Песах учителям. Музыка и Песах
Д-р П.ГРАДЕНВИЦ
(музыковед)
ИСХОД ИЗ ЕГИПТА В МУЗЫКЕ
Исход из Египта — тема освобождения об рабства народа и личности — издавна привлекала художников. Бурные события, которые сопутствовали Исходу евреев из Страны Пирамид, деяния Моисея, получение Торы, завоевание Святой Земли и обретение независимости — все это события исключительные, исполненные драматизма, и они имеют общечеловеческое значение. Во все эпохи народы мира помнили их — и в радости, и в горе, и в надежде, и в отчаянии. В рассказах Библии, богатых героическими образами и захватывающими сюжетами, мало глав, в которых так силен драматизм, как в главах об Исходе евреев из Египта.
Не только смысл, но и фабула, и богатство красок Исхода послужили для многих композиторов основой создания интересных произведений.
Одно из центральных мест в описании Исхода занимает песня Мириам, запечатленная в Книге Исхода (15. 21). Она стала одной из первых арий, известных в истории музыки. Обычно она исполняется в сопровождении ударных инструментов и хора. Эти библейские стихи были положены на музыку Францем Шубертом (1797 — 1828), известным композитором-романтиком.
Интересно сравнить произведения видных композиторов, написанных на тему Исхода, проанализировать их взгляды, вглядеться в музыкальный стиль. Первое, пожалуй, крупное произведение на эту тему - оратория Генделя (1685-1759) "Евреи в Египте". Эта музыка монументальная, эпически величавая, и поныне очень впечатляющая. Карл-Филипп Бах (1714—1788), который рассматривал искусство своего отца Иоганна-Себастьяна Баха (1685 — 1750) как "устаревшее", соединил в своих произведениях бурный драматический стиль с романтически созерцательным, и это нашло своеобразное отражение в его оратории, написанной в 1769 году и исполненной впервые в Гамбурге в 1775 году, "Израиль в пустыне". Это произведение отличается многокрасочностью и глубиной содержания. Временами звучит в нем яркий драматизм, и тогда музыка Баха особенно впечатляет. К особо волнующим фрагментам относится молитва Моисея — многозначительный речитатив, часто прерываемый драматическими возгласами хора.
Следует отметить эпизод, когда Моисей ударяет по скале, чтобы добыть воду. Народ Израиля заводит песню, и скрипки сопровождают ее стремительной мелодией, подражающей плеску воды.
Среди первых музыкантов, поехавших в восточные страны, чтобы изучить и записать песни и мелодии восточных народов, был французский композитор Фелисьен Давид (1810 — 1876). В 1833 году он присоединился к группе паломников - членов религиозно-философской секты и поехал в Египет, Сирию, Палестину и там записывал мелодии, услышанные от местных жителей, феллахов и бедуинов. По возвращении в Париж этот пионер ориентальной музыки во Франции опубликовал сборник восточных напевов в романтической обработке. В 1844 году состоялась премьера его "Пустыни" — симфонии с хором и декламацией. Благодаря этому произведению Ф.Давид стал первым "экзотическим" композитором XIX века, и впоследствии образовалась целая школа его последователей.
В 1846 году вышла в свет его оратория "Моисей в Синае". "Пустыня" и "Моисей в Синае" пользовались исключительным успехом во многих странах.
Особенная красота и притягательная сила этих произведений идут от восточной красочности, характерной для Давида вообще. Эта ориенталистская окраска выражается в характерных восточных мелодиях и в звучании оркестра, подражающем звучанию ближневосточных ансамблей.
Для нас это только отдаленное сходство с экзотикой Востока, но Давид имел в виду "нарисовать" истинный Восток. Нет сомнения, что он оказал заметное влияние на восточную музыку более позднего периода, особенно французскую.
Странная судьба постигла оперу "Моисей" которую сочинил выдающийся итальянский композитор, автор бессмертного "Севильского цирюльника" Джоаккино Россини (1792 — 1868). Премьера "Моисея" состоялась в 1818 году в Неаполе и в 1827-м — в Париже (на итальянском языке). Четыре года спустя после премьеры в Неаполе опера в новой редакции была поставлена в Лондоне также на итальянском языке. Спустя одиннадцать лет это произведение снова прозвучало в Лондоне, но... в форме оратории под названием "Евреи в Египте, или Переход через Чермное море" Артисты пели в костюмах, на сцене стояли декорации. В своей оратории Россини использовал фрагменты оратории Генделя. В таком виде оратория исполнялась и в других городах, а с 1842 года — в США. В 1845 году либретто оперы "Моисей" было переведено на английский язык, и она была поставлена в Бостоне. В 1850 году эта опера с обновленным текстом шла в Лондоне.
Лишь немногие любители музыки знают, что известный французский композитор Гектор Берлиоз (1803 — 1869), автор "Фантастической симфонии", в дни молодости очень увлекался Библией и библейскими сюжетами. В двадцатилетнем возрасте он даже сочинил ораторию на тему об Исходе евреев из Египта.
Отдал дань этой теме и другой композитор- романтик — Антон Рубинштейн (1829 — 1894). Среди четырех его "духовных" произведений — опера "Моисей". (Заметим попутно, что он также является автором опер "Вавилонское столпотворение" и "Маккавеи".)
Из более близких к нашему времени композиторов упомянем американского негра Р. Натаниэля Дета (безвременно скончавшегося в 1943 году, не достигнув и пятидесятилетнего возраста). Он сочинил впечатляющее произведение Моисей" для солистов, хора и оркестра, стилистически весьма своеобразное.
В основе "Пасхального сказания" известного композитора-еврея Пауля Десау лежат мотивы произведений писателя Макса Брода (1884 - 1968), последние тридцать лет жизни проведшего в Израиле.
Если мы обратимся к новой эпохе, то найдем в ней ряд произведений, оригинальных как по обработке темы, так и по мировоззрению авторов. Было проявлено новаторство и с чисто музыкальной точки зрения.
Интересное и необычное музыкальное решение найдено, без сомнения, в опере Арнольда Шенберга (1874 — 1951) "Моше и Агарон", которая производит сильное впечатление. Тема Исхода из Египта является центральной темой этой оперы, созданной в 1932 году. В концертном исполнении она прозвучала в 1954 году и была поставлена на сцене в 1957 году.
Образы Моше и Агарона в этой опере Шенберга нельзя рассматривать с позиции традиционных представлений об этих вождях. Композитор показывает противоречия между Моисеем и Агароном, представляет их действия и поступки в чисто человеческом аспекте.
От рабства к свободе — центральный мотив оперы "Моисей и Агарон". Но Шенберг рассматривает борьбу героев и освобождение народа не только с точки зрения общечеловеческой и политической, — его интересует духовный фон событий. Моисей противопоставлен Агарону как духовный вождь вождю народному.
Цель Моисея — воспитать народ и разъяснить возложенную на него миссию, укрепить его связь с единственным Б-гом , невидимым и непостижимым. Агарон же пытается убедить Моисея, что простой народ не в состоянии верить в невидимого Б-га . "Как любить невидимое?" — спрашивает он.
Народ требует чудес и видений, в которых Б-г докажет свое существование. Народу нужны знамения, символы, изображения. Моисею, указывающему на запреты Б-га , Агарон отвечает, что и горящий куст, и скрижали Завета являются в сущности знамениями и даже изображениями. Тогда-то Агарон, подчиняясь воле толпы, создает золотого тельца. Моисей сходит с горы Синай — телец уничтожен, но и скрижали разбиты.
Борьба между Моисеем и Агароном — это борьба между человеком духа и материалистом, между борцом за вечное и человеком, борющимся за настоящее. Такова трактовка композитора.
В центре третьего действия — диалог Моисея с братом. Моисей указывает Агарону на его промахи и под конец говорит ему: "Иди и живи, если сможешь!" Агарон падает замертво. Моисей объявляет народу: "Идите в пустыню и станьте великим народом. Всегда, когда вы захотите уподобиться другим народам, вы будете терпеть поражение. Назначение еврейского народа — единение с Б-гом ".
Незадолго до Войны за Независимость выдающийся израиильский композитор Йосеф Таль написал симфонию "Экзодус" (Исход из Египта), которая в декабре 1947 года была исполнена Тель-Авивским симфоническим оркестром и обратила на себя внимание всех любителей музыки. Управлял оркестром известный итальянский дирижер Бернардино Молинари. В произведении говорится о годах рабства и чудесах вызволения, о переходе по суше через Чермное море, затем следует апофеоз — победная песня Мириам и всех спасенных. Партия рассказчика-певца (баритон Карель Саломон) целиком построена на цитатах из Книги Исхода.
"Экзодус" Йосефа Таля глубоко взволновал широкую общественность, так как его героическая тема перекликалась с актуальными событиями жизни нарождавшегося государства. В Иерусалиме эта симфония в ту пору не исполнялась, так как он был блокирован, но она триумфально прозвучала в Хайфе.
Спустя несколько лет "Экзодус" с большим успехом был исполнен в Лондоне под управлением дирижера Эдварда Бай-кума (Голландия).
Эту симфонию И. Таль сочинил после создания небольших, но очень выразительных "музыкальных картинок" для фортепиано, чтеца и ударных инструментов на ту же тему. Эта своеобразная хореографическая поэма была написана в 40-е годы для знаменитой израильской балерины Дворы (Деборы) Бертоновой.
Через все произведение проходит, нарастая, генеральная тема — от рабства к свободе. Песня Мириам и заключительные танцы носят ярко выраженный восточный характер. Они создают атмосферу всенародного ликования и безудержного веселья. Это произведение пользовалось исключительным успехом и исполнялось во многих городах, селениях и кибуцах
Спустя несколько лет после создания "Экзодуса" было написано другое одноименное произведение Йосефа Таля — "Экзодус-2". Форма его и стиль напоминают предыдущее, но на сей раз исполняют музыку певец-баритон и электроинструменты. "Экзодус-2" — первое симфоническое произведение для электроинструментов, написанное в Израиле. Композитор очень оригинально использовал новые возможности, предоставленные техникой современному музыканту. "Экзодус-2" неоднократно транслировался по израильскому радио.
Можно не сомневаться, что композиторы Израиля и других стран еще не раз будут обращаться к волнующей и бессмертной теме Исхода.