Праздник Суккот

После дней Суда, Раскаяния и
Искупления приходит пора
веселья, время прославления
Всевышнего - праздник Сукот.

Впервые мы читаем об этом празднике в книге Исхода (23,16): "И (соблюдай) праздник собирания плодов при исходе года, когда уберешь с поля труды твои".
Всего четыре дня отделяют Йом-Кипур от праздника Суккот, называющегося "временем веселья нашего". Содержание этого короткого перехода прекрасно выражает книга Тегилим:"Свет посеян для праведников, и для прямодушных - радость". После того, как выпрямились наши сердца в Йом-Кипур, приходит радость и спокойствие праздника Суккот.

И в самом деле, говоря о празднике Суккот, Тора трижды упоминает о веселье:
    1. "И веселитесь пред Г-сподом семь дней" (Ваикра, 23);
    2. "И веселись в твои праздники..." (Дварим, 16);
    3. "И будешь только веселым" (Дварим, 16).

Поэтому в наших святых книгах всюду, где сказано просто "праздник", имеется в виду праздник Суккот.
Праздник этот в Торе называется также "праздник сбора урожая" - так как он приходится именно на это время. Начинается он 15 Тишрей и продолжается в Израиле восемь, а в диаспоре девять дней. Повелевается семь дней праздника проводить в кущах - "временных палатках" в память о том, что глубочайшим образом символизирует духовное единство всего народа, в память о том, что в кущах в пустыне Синайской поселил Всевышний сынов Израилевых, когда вывел их из Египта. Таким образом, все благородное, назидательное и бодрящее, символизирующее идею свободы и идею нравственного призвания человека, получает значение памяти об исходе из Египта.

Б-г  сделал евреям шалаши. Но почему бы Ему не сделать для них другое чудо: "нормальные" дома? Разве это было для него трудно? Но Всевышний специально поселил евреев в шалашах, во временных и ненадежных жилищах, чтобы знало поколение Исхода, что только присутствие  Б-га  в нашем жилище делает его надежным домом, как сказано в Псалмах:"Если  Б-г  не созидает дома, то напрасно трудятся строители" (Псалмы 127:1). По своему усмотрению переворачивает Он дома нечестивых - Содом и Гомору - и по Своему желанию дает нормальную и безопасную жизнь в шалашах.

После первого дня праздника следуют шесть полупраздничных дней, которые называются холь-гамоэд(досл. "будни праздника"). В эти дни, несмотря на их святость, разрешено производить большинство видов работ.

А восьмой день - самостоятельный праздник под названием Шмини-Ацерет, когда мы уже не сидим в "суке" - шалаше, сосредоточивающем в себе всю суть праздника Суккот. Шмини-Ацерет называется так потому, что в Торе сказано о нем: "В день восьмой (шмини) празднество (ацерет) будет у вас - никакой работы не совершайте" (Бемидбар, 29). Буквально же слово ацерет означает "задержка". Почему этот праздник называется именно так, поясняет мидраш:
"Сказал Всевышний евреям по окончании семи дней Суккот:
- Пожалуйста, останьтесь со Мной еще на день - трудно Мне расставаться с вами!.."

В стране Израиля Шмини-Ацерет соединяется с праздником Симхат-Тора, а за ее пределами, где каждый праздничный день удваивают, Шмини-Ацерет - восьмой день после начала Суккот, а Симхат-Тора - девятый. Праздничные дни между первым (а за границей - первым и вторым) днем Суккот и этими праздниками называются холь-гамоэд, то есть "праздничные будни".

Заповедь Сукки

Написано   в  Торе (Ваикра, 23): " В  сукках живите семь дней; каждый житель  в  Израиле должен жить  в  сукках, дабы знали ваши поколения, что  в  сукках поселил Я сынов Израиля, когда вывел их из Египта".

Когда пришел день исхода, отправились сыны Израиля из Раамсеса  в  Суккот. Между ними - сто двадцать миль, по меньшей мере, три дня пешего пути для крепкого человека.

Тем не менее, все, кто вышел из Египта, включая стариков и детей, пришли  в  Суккот  в  тот же день.

Некоторые из мудрецов говорят, что Всевышний построил им настоящие кущи - суккот.

Другие утверждают, что Он окружил их облаками Славы: одно под ногами, вместо почвы, одно над головой, чтобы отбрасывать тень, еще четыре - со всех четырех сторон света, а седьмое - впереди, чтобы указывать путь. Все сыны Израиля укрылись  в  этой сукке, образованной облаками славы.

***

Главное предназначение шалаша - служить нам временным жилищем  в  семь дней праздника,  в  нем мы едим, спим, изучаем Тору. Сидя  в  шалаше, мы словно переживаем сами то, что пережили наши предки после исхода из Египта, - жизнь в  шалашах во время странствий.

Сначала возводят каркас из деревянных балок, затем делают стены - из досок, листов фанеры или полотнищ из ткани. Крышей шалашу служит покрытие из веток.

По обычаю, первый гвоздь шалаша забивают на исходе Йом-Кипура - чтобы исполнение одной заповеди влекло за собой исполнение другой. Каждый еврей обязан сам построить свой шалаш или, по крайней мере, участвовать  в  его строительстве. Сразу после окончания поста Йом-Кипура слышны удары молотков, начинается строительство шалашей...

Еврейский закон детально определяет требования, которым должен отвечать шалаш, пригодный к пользованию  в  Суккот, - каковы должны быть его размеры, из каких материалов он должен быть построен, где располагаться. Шалаш должен стоять только под открытым небом. Если над ним находится какое-либо строение или даже крона дерева, таким шалашом нельзя пользоваться  в  Суккот. Шалаш можно строить на балконе, если над ним - открытое небо.

Главная, наиболее важная часть шалаша - его покрытие (схах на иврите). От этого слова происходят названия шалаша (сукка) и самого праздника Суккот (дословно "шалаши"). Пригодна для использования  в  праздник лишь такая сукка,  в которой солнечных лучей больше, чем тени. Хотя вполне допустимо использовать  в  качестве покрытия фанерные планки, многие предпочитают все же делать схах из ветвей пальм и других деревьев, что создает  в  шалаше атмосферу близости к природе.

***

Суккот очень богат заповедями. Мудрецы наши говорят, что выражение из книги Тегилим "насыщение радостью пред лицом Твоим" (гл. 16-я) относится именно к этому празднику. Одновременно есть тут и игра слов: слово сова ("насыщение") написано так, что его можно прочитать как шева ("семь"), и мудрецы видят  в  этом намек на семь заповедей Торы, связанных с праздником Суккот:
1)"сукка";
2-3-4-5) "арбаа миним" (четыре вида растений: этрог, лулав, гадас и арава);
6) праздничные жертвоприношения;
7) жертвоприношения, выражающие праздничное веселье.

Две последние заповеди исполнялись лишь  в  те времена, когда существовал Храм. Суккот - один из трех праздников  в году, на которые Тора приказывает всем сынам Израиля собираться  в  Иерусалим и праздновать их там.

К перечисленным выше семи заповедям надо прибавить еще две, выполнявшиеся  в  Храме, но память о которых жива и теперь, придавая особый характер празднику Суккот: возлияние воды на жертвенник (нисух гамаим) и веселье по этому поводу (симхат бейт гашоэйва). Хотя они и не упоминаются  в  числе 613 заповедей Торы, есть предание, что они относятся к тем законам, которые Моше-рабейну получил от Всевышнего на Синае устно. Другой древний обычай, введенный еще пророками, - это битье о землю ивовыми ветками  в  день Гошана-Раба.

О самом празднике Суккот

Праздник Суккот считается последним из трех главных праздников (Песах, Шавуот, Суккот), указанных в Пятикнижии Моисеевом, в которые евреи совершали паломничество в Иерусалимский Храм. Как и предыдущие два праздника, он также отмечается как земледельческий праздник сбора жатвы и плодов. И так сказано в книге Левит (23:34, 35, 36, 39):

"Говори сынам Израилевым следующее: в пятнадцатый день седьмого месяца сего - праздник кущей - (Суккот) семь, дней Господу. В первый день священное собрание: Никакой трудной работы не делайте..."

"...в день восьмой священное собрание да будет у вас... празднество это, никакой трудной работы не делайте..."
"... А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы собираете произведения земли, празднуйте Господень праздник семь дней, в день первый покой и в день восьмой покой".

В этих указаниях выражена отчетливая мысль о возвышении человека из низших форм бытия, о поднятии души из области повседневных мелочей на высоту чисто нравственного деяния. Нет нужды доказывать, что исполнение религиозных обрядов, становясь источником этического поучения и воспитания, ведет к нравственному дисциплинированию человека. С праздником Суккот, более, чем с каким-либо другим, связано большое число обрядов. Первая значительная сторона праздника - обязанность проводить семь дней, особенно время еды, во временном жилище - с легкой крышей из веток, пропускающей дневной свет.

Вторая характерная черта праздника - совершение части утренней молитвы, когда в руках молящегося этрог (плод цитрусового дерева) и букет из пальмовой нераскрытой ветки - лулав и трех веточек мирты и двух веток ивы - аравот.

Мишна довольно подробно описывает этот обряд в Храме: "Вначале (т.е. при существовании Храма) обряд с лулав в Храме совершали семь дней, а вне его лишь один день (в первый день праздника). После разрушения Храма рабби Иоханан бен Заккай постановил, чтобы обряд с лулав совершался всюду семь дней, как воспоминание о Храме - (Сук., 41а). Р. Элиезер и его оппонент Иошуа согласны в том, что обряд с лулав имеет связь с молитвой о дожде: "И сказал р. Элиезер: и так, как четыре рода (пальмовая ветвь, мирт, ива и этрог) не могут существовать без воды, так и мир не может существовать без воды".

Поэтому обряд совершается в праздник Суккот - во время небесного суда, когда определяется, будет ли год дождливым или сухим (Рош а-Шана, 16а). Потрясение лулавом также символизирует призыв благоприятных урожаю ветров (Сукка, 376). Агада придает особый смысл обряду, считая пальмовую ветвь символом победы Израиля во время великого суда в день нового года. И, наконец, третий элемент праздника Суккот - "возлияние воды". По вечерам устраиваются "веселья водочерпия". Этот обряд в эпоху второго Храма совершался с большой торжественностью, - происходило возлияние воды на жертвенник. Мишна начинает описание происходивших тогда торжеств словами: "Кто не видел радости водочерпия, тот не видел радости в своей жизни".

Очень определенно сказано о сукке и лулаве в Пятикнижии:

"И возьмите себе в первый день плод цитрусового дерева - (в Талмуде - этрог) и ветви пальмовые (в Талмуде - лулав) и ветвь дерева густолиственного (мирта), и ивы речные, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней. И празднуйте праздник этот Господу семь дней в году: это закон вечный в поколения ваши, в седьмой месяц Празднуйте его. В кущах {Суккот) живите семь дней, все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской"(Левит 23:40, 41, 42, 43).

И еще сказано в книге Второзакония (16:13 - 16):

"Праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна своего и с винной давильни своей. И веселись в праздник твой ты и сын твой...

Семь дней празднуй Господу,   Б-гу  твоему, на месте, которое изберет Господь, ибо благословит тебя Господь,  Б-г  твой, во всех произведениях твоих и во всяком деле рук твоих, и будешь ты только веселиться. Три раза в году да явятся все мужчины твои пред Господом,  Б-гом  твоим, на месте, которое Он изберет: в праздник опресноков {мацот) и в праздник седмиц (Шавуот), и в праздник кущей {Суккот)".

Суккот - единственный праздник, в который предписано:
"И веселись в Праздник этот", ибо естественно, что земледелец радуется и веселится, убрав урожай - плоды своего труда и дары земли Господней. И праздник, напоминающий об избавлении Народа, об исходе из Египта и приближении к Обетованной Земле является также источником радости и веселья, потому что то же самое мы испытываем и теперь, когда мы вспоминаем о нашей собственной судьбе.

Но особенную идеальную ценность придает этому празднику предписание Торы жить семь дней в суке, во временном жилище. В этом предписании проявляется глубокий нравственный принцип благочестивого жизнеповедения."Тебе возвещено, человек, что есть добро и чего требует от тебя Всевышний". Выйди из постоянного твоего жилища, "дабы сердце твое не возносилось"; помни, что Господь, Творец мира, послал свое благословение, и не думай, что "сила моя и крепость руки моей доставили мне это богатство". И именно в дни личной радости твоей помни о том, как предки твои кочевали по пустыне и жили в кущах.

Особое значение придается празднику Суккот в книге Захарья (14; 16). Пророк предвещает, что все, оставшиеся в живых, из народов, напавших на Иерусалим (в видении предсказывается всеобщее нашествие народов на Святой город), будут ежегодно приходить паломниками в Иерусалим для празднования Суккот, а то племя, которое не будет так поступать, будет наказано бездождием. У израильтян восприятие праздника Суккот и средства выражения его находятся в тесной взаимосвязи. Суку принято украшать рисунками и надписями, а стены ее обвешиваются плодами семи видов, которыми "восхвалена земля Израиля". Особенно активны в постройке суккот и их украшении израильские дети. Во многих городах соревнуются в устройстве самых красивых Суккот, и тот, кто в своем умении достигает лучших результатов, получает приз.

Святая Земля отчизны так же, как во времена второго Храма, снова дарует нам радость и веселье в вечера празднования Суккот. Снова возрождаются мелодии нашего сердца, танцы, виртуозное искусство метания факелов, снова возрождается веселье празднества Симхат Пейт-Гашоэва, что в буквальном переводе означает "веселье водочерпия". Ярче всего эти праздневства проходят в Иерусалиме, вознаграждая евреев за тысячелетия ожидаемого возвращения в Святой Город.

Как уже было отмечено выше, в память о Храме сохранилась традиция в первые шесть дней праздника Суккот обходить один раз в процессии вокруг алмемара с этрогом и пальмовой ветвью (лулав) в руках, а в седьмой день, который носит особое названия Гошана раба - по названию молитвы, произносимой в этот день, молящиеся, держа в руках этрог и букет из ветвей трех видов, обходят семь раз вокруг амвона, на котором находятся все свитки Торы.