни хотел внешне показать себя с лучшей стороны, внутри он остаётся самим собой!! Переодеваясь, гримасничая, мы смеёмся лишь над собой, над своими ошибками и недостатками, но тем самым мы приближаемся к праведности, стремимся победить в себе страх, исправить допущенные ошибки, увидеть недостатки. И благодаря этому мы становимся чище и лучше.
2. Работа над стихотворением Натана Ионатана "Кем мне нарядиться?".
- Вступительная беседа.
Вы сегодня пришли нарядные и красивые. У каждого из вас есть своя история костюма. Расскажите кто кем нарядился? (Дети рассказывают.)
А вот израильский писатель и поэт Натан Ионатан написал стихотворение о таком же мальчике, как и вы. Оно называется "Кем мне нарядиться?".
Интересно, что Натан Ионатан родился на Украине, в городе Киеве в 1923 году. Потом он стал жить в Израиле. Там он работал и в киббуце (сельскохозяйственном поселении), и в школе, и занимался изданием книг. Он написал множество книг для детей и про детей.
- Восприятие текста на слух.
(Перед тем, как учитель читает стихотворение детям, он должен провести словарную работу над объяснением трудных и непонятных слов. В данном стихотворении есть слова, возможно незнакомые и непонятные:
Лира - музыкальный инструмент;
Давид - второй царь Израиля (10 в. до н. э.), почитаемый в еврейской традиции. Он был не только отважным воином, но и замечательным военачальником, поэтом и музыкантом. В юности Давид был пастухом и однажды победил в схватке филистимлянского воина-великана Голиафа.
Шимшон (Самсон) - один из судей Израиля. Он был очень силён. Оказавшись в плену у своих врагов, филистимлян, он отомстил им, разрушив храм, в котором они пировали: упёрся в колонны храма и сдвинул их с места. Правда, под развалинами погибли и филистимляне, и сам Шимшон.
Робинзон - главный герой книги Д . Дефо "Робинзон Крузо", человек, живший на необитаемом острове.
Пятница - друг и помощник Робинзона.
- Чтение текста учителем.
Ребята, послушайте внимательно стихотворение и после этого ответьте на такие вопросы:
О ком это стихотворение?
Что вам было непонятным?
Кем мне нарядиться?
Натан Ионатан.
Ещё не решил я, как нарядиться мне в Пурим:
Матросом, который привычен к штормам и бурям?
А может быть гномом? А может быть Белоснежкой?
Царицей Эстер? Мордехаем? Шахматной пешкой?
Слепым музыкантом, бродящим по свету с лирой?
А может быть клоуном? Или пантерой Багирой?
Злодеем Аманом? Солдатом с большим автоматом?
Котом в сапогах? Астронавтом? Медведем лохматым?
Отважным Давидом, что вышел на бой с Голиафом?
А может быть, лучше всего нарядиться жирафом?
А может, Шимшоном, убившим свирепую львицу?
На чём-то, в конце концов, надо остановиться!
Нет, всё же, пожалуй, я наряжусь Робинзоном.
А может быть, Пятницей? Или страшилой-драконом?
Но лучше всего - рыбаком. Свою удочку даст мне папа,
И в садок положу я большого зеркального карпа.
Ах, мама! Как жаль, что придётся мне всё же смириться
И выбрать один лишь костюм, и в него нарядиться!
Быть сразу и этим, и тем - не получится, я понимаю.
Но кем же я буду на Пурим? Я так до сих пор и не знаю…
После проверки первичного восприятия проходит работа над интонацией и анализом текста.
- О чём это стихотворение? (О размышлениях мальчика кем он будет на празднике Пурим).
- Кем хотел быть герой произведения? Найдите в тексте и прочитайте.
(Матросом. Гномом, Белоснежкой, Царицей Эстер, Мордехаем, Шахматной пешкой. Музыкантом, Клоуном. Пантерой Багирой, Аманом, Солдатом, Котом в сапогах. Астронавтом, Медведем, Давидом, Жирафом, Шимшоном, Робинзоном, Пятницей, Драконом. Рыбаком).
Пусть выскажется как можно больше детей.
- Чем был огорчён мальчик? (Тем, что ему нужно выбрать лишь один костюм).
- Что бы вы посоветовали герою надеть на Пурим? (ответы детей).
- Костюм какого героя выбрали бы вы и почему? (ответы детей).
- Что нового вы узнали из прочитанного? (ответы детей).
- Выразительное чтение стихотворения детьми.
Учителю: Можно использовать метод чтения по-цепочке - чтение по фразам или столбикам.
Вам следует объяснить детям интонационные оттенки, место пауз.
Не забудьте поощрить тех, кто читал с выражением, правильно и чётко.
VI. Подведение итогов.
- Итак, о каком обычае праздника Пурим вы узнали?
- Какой смысл переодевания в Пурим?
- Кто написал стихотворение "Кем мне нарядиться?"?
- Что хотел нам рассказать автор стихотворения? (Ответы детей).
VII. Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение Н. Ионатана "Кем мне нарядиться?", рассказать дома об обычае переодеваться в праздник Пурим.
Материал разработала Наталия Бакулина - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.