Молитвы Рош а-Шана

Служба на Рош  а-Шана  длинная (уступает только Йом Кипуру) и идет с раннего утра до середины дня. Даже небольшие небогатые общины, которым не под силу содержать постоянного певчего-кантора, стараются в этот день найти человека с сильным голосом для праздничной молитвы. Так как на Рош  а-Шана  и Йом Кипур произносится много специальных молитв, существуют и особые молитвенники - "махзор" - для этих дней. Своеобразным характером Рош  а-Шана  определяются и особые молитвы этого праздника. Одна из известных молитв службы дня Рош а-Шана  - "Унтанэ токеф" посвящается главной теме праздника: жизни и смерти. Его читают перед свитками Торы, у раскрытого "арон кодеша", в котором эти свитки хранятся в синагогах.

"На Рош  а-Шана , - говорится в молитве, - пишется, на Йом Кипур запечатывается, сколь многие покинут этот мир, и сколь многие родятся в этом мире, кто будет жить, и кто умрет, кто прожил предел своих лет, и кто нет, кто погибнет в огне и в воде… кто будет жить в мире,  а  кого будут терзать... Но раскаяние, молитва и добрые дела могут смягчить жестокость приговора".

Предание приписывает сочинение этой поэмы раби Амнону, одному из мучеников города Майнц, который жил в эпоху крестовых походов, около тысячи лет назад. Он был одним из величайших мудрецов своего поколения и приближен к властям. Майнцский епископ предложил раби Амнону креститься. Раби Амнон испросил три дня на "обдумывание предложения", по истечении которых он силой был доставлен к епископу. Тогда попросил р. Амнон отрезать ему язык за то, что тот подвел его и высказал просьбу, могущую вызвать подозрение, что р. Амнон и вправду принял всерьез предложение изменить своей вере. Разгневанный епископ отказал в этой просьбе, заявив, что как раз язык-то р. Амнона "прекрасно сказал", но зато приказал отрубить ему ноги и пальцы рук. В Рош а-Шана  р. Амнон попросил отнести его в синагогу вместе с засоленными для сохранения отрубленными пальцами его рук. Когда молитва дошла до "Кдуши", раби Амнон сделал знак хазану остановиться и дать ему возможность освятить имя Всевышнего. Когда его просьба была выполнена, он запел: "Так поведаем о святости этого дня, ибо он величествен и грозен! В этот день возвысится царство Твое, и укрепится милосердием престол Твои, и взойдешь Ты на него в истине. Поистине - Ты судья и обличитель!.. Проходят пред Тобою души всего живого, и определяешь Ты судьбу каждого создания, и пишешь им приговор". Раби Амнон произнес эти, заключительные слова своей молитвы, и душа его покинула тело.Этот пиют был принят во всем еврейском мире и стал неотъемлемой частью молитв Рош  а-Шана .
    

"МУСАФ"
Молитва Мусаф в Рош  а-Шана  длиннее, чем в другие праздники, ибо включает в себя три благословения, посвященные этому дню.
В будние дни центральная часть наших молитв - "Амида" (или "Шмонэ-эсрэ"), состоит из девятнадцати благословений. "Амида" молитвы "Мусаф" праздника Рош  а-Шана  состоит из девяти благословений, из которых три первых и три последних - такие же, как и в будни,  а  три центральных выражают специфику этого праздника. Благословения эти таковы:
 

Малхуйот ("Воцарение"). В этом благословении мы провозглашаем, что Всевышний - царь всех царей, и выражаем свою надежду на то, что Он проявит Свою царскую власть в мире. И вот как говорится об этом в молитве: "... ибо у Господа царство, и Он властвует над народами... вознеситесь притолоки ворот (Храма)... и войдет славный Царь! Кто Он, это славный Царь? Господь воинств - Он славный Царь вовек!"
 

Зихронот ("Напоминание"). Это благословение дало празднику одно из его названий - Йом газикарон ("День напоминания"). В Рош  а-Шана , в этот день суда и напоминания, Всевышний вспоминает все творения рук Своих и "видит все поколения людские - до последнего из них". И так говорится об этом в молитве: "Ты помнишь, как сотворил Ты мир, и проходит пред Тобою всё созданное Тобою с древнейших времен".

Мы просим у Всевышнего вспомнить о праотцах еврейского народа, чтобы заслуги их послужили нам защитой: "Вспомни о нас благосклонно... И вспомни для блага нашего, Господь, Б-г наш, союз Свой (с нами), и милость Свою, и клятву, которую дал Ты Аврахаму, праотцу нашему... и жертвоприношение Ицхака потомкам его сегодня милостиво вспомни".
 

Шофарот ("Звуки шофара"). Центральная тема этого благословения - дарование Торы на горе Синай, когда народ Израиля обязался соблюдать Тору и заповеди. "Когда открылся Ты, Царь наш, на горе Синай, чтобы учить народ Свой Торе и заповедям... В громах и молниях открылся Ты им, и звук шофара сопровождал появление Твое".
Трубные звуки шофара выражают нашу молитву о скорейшем нашем полном Избавлении, которое тоже будет сопровождаться звуками шофара. Мы завершаем молитву просьбой: "Б-г наш и Б-г отцов наших! Протруби в большой шофар, возвещая о свободе нашей, и подними знамя, под которым соберутся изгнанники наши... И приведи нас в Сион, город Твой, с ликованием, и в Иерусалим, в Храм Твой, с вечной радостью". Молитва эта как никогда актуальна в наши дни, когда столь многие из наших братьев возвращаются на Родину.