Песах - учителям. Конспект комплексного занятия "Пасхальный Седер"
Лексика:
Египет, фараон, рабы, Исход;
Кеара, маца, марор, зроа, харосет, хазерет, карпас, бейца, афикоман,
Цель:
Продолжать знакомить детей с традицией проведения праздника Песах: продолжать знакомить детей с внешним видом традиционного Пасхального блюда и названиями на иврите видов еды - символов этого праздника; объяснить их символическое значение. Продолжать знакомить детей с историей Исхода из Египта.
Обогащать словарный запас детей.
Развивать: память, внимание, воображение, усидчивость.
Воспитывать уважение к еврейской традиции, истории, обычаям, языкам
Оборудование:
Пасхальная Агада;
Кеара, маца, марор, зроа, харосет, хазерет, карпас, бейца, солёная вода;
Магнитофон, аудиокассета;
Подсвечники, свечи, бокалы, пасхальная салфетка для мацы, бокал пророка Элиягу;
Кувшин, тазик, полотенце.
Примечание: можно сделать инсценирование седера, когда дети станут мамами и папами, детьми и гостями. Для этого нужно распредилить ученикам роли и соответственно им раздать слова. Это будет очень интересно, красиво и познавательно.
Ход занятия:
1. Вступление:
В Седер Песах на каждого возлагается 4 обязанности:
- есть мацу;
- рассказывать об исходе из Египта;
- пить 4 бокала вина;
- есть марор.
Читать Агаду должны все, а кто не может читать, должен слушать и не отвлекаться. На кресло главы семьи кладут подушки он должен возлежать, опираясь на левую руку, демонстрируя этим свободу, которую получил народ по выходе из Египта.
1. ЗАЖИГАНИЕ ПРАЗДНИЧНЫХ СВЕЧЕЙ (до начала Седера).
Браха.
2. КАДЕШ.
Чтение кидуша. Всем присутствующим наливают первый бокал вина. Маца, лежащая на столе, должна быть закрыта. Глава Седера, подняв свой бокал, читает текст кидуша, после чего все присутствующие, облокотясь на левую руку, выпивают свои бокалы.
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
3. УРХАЦ - омовение рук. Хозяйка дома приносит кувшин с водой, тазик и полотенце, поливает главе Седера сначала на правую руку, затем на левую (3 раза). Все участники Седера молча омывают руки, но не произносят обычного благословения.
4. КАРПАС - глава Седера обмакивает в солёную воду ломтики карпаса и раздаёт всем присутствующим. Произносит браху.
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плоды земли.
Все едят, облокотясь на левую руку.
5. ЯХАЦ - преломление средней мацы. Глава семьи переламывает пополам среднюю мацу. Большую половину откладывает в сторону и прячет завернув в салфетку. Для раздачи членам семьи после ужина. Эта часть - АФИКОМАН (десерт). В эту ночь афикоман символизирует Пасхального агнца - последнее блюдо в пасхальной трапезе.
6. МАГИД - рассказ об Исходе из Египта. Глава семьи приподнимает тарелку с мацой и торжественно провозглашает:
Вот хлеб бедности нашей, который ели наши предки в земле Египетской. И каждый человек, который голоден, пусть придёт и ест. Всякий, кто хочет праздновать Песах, пусть придёт и празднует его вместе с нами, сегодня мы в изгнании, пусть же в будущем году мы будем праздновать этот праздник в Земле Израиля.
(Тарелка ставится вниз, мацу накрывают, наливают второй бокал вина.)
По традиции, самый младший из сидящих за столом, задаёт 4 вопроса (песня "Ма ништана").
Когда-то все евреи были рабами у фараона в Египте. Но Господь, Б-г наш вывел нас оттуда и сделал свободными людьми. А если бы не вывел Он наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы рабами. Каждый год в праздник Песах мы должны рассказывать об Исходе из Египта. И кто больше расскажет, тот молодец.
О четырех сыновьях говорит Тора: об умном, непослушном, наивном и о том, который не умеет задавать вопросы.
Умный сын спрашивает: "Что это за законы, которые дал нам Господь?" Нужно объяснить ему все законы Седера и сказать также, что после "афикомана" ничего больше не едят.
Непослушный сын спрашивает: "Что это за праздник у вас?" Он говорит "у вас", а не у него, проучи его и скажи:" ... если бы ты был в Египте, то не вывел бы тебя Б-г как нас из Египетского рабства"
Наивный говорит: "Что случилось?" А ты скажи ему: "Господь вывел нас из Египта, освободил из рабства."
А не умеющему задавать вопросы, расскажи всё сначала.
В праздник Песах каждый из нас должен представить себя на месте наших предков, которые были рабами в Египте. Работа наша была тяжёлая и опасная, приходилось нам поднимать тяжёлые камни, строить большие города для фараона и просили мы у Б-га своего спасения. И услышал Господь молитвы наши и увидел страдания, сказал Всевышний Моше - одному из нас: "Иди к фараону и выведи народ свой из Египта." Не соглашался фараон отпускать рабов своих и тогда Б-г наказал Египет, наслал 10 казней:
1. Сначала воды реки Нил превратились в кровь;
2. Потом землю заполнили жабы;
3. Со всех сторон налетели вши и мошки;
4. Погиб весь скот: коровы, козы, лошади, овцы;
5. Хищные звери напали на землю египетскую: тигры, львы, крокодилы;
6. Египтяне заболели, их кожа покрылась нарывами и ранами;
7. Пошёл страшный град и погубил все растения;
8. Саранча напала на поля и сады и уничтожила урожай;
9. Три дня по всему Египту стояла тьма, и было темно, как ночью;
10. Смерть пришла в города и сёла - умерли все первенцы в египетских семьях.
Господь поразил египтян, а дома наши спас. В память об этом, мы едим в Пейсах ЗРОА. Берёт мацу, завернутую в салфетку и говорит: "Почему едим мы мацу? Потому, что торопились наши предки уйти из Египта, и испекли они опресноки так как не заквасилось тесто" Указывает на горькую зелень: "Почему мы вкушаем горькую зелень? Потому, что египтяне сделали горькой жизнь наших предков в Египте." Каждый из нас должен смотреть на себя, так будто он сам вышел из Египта. Ведь не только предков наших спас Господь, но и нас избавил вместе с ними (прикрывают мацу и поднимают бокал).
Поэтому мы должны благодарить, восхвалять и воспевать Господа, сотворившего чудеса для нас.
Браха на вино.
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
Все пьют облокотясь на левую руку не менее полстакана, произнеся браху - в знак духовного Исхода из Египта.
7. РАХЦА - омовение рук с брахой, вознесение рук.
8. МОЦИ МАЦА - благословение мацы.
Держат мацу (3 шт.), опускают обратно на поднос нижнюю мацу. И оставляют в руках одну целую, одну разломанную.
Браха.
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас заветами Своими и заповедавший нам вкушать мацу.
Все съедают кусочек из верхней мацы, средней надломанной, опершись на левую руку.
9. МАРОР - обмакнуть горькие травы в ХАРОСЕТ, стряхнуть, благословить и съесть. Марор едят, не опёршись.
Браха.
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, освятивший нас заветами Своими и заповедавший нам вкушать марор.
10. КОРЕХ - Между двумя кусочками третей нижней мацы кладут марор, смысл корех: напомнить о пасхальной жертве в Храме, которую ели с мацой и марором.
11. ШУЛХАН ОРЭХ - Убирают Пасхальное блюдо и приступают к трапезе. В начале трапезы обычно едят яйцо, обмокнув его в солёную воду.
12. ЦАФУН - это самый интересный момент трапезы. Обычно в это время обнаруживается, что кто-то из детей похитил афикоман, и его выкупают за вознаграждение, разламывают на всех и, облокотясь на левую руку, съедают. После этого еда в этот вечер запрещена. Разрешено пить вино и прохладительные напитки.
13. БАРЕХ - застольная молитва. Наполняют третий бокал и произносят благословение после трапезы (Биркат амазон). (Бокал держать в руке)
Благословен Господь наш, дающий нам пищу. Амен.
Браха на вино.
Благословен, Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
14. ГАЛЛЕЛЬ - после того, как выпит третий бокал, наполняют бокал Элиягу - посланника, возвещающего об избавлении. Существует обычай открывать дверь, чтобы показать, что мы ждём избавления каждую минуту, и что в эту ночь мы ничего не боимся. (Бокал Элиягу ставят на середину стола).
Песня "Симха раба".
4-й бокал выпивают в память дарования Торы на Синае.
15. НИРЦА - Завершение Седера.
Мы провели Пасхальный Седер, согласно еврейской традиции. Также, как нам удалось собраться сейчас, так в будущем году - в отстроенном Иерусалиме.
Ле шана габа бирушалаим га бнуя.
Песня "Бе шана габа".
Закончив Седер, поют песни: "Адир гу", "Эхат ми йодеа", "Хад гадья" и другие.
Материал разработала Наталия Бакулина - методист ЦЕОУ.
Очень буду признательна за ваши отклики о предложенных материалах.