Истинный смысл

В аллегорических образах Торы заключен, однако, еще более глубокий смысл, чем в нашем обыденном языке. Мы привыкли думать, что, упоминая о "глазах" или "руке"   Б-га , Тора лишь заимствует термины из повседневного человеческого словаря.  Б-г  не имеет тела, рук или глаз, но Писание употребляет эти выражения в качестве сравнений для того, чтобы читателям было легче понять его смысл. Так, когда Писание говорит о том, будто  Б-г  "смотрит" на дела человеческие, имеется в виду, что  Б-г  каким-то образом постигает происходящее, подобно тому, как человек это делает с помощью зрения. Но человек действительно имеет "глаза", поэтому это слово может быть употреблено только по отношению к человеку, но не к  Б-гу .

Шела Акадош дает нам новое, более глубокое понимание сравнений и терминов, взятых из словаря человека. Такое понимание помогает понять многие места в Торе и особенно в Песне Песней.

Слово глаз означает силу  Б-га  и Его проницательность. Слово рука означает власть  Б-га  над тем, что совершается на Земле. Таким же образом трактуются и другие слова. Дождь означает не капли влаги, которые мы называем дождем, а власть  Б-га  над произрастанием растений на Земле. Таким образом, мы получаем совершенно новое представление о многих стихах Писания.  Б-г  действительно имеет глаза, однако не те, что имеет человек - с роговой оболочкой, хрусталиком и сетчаткой. Слово глаз употребляется по отношению к Нему в своем абсолютном значении: способность воспринимать происходящее. Создавая человека и животных,  Б-г  пожелал наделить их способностью воспринимать происходящее. Но ни одно существо из плоти и крови не может "видеть" как видит  Б-г . Поэтому  Б-жественную  духовную способность восприятия Г-сподь передал человеку в "земном", материальном виде, точно так же, как учитель, объясняя нечто абстрактное, возвышенное и сложное шестилетним ученикам, облекает свои абстракции в материальные, вполне понятные, образы. Таким образом, у нас тоже есть "глаза", но они лишь слабое подобие тех глаз, которыми смотрит  Б-г .

Слово любовь означает духовную связь между  Б-гом  и праведными людьми. Это чувство испытывал Яаков, когда, отведя глаза от Иосефа, читал молитву Шма. То же чувство испытывал Хафец Хаим, когда, потеряв своего сына, обрел любовь к  Б-гу . В нашем языке это возвышенное слово используется для выражения самых близких отношений между двумя людьми, потому что бескорыстная преданность двух людей схожа со священной "любовью", существующей между  Б-гом  и Израилем. Неслучайно та часть книги Мишне-Тора Рамбама, где говорится о молитве, о законах Шма и т.п., то есть о тех заповедях, которые символизируют неразрывную связь между  Б-гом  и Его "первородным сыном", названа Книгой любви.

С помощью такого нового подхода к толкованию слов мы яснее можем понять истинный смысл Песни Песней. Слова "любовь", "любимая", "друг", описания человеческого тела, садов и гор, поиски потерянного возлюбленного,- все это буквально наполняет Песнь Песней, и все это следует понимать в буквальном смысле. Но не в нашем с вами "буквальном" смысле, а в том, в котором употребляются слова глаза, рука и уста по отношению к Г-споду. Когда комментаторы говорят, что слова "твоя грудь" в Песне Песней означают Моше и Аарона, они ничуть не отступают от буквального значения этих слов. В том-то и дело, что в Песне Песней слова употребляются в их абсолютном смысле. Так же, как дождь означает силу, способствующую росту растений, так и слово грудь означает то, что дает пищу. Самая необходимая пища - пища духовная, ибо какая польза человеку, если он хорошо ест, но страдает от духовного голода? Именно тогда, когда тело сыто, а душа голодна, человек страдает от недостатка пищи в самом прямом смысле слова. Вот почему комментаторы толкуют слова твоя грудь как "Моше и Аарон". Эти слова не аллегория. Истинное их значение не выведено из них каким-то тайным способом. "Те, кто давали духовную пищу сынам Израиля", - вот их буквальное значение.

Истинный свет

Способностью понимать истинный смысл слов обладают немногие люди. Но те, кто ею обладает, должны ее ценить, ибо цель Творца заключается именно в том, чтобы человек обладал такой способностью.

В книге Эстер сказано, что после того, как свершилось чудо Пурима, евреям открылся свет. Мудрецы комментируют: слово свет означает Тора. Обычно считают, что это лишь живописное сравнение: мы "знаем", что солнце - источник света и что Тора является "светом" лишь в переносном смысле. Но это ошибка. Единственно истинный свет - свет духовный. Нет ничего более реального, чем сияние  Б-жественного  Присутствия. Оно-то и составляет суть Торы.

А теперь ответьте, ошибается ли тот, кто заявляет, будто солнце светит ярче, чем Тора? Знающий, что такое духовный свет, вряд ли станет утверждать, что это заявление ошибка. Ведь не станет же специалист по вопросам питания утверждать, будто клубничный кекс лучше, чем рыба, только на основании того, что он более питателен. Да, "глаз" человека видит больше света от солнца, чем от Торы, но глазу  Б-га  открыто, что единственный истинный свет - свет Торы. А как же солнце? Лишь потому, что солнце, дающее свет материальному миру, можно уподобить Торе, которая дает свет миру духовному, мы удостаиваем солнце великой чести, применяя по отношению к нему то же слово "свет", что и по отношению к Торе.

Во время утренней молитвы Шахарит, перед тем как читать Шма, произносят два благословения: в первом благословляют  Б-га  за то, что Он создал небесные тела - источники света, во втором - за то, что Он избрал народ Израиля и даровал ему Тору. Второе благословение - ни что иное, как благодарность  Б-гу  за то, что Он дал людям свет, - в истинном смысле этого слова. После того как мы поблагодарили Его за необходимые, но менее важные источники света, мы обращаем взор к свету Торы и благодарим Г-спода за то, что Он осветил нашу жизнь светом мудрости и Своих заповедей.

Именно так мы должны читать и понимать Песнь Песней. Тот, кто видит в ней лишь любовный диалог, достоин сожаления. Значение Песни Песней в высшей степени возвышенно, духовно и свято, ибо  Б-г  в Своей бесконечной мудрости выбрал для нее форму аллегории, зная, что только тогда она может быть понята людьми. Именно благодаря такой форме она вызывает в читающем безмерную любовь к  Б-гу . А любовь эта и есть самое высокое призвание сынов Израиля.

Итак, можно ли сказать, что глупцы и недобросовестные толкователи искажали смысл Песни Песней. Конечно, можно. Но что из того? Ведь  Б-г  не отказался создать солнце лишь потому, что какие-то глупцы захотят ему поклоняться. Пророк Ошеа сказал: "Кто мудр и благоразумен - познает все, ибо пути Г-сподни истинны. Праведники пройдут по ним, а нечестивые падут".

Давайте прочтем Песнь Песней так, чтобы разделить ту высшую радость любви между  Б-гом  и Израилем, которая наполняет ее более, чем другие песни Торы. Ибо, лишь глубоко любя  Б-га , мы можем приступить к делу превращения мира в оркестр, в котором все громче и громче звучит музыка  Б-жественной  гармонии.