Молитвы Йом-Кипур

В первый вечер служба открывается молитвой "Коль нидрей" ("Все клятвы"). Суть этой молитвы, которую в каждой общине читают на свои традиционные, сохранившиеся с древнейших времен мотивы, - заявление о том, что если мы будем по какой-либо причине вынуждены давать в наступившем году клятвы и заверения, которые не могут быть исполнены, а также подобного рода клятвы и заверения, которые мы дали в прошедшем году, - то они недействительны.

Во многих общинах сохранился древний обычай: перед чтением "Коль нидрей" вынимают свиток Торы, вместе с ним обходят вокруг возвышения, на котором читают Тору, и все, кто находится в синагоге, целуют и обнимают свиток, прося прощения за то, что они, может быть, чем-нибудь проявили неуважение к Торе, и обещая впредь строго соблюдать ее законы. Затем повторяют несколько раз слова:

"Свет посеян Им для праведников и для прямодушных - радость"
(Тегилим, 97:11)

Затем два наиболее уважаемых члена общины вынимают два свитка Торы и становятся по обе стороны от ведущего молитву, и он провозглашает: "С позволения Всевышнего и с позволения общества, с одобрения Небес и с одобрения совета мудрецов мы разрешаем грешникам молиться вместе с нами".

Молитва "Коль нидрей" написана на арамейском языке. Вот ее перевод:

"Во всех обетах, и запретах, и клятвах, и заверениях, и самоограничениях, и наказаниях, и обещаниях, которые мы приняли на себя в форме обетов, клятв, заверений и запретов - от одного Йом-Кипура до следующего Йом-Кипура, который принесет нам добро, - во всем этом я раскаиваюсь. Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и перестанут существовать! Да не будут обеты наши обетами, и запреты наши - запретами, и клятвы наши - клятвами!"

После "Коль нидрей" свитки Торы возвращают на место и молятся "Маарив", в который включены особые пиюты и "слихот".

Служба в Йом-Кипур обычно длится с утра до ночи с короткими перерывами. Характерна повторяющаяся молитваАль хет - "3а грехи" (которые мы совершили), которой признаются во множестве грехов, совершенных в прошлый год. Повторяя эту молитву, люди ударяют себя в грудь кулаками, перечисляя свои грехи. Подавляющее большинство этих грехов моральные: обвинения других, обиды учителей и родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни.

Самое странное признание "Аль хет" гласит: "За грехи, которые мы совершили под давлением". Многие поколения евреев недоумевали, почему совершенное под давлением нужно считать грехом. Покойный еврейский ученый Эрнст Симон полагал, что хотя люди утверждают, что их заставили что-то сделать, это часто неправда.

В "Аль хет" перечисляется множество грехов. Даже если лично вы их не совершали, традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.
    

"Мусаф"

Многочисленные пиюты и "слихот" добавлены также к молитве "Мусаф". Кроме того, частью "Мусафа" этого дня является и молитва "Унтанэ токеф", составленная р. Амноном из Майнца. После "Унтанэ токеф" все присутствующие произносят в полный голос: "Раскаяние, молитва и цдака отменяют суровый приговор". Особое место занимает в молитве "Мусаф" описание работы Первосвященника в Йом-Кипур в Храме. Каждый раз, когда в этом описании говорится, как молящиеся в Храме падали ниц пред Богом, то же делаем и мы - кланяемся и падаем ниц.  Во время "Минхи" - послеполуденной службы - читаетсякнига Ионы. Ее главная тема - желание Б-га простить искренне раскаявшихся.
     

"Неила"

Заключительная молитва Йом-Кипура называется "Неила"(дословно "запирание [ворот]"). Ее читают перед заходом солнца, когда "запираются" ворота Небес. В эти минуты в синагогах царит атмосфера душевного подъема и волнения."Неилу" читают при раскрытых дверях арон-кодеша. Во время"Неилы" евреи молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Б-га до того, как ворота, ведущие к Нему, закроются. Это - последние мгновения, когда человеку дана еще возможность раскаяться прежде, чем будет окончательно "подписана" его судьба на грядущий год. Молитву читают на традиционный мотив, ведущий молитву и все молящиеся говорят: "Открой нам Врата, когда запирают Врата, ибо уже кончается день!" Читать "Неилу" заканчивают с появлением на небе первых звезд. Завершающие ее слова мы повторяем семь раз: "Господь - Он Б-г!" Затем трубят в шофар - знак окончания поста. Все, кто находится в синагоге, желают друг другу: "В будущем году - в Иерусалиме!"

Поскольку на Йом-Кипуре господствует тема жизни и смерти, то почему Талмуд считает его счастливым днем? Потому что после него люди испытывают духовное очищение. Если они провели праздник правильно, они примирились со всеми своими знакомыми и с Б-гом. К окончанию поста люди обычно чувствуют глубокое удовлетворение.

Четыре дня между Йом-Кипур и Суккот - дни радости. В эти дни не постятся, не произносят Таханун, покаянную молитву. Это связано с тем, что именно в эти дни было завершено строительство жертвенника в Храме. Многие начинают строительство сукки ночью на исходе Йом-Кипура.