О происхождении названий еврейских месяцев
"Когда мы вышли из Египта, у наших месяцев не было названий. Мы считали их. Один за одним. Например, это третий месяц по выходе из Египта.
Когда мы вышли из Египта, когда бы мы не вспоминали номера наших месяцев, в наших сердцах пробуждалась память о великом чуде - о нашем избавлении из дома рабства...
А когда мы вышли из Вавилона, мы стали называть наши месяцы нисан и ияр. Персидскими названиями. Сделанными в Вавилоне. Эти названия наших месяцев, чтобы помнить о нашем втором избавлении. Так как по номерам мы вспоминали о первом..." (Рамбам, ком. к Шмот, 12:2).
НИСАН - ОВЕН
Почки и бутоны творения появились и раскрылись в нисане, а "зачатие" мира было в тишрее (когда празднуется Новый год).
(Тосафот, Рош а-шана, 27-а)
Месяц Нисан - месяц исхода из Египта, возникновения народа, поэтому празднование новомесячия Нисана было первой заповедью, данной Всевышним еврейскому народу. Так нисан стал первым месяцем еврейского года, месяцем, от которого стали вести отсчет других месяцев. И не случайно именно празднование рош ходеш - начала нового месяца - становится первой заповедью. Есть народы, которые затмевают своим ослепительным блеском свет еврейского народа, но проходит время, и они исчезают с небосклона. А еврейский народ - как луна. Днем и ночью она в небосводе. Иногда она становится невидимой, и кажется, что ее нет, но наступает новолуние, и она снова своим сиянием наполняет мир.
Основной элемент месяца Нисан - огонь. Могучая сила огня соответствует тому, что в этом месяце начинают отсчет лет царствования царей из рода Йегуды.
Духовный элемент огня находит свое выражение в физическом пламени, сжигающем пасхальную жертву, овна (ягненка, молодого барана), который считался идолом у древних египтян и является знаком месяца Нисан.
Современная астрология рассказывает, что рожденный под знаком Овна неукротимо стремится к главенству, и в негативном аспекте это проявляется в чрезмерной самоуверенности, властолюбии, тирании. Эти качества характерны для Древнего Египта, который порабощал еврейский народ. Ритуалы Песаха, таким образом, служат и тому, чтобы направить энергию Нисана в хорошую сторону.
Месяц Нисан отмечает начало формирования еврейского народа, физическое освобождение еврейских рабов из-под гнета злых сил, стремящихся подавить всякое национальное и религиозное самосознание евреев, которые у еврейского народа не могут существовать в отрыве друг от друга. Этот процесс начался в ночь Исхода, когда евреи принесли в жертву овец, египетских идолов, бросая вызов мощи фараоновых войск и власти жрецов, и тогда Б-г вывел Свой народ из среды другого народа.
Это физическое рождение народа, выход евреев "из утробы" Египта. А своей кульминации формирование народа достигает в третий месяц (Сиван - Близнецы), на пятидесятый день после Исхода, когда сыны Израиля получают Тору на горе Синай. Это завершение самоопределения еврейского народа, созданного и спасенного Творцом для служения Ему, для исполнения Его воли на земле, чтобы весь мир узнал Его мощь и милосердие. Это момент обретения народом высшего смысла существования, своей цели и пути, без которых невозможно его продвижение и жизнь. Жизнь еврейского народа, несмотря на ни с чем не сравнимое стремление уничтожить его, вечна, потому что вечен нематериальный Творец, Тот, Кто дает жизнь всему материальному и всему духовному. Исполняя Его предназначение, еврейский народ становится частью Превечного, а в момент дарования Торы совершается духовное рождение еврейского народа.
Процесс созидания народа раскрывается последовательностью первых трех астрологических знаков. Овен символизирует единство народа (которое предшествовало дарованию Торы и было условием ее получения), а "овцы в стаде" - символ единства и послушания.
Второй месяц, Ияр {Бык}, напротив, символизирует индивидуальность, потому что бык (астрологический символ этого месяца) хочет жить сам по себе.
Ияр - время интроспекции, самонаблюдения, самосозерцания и самосовершенствования, приготовления себя к получению Торы.
Кроме того, овца в качестве пасхального жертвоприношения служит объединению всего народа, который для празднования Песах собирается в Йерушалаим, в Храм, со всех концов земли, чтобы там принести свои жертвы и есть их в кругу семьи или с соседями, если своя семья слишком мала. И как овца смиряется перед пастухом, так еврейский народ принял в месяце нисан руководство Моше рабейну.
В месяце Нисан еврейский народ выразил себя, когда все евреи обрели скромность и послушание овец, ведомых пастухом. (Это образ, принятый для указания на еврейский народ. Например, спрашивают мудрецы: "Как может выжить овца среди семидесяти волков? - То есть еврейский народ среди стремящихся уничтожить его народов мира. И отвечают - Потому что есть Пастух, который отгоняет волков". Трех тысячелетнее существование маленького, слабого, всеми ненавидимого еврейского народа, живущего почти две тысячи лет среди врагов на их землях и отказывающегося жить, как они, - это явное чудо, недвусмысленное доказательство существования Б-га и Его власти на земле.)
Напротив, во время месяца Ияр, еврейский народ не раз проявлял бунтарскую природу быка. Так, в Синае, в этом месяце сыны Израиля восстали против авторитета Моше и Агарона.
Мидраш Псикта раба объясняет, что Тора была дана еврейскому народу не в первые два месяца (Нисан и Ияр), потому что их символизируют животные - овца и бык, а лишь в третьем месяце, Сиване,символ которого в образе людей-близнецов.
Бней Исахар (о Сиване) говорит, что в первые два месяца еврейский народ трудился над совершенствованием животных качеств в человеке, а на третий месяц народ достиг уже уровня Адама - совершенного человека.
Тора называет Нисан ходеш авив, месяцем весны. Весна - символ развития и созревания, на что указывает само еврейское название этого периода времени.
Знак Овна и месяц Нисан находятся под влиянием планеты Марс, которая символизирует силу строгого суда. Отношение между милосердием и справедливостью нашло яркое отражение во время освобождения еврейского народа из Египта. В это время к еврейскому народу было проявлено милосердие, потому что по своему уровню и делам он еще не заслуживал освобождения, а его притеснители, которые стремились уничтожить народ Б-га и помешать его служению Творцу, были наказаны по заслугам. Подобным образом и при будущем, окончательном освобождении еврейского народа в Нисане - месяце освобождения, когда придет Машиах (великий праведник из рода Давида), все угнетатели и преследователи евреев подвергнутся суду, а к Израилю будет проявлена милость.
Принципы милосердия и суда проявляются в пасхальном жертвоприношении, когда ягненка, символизирующего милосердие, жарят на огне, символизирующем суд. Ритуалы Песаха служат для гармонизации суда и милосердия.
Больше всего созвездие Овен влияет на еврейский народ и арабов. Овен, первый из знаков Зодиака, был знаком Египта, который назван в Торе "первым из народов", он был самым сильным народом того времени. И именно в это время, пятнадцатого Нисана, когда влияние этого знака и Египта достигает наибольшей силы, Израиль был освобожден из-под его власти. Это было ясным указанием для всех народов мира, сведущих в астрологии и колдовстве, на то, что вся природа находится под Б-жественным управлением (Бней Исахар, о Нисане).
Негативный аспект знака Овен, проявляется в ложной гордости и властолюбии, что было характерно для фараона и египтян. Они верили только в самих себя, в своих идолов и отрицали Б-жественное управление, но десять казней разрушили их иллюзорное мировосприятие.
Во время Песаха мы не едим ничего, что было заквашено, потому что закваска - символ гордости, она заставляет тесто подниматься и раздуваться, как возвышает себя и раздувается от гордости человек. А маца, напротив символ скромности и простоты - она состоит только из муки и воды, в ней нет ни жира, ни сладости, никаких добавок и приправ, и она себя не возвышает. Гордыня, ложная гордость ведут человека к неправильной самооценке, неограниченному эгоизму, что вступает в противоречие с Торой и ее заповедями, которые требуют от человека признать свою малость перед величием Б-га и исполнять решения мудрецов. Это условие единства и существования народа, его счастья и мощи и благословения Б-га для человека и его близких.
Баран (Овен) во главе стада не ощущает своей особой важности, потому что его вместе с остальными овцами направляет пастух. Центральная идея Песаха - это признание Б-жественного управления, которое противодействует негативному влиянию знака Овен.
Из двенадцати колен Израиля с этим месяцем связано колено Йегуды, колено царя Давида.
Баран во главе стада может служить символом царя, стоящего во главе народа. Но звук блеяния овец "мэ-э-э" подобен слову "ма" (что?), как в великой скромности сказали о себе вожди народа Моше и Агарон "вэнахну ма?" - "что мы?". Сочетание скромности и царственности - идеал и основное качество еврейских царей - было присуще Йегуде (четвертому сыну праотца Яакова от Леи). Благодаря этому качеству его потомки (царь Давид и идущая от него династия царей Йегуды) и удостоились царствования.
Подобно овну во главе стада, колено Йегуды всегда возглавляло народ во время странствий по пустыне, а остальные колена следовали за ним, как следуют за Овном другие знаки зодиака.
Месяц Нисан символизирует сердце, из которого исходят доброта и милосердие. Кроме того, сердце, как царь, - главный из органов тела, от него зависит их жизнь. А Тишрей, седьмой месяц, когда празднуется Рош а-Шана, месяц суда, соответствующий Нисану среди "зимних" месяцев, символизирует мозг. Хотя согласно Ари-залю, это соответствие несколько иное, но в любом случае, как оба этих месяца, Нисан и Тишрей, каждый по-своему, стоят во главе года, так и голова и сердце разделяют, каждый в своем роде, управление телом.
Мидраш Тадше (который рабейну Бахья цитирует в комментарии к началу Шмот) рассказывает, что Леви (третий сын Яакова, предок Моше и Агарона, родоначальник левитов и когенов, которые от имени всего народа несли служение в Храме) родился шестнадцатого Нисана. Через много лет шестнадцатое Нисана стало первым днем после того, как еврейский народ под руководством его потомка Моше вышел из Египта на свободу.
Кульминацией Исхода было рассечение Ям Суф (Красного моря), когда, преследуемый армией египтян, еврейский народ по указанию Б-га двинулся в море. Нахшон бен Аминадав, глава царского колена Йегуды, первым вступил в Ям Суф (Красное море) и шел, пока вода не достигла до его ноздрей. Тело его полностью подчинилось воле Творца, он шел вперед, рискуя жизнью, веря, что Б-г его не оставит, не покинет в беде свой народ. И тогда рассеклось море, и пошли за ним в море по своим коленам остальные евреи.
Песах - это праздник и пора воспоминаний. Песах - это нескончаемые вопросы, рассказы, песни. Песах - это соблюдение разнообразных обычаев и традиции. Каждый раз на Песах повторяется история о том, как древние израильтяне освободились от рабства и обрели свободу.
Название праздника Песах взято из библейской истории об исходе в книге "Шмот".
Израильтянам удалось уберечь своих младенцев от смерти с помощью специальных меток на дверных косяках своих жилищ, заметив которые, "ангел смерти" должен был "обойти" (на иврите "песах") их дома.
Праздник также называется Хаг Хамацот - праздник пресных лепешек, так как согласно Библии, израильтяне покидали Египет спешно, и у них не было даже времени дать тесту подняться. Таким образом, маца служит напоминанием о тех временах, когда израильтяне находились на положении рабов. Мацу называют также "хлебом скорби".
Другое название праздника - Хаг Хаавив - праздник весны, так как он приходится на 15-й день Нисана, первого весеннего месяца. Обряды Песаха насыщены символами весны и обновления земли после долгой зимы. Зелень и яйца символизируют зарождение новой жизни.
И, наконец, Песах называют также Зман Херутану - время свободы, так как он ассоциируется с исходом из Египта, освобождением от египетского рабства, а также является днем воспоминаний и благодарения.