Мастер-класс по замесу Новогодних Хал

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вашему вниманию первый урок нашей кулинарной странички - мастер-класс по выпечке Новогодних хал.

Выбор такой темы был продиктован следующими соображениями:

  • Умение выпекать халы – основное умение, которое должна  освоить еврейская женщина – руководительница и полноправная хазяйка еврейского дома.
  • Отделение халы – важнейшая заповедь, возложенная на женщину.
  • Заповедь отделения халы «строит» и сохраняет еврейскую семью.
  • В процессе к подготовке к изготовлению хал (покупка продуктов) и в процессе замеса-лепки-выпекания теста может принимать участие вся семья, что очень важно для укрепления семейных отношений.
  • Обучение лепке хал – творческий процесс, в котором нет предела совершенству.
  • Хлеб домашнего производства – самый вкусный!
  • Во многих семьях соблюдение законов субботы начинается с обучения искусству создания шаббатних и праздничных хал.
  • И самое главное!!! – мы начинаем нашу страничку в Дни Трепета. Именно в эти дни принято подавать к субботнему и праздничному столу халы особой  круглой формы, символизирующей Новолетие, и обмакивать ломти таких хал в мед. А мы предлагаем вам рецепт Новогодних Хал, в которых мед уже есть внутри!!!!!

 

Что нужно для подготовки такого мастер-класса?

Совсем немного:

  • большие миски (тазики) для замеса – они наверняка есть в школьных столовых или в клубах Общинных центров.
  • Продукты – по числу участников мастер-класса (см. рецепт)
  • Клеенчатые скатерти для столов – чтобы «ликвидация последствий» проведенного занятия не превратилась в проблему.
  • Одноразовые ложки, стаканы для проверки яиц и отмеривания продуктов и глубокие тарелки для  активизации дрожжей и взбивания яиц.
  • Кулер – с водой для замеса. В отсутствие кулера – питьевая вода и электрочайник для подогрева воды.
  • Пластиковые кульки для упаковки теста/хал.
  • Участники мастер-класса приносят из дома любимые фартуки – косынки и т.д. В качестве компромисса можно купить одноразовые полиэтиленовые фартуки и шапочки для душа. Но лучше, разумеется, приносить все с собой – это сделает процесс замеса хал более «домашним» и личным мероприятием.
  •  

С чего начинается занятие?

С короткого вступительного слова, в котором ведущий очень кратко, но убедительно рассказывает о важности выполнения заповеди отделения халы, а затем, вручив каждому из участников распечатку рецепта, коротко инструктирует всех присутствующих по поводу порядка действий. Не забыть напомнить о проверке яиц и необходимости просеивать муку непосредственно перед замесом теста.

Очень важно сразу установить порядок работы, при котором участники приступают к каждому последующему этапу замеса теста только после объявления ведущего о начале этого этапа (иначе мастер-класс рискует превратиться в хаос).

 

После завершения замеса теста действия участников могут быть следующими:

  • При наличии возможностей кухни – дожидаются, пока тесто не поднимется, затем вместе выполняют заповедь «отделения халы»,– лепят плетеночки-рогалики-ракушки и выпекают их в печах столовой под руководством сотрудников-поваров. Перерыв между замесом и лепкой хал (т.е. во время подъема теста) можно заполнить чаепитием и беседой о том, почему принято готовить халы по паревному рецепту. Преимущества этого варианта – участники прорабатывают весь процесс изготовления хал «от и до» и могут забрать домой уже готовые изделия. Такой вариант мастер-класса занимает около 4 часов!
  • При отсутствии возможностей выпечь все халы прямо на месте – можно предложить замесить одну порцию теста до начала занятия, а затем, во время инструктажа, отделить халу, вылепить самые простые плетенки и испечь их с таким рассчетом, чтобы сразу после завершения замеса своего теста участники мастер-класса могли попробовать испеченные «преподавательские» халы. Разумеется, тут не обойтись  омовения рук, без благословения на хлеб до и  после. Замешенное тесто участники забирают домой, и там выпекают халы. Преимущество такого варианта – участники учатся на примере ведущего, как отделять халу, а также совершенствуют навыки омовения рук и произнесения благословений до и после  хлеба.  В данном варианте возможно также коллективное отделение халы от своего теста каждым участником мастер-класса. Такой мастер-класс длится 2-2,5 часа.
  • Самый лаконичный вариант – только замес. Такой вариант неизбежен, если в Общинном центре или Хеседе нет ни одной мини-печи для выпечки халы. Тогда мастер-класс ограничивается замесом теста, показом способов лепки хал и коллективным  выполнением заповеди об «отделении халы».  Единственным преимуществом такого варианта является возможность провести мастер-класс в любом помещении, даже совершенно необорудованном,  размеры которого позволяют организовать мастер-класс. Разумеется, у участников должен быть свободный доступ к крану с водой.  Но и при таком варианте две главные цели занятия  - обучение замесу дрожжевого теста и освоение навыка «отделения халы»  - будут достигнуты! Время, необходимое для проведения «спринтерского» мастер-класса – примерно 1ч.40 ми

И напоследок – несколько технических советов ведущему:

  • Перед началом мастер-класса следует разделить продукты на порциии, и  каждую порцию поместить в миску для замеса.
  • Порции продуктов для замеса теста не должны быть в близком доступе участников до окончания инструктажа, т.к. всегда найдутся «анархисты», которые решат, что им никакой инструктаж не нужен, и они могут делать то, что считают нужным в данный момент, никак не считаясь с действиями остальных участников. Такой разнобой в действиях сводит инструктаж «на нет» и приводит к превращению мастер-класса в хаотическое броуновское движение, нивелируя всю его образовательную составляющую. Чтобы этого не произошло – держите продукты недоступными для всех без исключения участников до момента подачи команды начинать замес.))))))))))
  • После начала замеса ведущему следует несколько раз обойти участников, чтобы прямо на месте консультировать их по всем нюансам работы с тестом.  Не заставляйте участников мастер-класса бежать к вам через весь зал со своими тазиками))))))
  • Наилучший вариант дрожжей для замеса хал – это свежие «живые» дрожжи. В продаже можно найти дрожжи Львовского производства. Они – кашерны.
  • Тем, для кого работа с дрожжевым тестом – дебют, лучше посоветовать добавлять растительное масло в тесто в конце замеса, а не в начале. Это позволяет контролировать качество теста, его мягкость и упругость.
  • Стоит напомнить участникам мастер-класса, что лучше недоложить муки в тесто, чем положить лишнее количество.  Слишком мягкое тесто можно припылить мукой в процессе лепки, а вот слишком тугое исправить уже невозможно!