Месяц Элул
Элул - Дева
Знак месяца - Дева,
буква месяца - йуд,
орган месяца - левая рука,
колено месяца - Гад.
Месяц Элул - шестой месяц от Нисана и последний месяц года (счет лет мы ведем от первого от первого дня месяца Тишрей). В еврейской традиции Элул - месяц прощения и милосердия, месяц подготовки к "Грозным дням" (или "Дням трепета"), т.е. к десяти дням, начинающимся с Рош а-Шана и завершающимся Йом-Кипуром.
Дни эти получили такое название, во-первых, потому, что следуют непосредственно за месяцем Элул, превращая его в подготовительный этап к дням суда. Во-вторых, есть существенные исторические причины. 40 дней отделяют первый день Элула от Судного Дня (Йом-Кипур). Как известно, Моше-рабейну разбил Скрижали завета, когда спустился с горы Синай и обнаружил, что евреи поклоняются сделанному ими золотому тельцу. Моше молился перед Всевышним и умолял Его простить народ Израиля. Прощение было дано, и в первый день месяца Элуль Всевышний приказал Моше снова подняться на Синай, чтобы получить вторые Скрижали. Это пребывание Моше на Синае продолжалось сорок дней, и десятого Тишрея, в Йом-Кипур, он спустился с горы и возвестил народу, что Всевышний простил им их грех. С тех пор и по сей день эти дни, начиная с 1-го Элуля, считаются временем, когда Всевышний особенно к нам благосклонен, когда Он охотно принимает наши молитвы и прощает грехи. Элул - месяц, когда путь к праведности наиболее легок и прост.
Начиная с первого дня месяца Элул и до дня, предшествующего кануну Рош а-Шана, после утренней молитвы принято трубить в шофар. Звуки шофара призваны разбудить сердца людей, подтолкнуть их к раскаянию в преддверии Грозных дней.
Буква "йуд" - первая в Имени Б-га - символизирует силу высшей мудрости, которой сотворен будущий мир. А знак "Дева" указывает, что у человека в этом месяце есть возможность уподобиться девственнице, ибо полное раскаяние возвращает человеку изначальную чистоту, аннулируя все его прежние ошибки и проступки, в результате они становятся ничем.Месяц Элул образован буквой йуд. Его свойство - действие, а знак - Дева, эти два атрибута и определяют его сущность: возвращение к Б-гу и обновление. С "йуд", которая, по сути, является точкой, начинают писать все буквы, и из точек состоит любая линия, поэтому йуд - начало и корень всех букв алфавита, и человек в этом месяце должен начать созидать в себе корень истинной жизни.
Название месяца Элул означает "поиск", как сказано в Таргуме (комментарии к переводу Торы на арамейский язык) к Бемидбар (Числа), 13:2: "И разведали страну Кнаан". Речь идет о евреях, которые должны были высмотреть эту страну и сообщить Моше и народу обо всех ее качествах и слабых местах, чтобы знать, как лучше ее покорить. Так и месяц Элул - время, когда легче всего вскрыть все свои грехи и проступки, вымолить за них прощение и вернуться к Б-гу . Об этом свидетельствует и числовое значение слова "элуль", гематрия которого такая же, как у слова бина - понимание, интуиция, что указывает на необходимость в Элуле вдумчивости, сосредоточенности, чтобы совершить тшуву, возвращение на пути, предначертанные Б-гом , пути Торы, и прийти к Нему. Но возвращение к Творцу - этот путь к Началу и Цели всего сущего - не физический, а духовный. Ибо Всевышний бесплотен и целиком духовен, а вернее всего сказать, что Он непостижим, ибо от Него и материальное и духовное, поэтому приближение к Нему возможно только в уподоблении Ему, а стать подобным Ему можно только, по выражению мудрецов, "сделав Его волю своей". При этом единственный способ узнать Его волю - это учить Тору, которую Он Сам и дал нам, чтобы мы могли постигать замысел Всевышнего. Тора - запись Его воли, данная нам для исполнения и разъясненная многими поколениями мудрецов. Итак, возвращение к Творцу - это осознание своего несовершенства и Его совершенства и стремление усовершенствовать себя по Его образу. А единственное эффективное средство такого самосовершенствования - исполнение Его заповедей, Его повелений.
Основное влияние в этом месяце оказывает планета Меркурий, который символизирует силу интеллекта, особенно необходимую для духовной работы этого месяца. Велико влияние Меркурия также и в месяце сиван (знак Близнецы), месяце дарования Торы. Элемент месяца Элул, "земля", символизирует сферу действия как основное свойство этого месяца, а конкретное действие этого месяца - исправление. Поэтому, в первый шабат месяца Элул всегда читают в синагоге отрывок из Торы, называемый Шофтим ("Судьи": Дварим (Второзаконие), 16:18 - 21:10). В нем рассказывается о выборе подходящих людей на должности судей и судебных исполнителей, способных вершить справедливый суд, вникая во все детали и тонкости событий, отличая правду от вымысла и злонамеренность от случайности, тем самым, разбирая вопрос, как практически добиться справедливой, установленной по законам Торы жизни на земле. Так полагается разбираться в себе, в своих мыслях, чувствах и поступках, вспоминая в этот месяц все, что происходило с человеком за минувший год. В астрологии Меркурий символизирует мышление, не связанное эмоциональной сферой. Строгий не связанный эмоциями анализ необходим в месяце Элуль, для того чтобы четко понять, кто ты и каково состояние твоих дел и души. Знак Девы, на который влияет Меркурий, характеризуется сухостью, строгой логикой, точностью мышления и пониженной эмоциональностью. Для знака месяца Элул вообще характерны стремление к совершенству, постоянная интроспекция и некоторая эмоциональная холодность. Если эти тенденции направлены на соблюдение Торы, на желание исполнить веления Б-га , то последовательный, скрупулезный и абсолютно искренний поиск истины приводит человека к исправлению, в то время, как нежелание разобраться в самом себе, попытка закрыть глаза на прошлое, на то, что есть на самом деле, ведут человека к дальнейшим проступкам и падению. И даже человека, в котором склонность к анализу заложена от природы, но он не идет по пути Торы, его внимание к деталям может привести к излишней импульсивности, ограниченной суетности, беспокойству, потере уверенности в себе. Сефер гаЙецира говорит о месяце Элул: "В нем воцарил Святой, благословен Он, букву йуд в действии", и это нам урок, что духовная работа в этом месяце, прежде всего, должна быть сосредоточена на том, чтобы наши действия не расходились с нашими мыслями, чтобы мысль и слово были как близнецы (При Цадик, Дварим, Рош-Ходсш Элул). Ибо буква месяца Элул "йуд" указывает на мысль и мудрость, и ею, как мы уже говорили, сотворен будущий мир (Мнахот, 346). Таким образом, силой понимания человек может создать основу будущего мира в месяце Элул. Дар понимания, тонкая интуиция, способность предвидеть, исходя из малозаметных данных, согласно мудрецам, характерны именно для женщины, которую символизирует Дева, девственница, знак этого месяца, символ скромности и чистоты - основы тшувы, возвращения к Б-гу , на Его пути.
Согласно Сефер гаЙецира, из частей тела месяцу Элул соответствует левая рука, она символ земного, действенного начала. Левая рука должна быть связана с мудростью, ее символизирует "йуд", буква, которая сформировала этот месяц. Полное написание буквы йуд - йуд, вав, далет, показывает, как мысль постепенно воплощается в действие, скрываясь в нем. Буква "йуд" символизирует мудрость, она связана с буквой вав - соединительным союзом "и", символом сообщения, соединения, а через нее йуд связывается с далет, символом нижней сферы проявления, сферы действия, ибо земной мир состоит из "далет" - четырех основ. А если прочитать буквы, составляющие название "йуд", в обратном порядке, то получится слово "давай", которое означает затруднение, страдание, болезнь, беспокойство, в общем, то, что происходит, когда человек неправильно использует мудрость. Отсюда понятно, что астрологи связывают этот месяц с болезнями пищеварения, например язвой желудка. Ведь энергия мудрости и анализа, характерная для этого месяца, если она не направлена по пути мудрости, приводит к страданиям вследствие постоянного беспокойства и ощущения своего несовершенства. Затрудненность, которую ощущает человек в месяце Элул, способствует тшуве, которую легче совершить в этом месяце, а тшува - возвращение к началу - ведет к превращению далет в йуд, где йуд - буква мудрости и жизни , гематрии которых равны. Если в результате упорной работы в месяце Ав, знак которого Лев, предшествующем Элулу, удается добиться очищения качества шмия (слух), усвоив урок о том, как следует себя вести, из тех бед, которые обрушивались в течение истории на наш народ в этом месяце, то, в результате, человек обретает жизнь или целостное восприятие жизни (и мудрости) в аспекте сказанного пророком Йешаягу (55:3): "Слушай, и душа твоя будет жить", так как, достигнув полноты понимания, человек может обрести полноценную жизнь души. Сердце (лев - место, с которым связан один из уровней души) согласно объяснению букв, данному раби Акивой (Отиет де раби Акива), символизирует буква ламед, которую Сефер гаЙецира ассоциирует с месяцем Тишрей (Весы), идущим вслед за Элулом. Могучий потенциал очищения, связанный с месяцем Элул, раскрывается во время блужданий еврейского народа по пустыне. В Элуле Моше во второй раз восходит на гору Синай, чтобы вымолить у Всевышнего прощение еврейскому народу за грех золотого тельца. Благодаря этому Моше открыл врата раскаяния и очищения в месяце Элул.
Согласно Ари-гакадош, с месяцем Элул связано колено Гада. В мидраше сказано, что из этого колена происходит пророк Элиягу. Этот пророк, о котором говорится как об ангеле союза, источнике святости и чистоты, ассоциируется с атрибутом йесод - основа, который является сосудом или орудием союза и называется тов - хороший. Знак этого месяца - Дева тоже ассоциируется с этим принципом, как сказано в Мишлей (18:22); "Кто нашел жену - нашел тов (добро), он обретает расположение Всевышнего". И имя Гада Магид Мешарим связывает с атрибутами йесод и тов (см. Бней. Исахар, беседа об элуле, и Магид Мешарим, Шмот). Среди зимних месяцев Элулу параллелен Адар (Рыбы). Источник существования рыб не отделен от их окружения - воды, символа святости и чистоты и, следовательно, атрибута йесод. Именно в этих месяцах, шестом зимнем месяце Адар и шестом летнем месяце Элул, достигает своей кульминации атрибут йесод.
Буква "йуд", числовое значение которой десять, соответствует полному расцвету лета. Буква "куф", которой образован месяц Адар, имеет числовое значение 100. Она знаменует завершение зимних месяцев, и ее числовое значение отмечает полноту лета и зимы - общую полноту. Как известно, зимние месяцы соответствуют летним месяцам и их дополняют. В Адаре у нас есть праздник Пурим, это высшая форма раскаяния, возвращение к Б-гу из любви к Нему. А Элул демонстрирует низший вид раскаяния - возвращение к Б-гу из страха, трепета перед Его судом. На это указывает буква месяца - "йуд", символ мудрости, как говорит царь Шломо, премудрый Соломон: "Начало мудрости - страх Б-жий (переживание грозного величия Б-га )". Мудрость и переживание благоговейного ужаса перед Всемогущим берут начало в созерцании - основе духовной работы этого месяца. В месяце Адар еврейский народ принял Тору из любви к Б-гу , ибо высшая святость Торы была раскрыта им благодаря чуду Пурима. Это новое принятие Торы, новое принятие на себя исполнения во всех тонкостях закона Б-га , принесло великую радость праздника Пурим, и мы отмечаем ее, пируя и посылая подарки бедным и друзьям. Эту деятельность, согласно Талмуду (трактат Шабат, 104а), символизирует буква куф. С Элулом связана последовательность букв святого Имени Б-га . Буквы, воплощающие женские качества, две буквы гей, в этом сочетании предшествуют буквам, воплощающим мужские качества, вав и йуд. Это символизирует духовную работу, которая начинается снизу, чтобы достичь Б-жественного ответа свыше. Чистый поток Б-жественного влияния прервался из-за наших грехов и вернется благодаря нашему возвращению снизу ввысь. Процесс этого возвращения отражает стих Шир гаширим (6:3): "Я возлюбленному моему, и возлюбленный мой мне". Первые буквы слов этого стиха на иврите образуют название месяца Элул.
Согласно обычаю, в дни месяца Элул принято вставать утром для чтения "слихот". Время, когда читают "слихот", - от полуночи до расвета.
В разных общинах еврейского народа сложились свои обычаи. Так, сефардские евреи начинают читать "слихот" ранним утором первого дня месяца Элул, а ашкеназийские - на исходе последней субботы перед Рош а-Шана и читают их вплоть до Йом-Кипура.
"Слихот" - это сборник пиютов, содержащих просьбы о прощении: за грехи, которые человек совершил по отношению к ближним своим, и за грехи его перед Б-гом . Слихот составлены еврейскими мудрецами - Раши, Рашбамом, Ибн-Эзрой. Эти пиюты были написаны в 600 - 1040 гг. В них вплетены стихи из Танаха, говорящие о заслугах наших праотцев, заслугах, которые должны пробудить милосердие Всевышнего к Своему народу; мы просим Всевышнего сжалиться над нами, послать нам Избавление и вернуть в Сион.
Главная часть "слихот" - перечисление 13-ти образов Б-жественного милосердия: "Господь, Господь - Б-г милостивый и милосердный; Тот, Чьи любовь и справедливость безмерны, помнящий добрые дела (отцов) для тысяч (поколений их потомков); прощающий грех и непоконость, и заблуждение, и очищающий (раскаявшегося), но не очищающий (нераскаявшегося), припоминающий вину отцов их детям и внукам, третьему и четвертому поколению…" (Шмот, 34:6, 7).
В дни, когда читают "слихот", мы стараемся как можно лучше исполнять заповеди - и те, что касаются взаимоотношений между людьми, и те, что касаются отношения человека к Б-гу , - делать больше добрых дел и больше жертвовать на благотворительные цели.