Почему мы отмечаем Новый Год деревьев 15-го швата?

В эпоху составления ТаНаХа Новый год деревьев не отмечали, и он не упоминается в Священном Писании. Лишь в I веке до нашей эры, в период деятельности двух школ мудрецов - школы Гилеля и школы Шамая, возник вопрос о дате Нового года деревьев. Ведя дискуссии о том, когда именно следует отмечать Новый год деревьев, мудрецы не имели, разумеется, в виду, что в этот день люди должны устраивать торжественные церемонии или сажать деревья. Речь шла об определении даты, которая важна для исполнения заповеди отделения маасера ("десятины") от плодов деревьев. Тора обязывает каждого еврея отделять маасер от плодов урожая этого года и отдавать его когенам и левитам, служившим в Храме, или беднякам. Нельзя было отделять маасер от плодов одного урожая, намереваясь тем самым исполнить эту обязанность в отношении плодов урожая другого года. Поэтому необходимо было установить точную дату Нового года деревьев.

Названия праздника

Школа Гилеля 15 Швата

Наши мудрецы, бывшие опытными и наблюдательными земледельцами, пришли к выводу, что примерно до середины месяца шват деревья пьют влагу, которая сохранилась в почве еще с прошлого года,  а  начиная с этого времени - воду дождей, выпавших уже в этом году.

Есть еще одна причина, почему Новый год деревьев отмечают 15-го швата. Как известно, климатические условия разных областей Страны Израиля заметно различаются между собой. Весеннее пробуждение природы в разных районах начинается в разное время: на прибрежной низменности, в Изреэльской и Иорданской долинах и на Шаронской низменности раньше, чем в горах. Но жители горных районов считали, что более подходящая для Нового года деревьев дата - это 15-е швата.

Школа Шамая 1 Швата

Постепенно Ту биШват стал рассматриваться также как своего рода Судный день деревьев, когда решается их судьба на будущий год, подобно тому, как судьба человека решается в Рош-Гашана, Новый год. Так как новый год - это всегда первое число, значит и Новый год для деревьев должен отмечаться 1 числа.

Мудрецы школы Шамая считали, что Новый год деревьев следует отмечать 1-го швата, ибо к этому времени в долинах и низменностях уже начинается весеннее цветение.

Поскольку в древности большинство еврейского населения Эрец-Исраэль было сосредоточено в горных областях,  а  не на низине, как в наши дни, в конечном итоге возобладало мнение школы Гилеля.