Месяц Адар
"С приходом Адара увеличивают радость" - говорят Мудрецы, потому что небеса добавляют радости в этот месяц. Адар не подвержен злу и проклятию, как и его знак, Рыбы, которые даже при Потопе, когда погибло все живое вне ковчега Ноя, - остались в живых.
Только месяц Адар удваивается в еврейском календаре в высокосный год, и праздники при этом отмечаются во втором месяце Адаре.
В арамейском языке ("адар", как и другие общепринятые теперь названия еврейских месяцев, - это арамейское название) слово адар можно считать производным от названия человека, который направляет судно под парусами против ветра (Хидушей гарим, месяц адар). Рожденный в адаре, в соответствии с названием этого месяца, может противостоять всем злым ветрам, всем духовным силам, которые направлены против народа Израиля и его Торы, что соответствует и великому терпению Рыб, которое, как говорит астрология, наделяет их способностью выстаивать в самых тяжелых обстоятельствах.
Но без живой веры, без постоянного упования на Б-га, без полного принятия Его воли, без непосредственного и непрерывного молитвенного обращения к Нему, Источнику жизни и всякого блага, как и всякого страдания, без этого у рожденного под знаком Рыб проявляется негативная сторона этого знака - глубокая депрессия и ощущение постоянного притеснения с чьей-либо стороны.
Значение слова "адар" на арамейском языке - чудо, но чудо скрытое, как во время Пурима, когда спасение еврейского народа от полного уничтожения произошло как бы само собой, в результате стечения случайных обстоятельств. А в месяце нисан, как свидетельствует название этого месяца, речь идет о нисим - чудесах, явных, открытых, как во время Песах. На это указывает то, что значение адара становится ясным из арамейского языка, который является сокрытием святого языка Торы - иврита, а смысл нисана раскрывается именно на иврите.
Знак Рыбы, который Сефер гайецира относит к месяцу адар, сформирован буквой (куф), а его эмоциональный элемент - веселье и радость.
Согласно Талмуду (Шабат, стр. 102а), буква "куф" символизирует кдушу - святость. Буква эта следует в еврейском алфавите за буквой "цадик" - символом праведности и справедливости.
В адаре, главное событие которого - праздник Пурим, человек достигает уровня святости, празднуя и веселясь, так что совершенно забывает о самом себе, забывает о самосознании.
Сила рыб проявляется в еврейской истории в праздник Пурим. В дни Мордехая и Эстер евреи претерпели глубокое изменение, которое выразилось в принятии Торы из любви к Б-гу, как говорит об этом Талмуд, указывая на стих (Мегилат Эстер, 9:27): "Установили иудеи и взяли на себя..." Тогда евреи по своей воле приняли пути Торы (см. трактат Мегила, стр. 7а). С этого времени духовная сила евреев в этот месяц усиливалась, а подавление другими странами ощущалось слабее. Восхождение к святости отмечается праздником Пурим, когда евреи достигают святости, превосходящей понимание.
Буква , согласно Отиет дераби Акива, связана с Моше рабейну, который был макиф (огибающий), то есть вобрал в себя всю мудрость Египта, В месяце адар, связанном с буквой , седьмого числа этого месяца, Моше родился и умер. Уровень Моше, который воплотил в себе мудрость и понимание, был достигнут праведным Мордехаем. Он возглавлял и направлял евреев, когда они добровольно приняли на себя соблюдение Торы. В первую очередь, это принятие Устной Торы, устной традиции, которую, согласно мидрашу Танхума (парашат Ноах), евреи еще не вполне установили, когда принимали Тору от Моше на Синае. Лишь когда они осознали высшее духовное положение мудрецов во время Пурима (благодаря чрезвычайной эффективности действий Мордехая, который спас народ сначала от духовного уничтожения ассимиляцией, а потом и полного физического уничтожения, и более того, поднял народ на новую высоту), только тогда евреи по своей воле приняли власть мудрецов.
Знак этого месяца - Рыбы - символизирует народ Израиля и Тору. Как у рыбы дом только в воде, где она проводит всю свою жизнь, так и еврей обретает свой дом, только когда подчиняет всю свою жизнь служению Б-гу, и это превращает его жизнь из процесса ожидания смерти в стремление к свету и вечной святости. Две рыбы этого знака символизируют Устный и Письменный аспекты Торы.
Головы рыб в этом знаке располагаются с противоположных сторон. Астрологи объясняют это так: одна из рыб смотрит в сторону Водолея, символизируя желание полностью очистить себя в материальной сфере, а другая рыба смотрит в направлении созвездия Овна, символизируя желание превзойти свое материальное окружение и достичь духовного пробуждения. Одна рыба символизирует целостность, совершенство в физическом плане, а другая - вечность души.
В еврейской традиции две рыбы символизируют Мордехая и Эстер, которые в своей праведности и чистоте (несущие жизнь как вода) приводят еврейский народ к единству и приносят ему (как сказано в Мегилат Эстер, 8:16) "свет, и счастье, и радость, и уважение".
Мордехай и Эстер - освободители еврейского народа во время Пурима, их имена начинаются с букв и , которые образуют слово (эм) - мать. Это же первые буквы имен освободителей евреев из Египта - Моше и Агарона, и первые буквы имен наших будущих освободителей - Элиягу-пророка и Машиаха (см. Минха блула, начало Бхукотай).
Это также объясняет отношения между месяцами адар и сиван, Рыбами и Близнецами - оба эти знака двойные. Близнецы (сиван) символизируют Моше и Агарона, которые освободили еврейский народ из Египта и дали ему Тору, а Рыбы (адар) символизируют Мордехая и Эстер, которые привели евреев к принятию Торы из любви к Б-гу после спасения из персидского изгнания. Мордехай, Машиах и Моше ведут Израиль (символ которого рыба, чей дом в воде - Торе) к высшему просветлению души, а Эстер, Агарон и Элиягу несут духовное очищение душе, чтобы подготовить ее к великому Б-жественному свету.
Астрология связывает этот знак с физической хрупкостью и чувствительностью. Но эта слабость, "нищета" в материальной сфере может превратиться в силу (адирут, от адар), благодаря преданности пути Торы, что и произошло в дни Пурима.
Сказано об адаре, последнем месяце года, мишенихнас адар марбим бесимха (когда приходит адар, больше радуемся). Для адара характерны возвышающие веселье и смех.
С месяцем адар связано колено Нафтали, о котором сказано "Нафтали доволен благоволением" (Дварим, 33:23). Чувство удовлетворения благословением приходит в результате принятия Торы из любви к Б-гу. Каждый год это чувство вновь поднимается во время Пурима, когда еврейский народ по своей воле принимает Тору.
Кдушат Леви, рассматривая соответствие между месяцами и коленами, среди других включает и колено Леви. Согласно его мнению, месяцу адар соответствует колено Йосефа, а когда в високосные годы (шана меуберет) добавляется второй адар, (чтобы привести в соответствие цикл лунных месяцев с солнечным годом), то первому адару соответствует старший из сыновей Йосефа - Менаше, а второму адару - младший сын, Эфраим. Йегошуа, потомок Эфраима, победил в битве народ Амалека, а после него Мордехай и Эстер, потомки Биньямина, брата Йосефа (тоже рожденного Яаковом от Рахель), поразили злодея Амана, потомка Амалека.
Эфраим и Менаше получают блзгословение своего деда Яакова, связанное с символом Рыб. Веидгу ларов - "Пусть как рыбы размножатся во множестве посреди земли" (Брейшит, 48:16). Так Талмуд объясняет это благословение "Как злой глаз не имеет власти над рыбами, которые скрыты в воде от взгляда, так нет у него власти над потомками Йосефа" (Брахот, стр. 20а). Народ Израиля называют также остатком Йосефа, имея в виду это благословение во время месяца адар, когда евреи были спасены от злого глаза Амана. Зло, которое он намеревался нам сделать, "было направлено вспять, и евреи взяли верх над ненавистниками своими" (Мегилат Эстер, 9:11).
Небесное тело, которое управляет Рыбами, - это Юпитер, та же планета, что управляет знаком Стрелец (Лук). В эти два месяца наши мудрецы учредили два праздника, Хануку и Пурим, когда потерпели поражение силы разрушения и зла, которые характеризуют Грецию и Амалека и находятся в противостоянии праведности Торы (на иврите планета Юпитер называется Цедек - праведный). Праведность Торы раскрылась в Хануку (когда народ к победе привели священники - коганим), а святость и праведность всего народа Израиля, его всеобщее раскаяние привело к победе в Пурим.
Согласно кабале, Цедек - Юпитер связан с цдакой, благотворительностью, той денежной помощью, которая выделяется евреями тем, кто посвящает жизнь Торе и духовности, тем, кто не могут найти себе пропитание сами.
Юпитер, самая большая из планет, согласно Сефер гайецира, была связанной со словом гомель - благотворитель. А согласно Талмуду (трактат Шабат, стр. 156б), Юпитер был планетой нашего праотца Аврахама, опоры милосердия и добродетели.
Среди месяцев адару подобен кислев, на них воздействует одно и то же небесное тело, связаны и качества этих месяцев, о которых сообщают названия этих месяцев, битахон и гвура (вера в Б-га и величие, мужество, самоограничение). Качества битахон и гвура раскрываются в полной мере в событиях, которые отмечают праздники этих месяцев: Ханука в кислеве и Пурим в адаре.