Истинная любовь
Одной из наиболее трудных для понимания и исполнения является заповедь: "Возлюби Г-спода, Б-га твоего". Эта заповедь вечна. Она не имеет границ, потому что любовь не имеет предела. Но человека нельзя заставить любить, так как известно, что любовь не может возникнуть по чьему-либо требованию. Поэтому на протяжении многих веков праведные люди пытались найти пути выявления в человеке любви к Б-гу , чтобы затем развивать, усиливать и обновлять это чувство. Тот, кто постоянно чувствует в себе присутствие Б-га , использует любую возможность, чтобы подчеркнуть свою связь с Ним. Каждое радостное событие или исполнение желания - это Его дар, благодаря которому любовь к Нему может только усилиться. Каждая минута горя и отчаяния - проявление Его гнева, в результате чего усиливается страх перед Ним.
Впрочем, в глазах праведников то, что кажется гневом, - лишь обратная сторона Его милости, которую обычный человек не в силах постичь. Праведники используют все свои человеческие чувства, такие как радость, любовь, власть, мудрость, для того, чтобы лучше понимать Б-га . Любовь - чтобы любить Его. Страх - чтобы служить Ему. Радость - чтобы радоваться Ему. И так далее.
Любовь, посвященная ему
В истории нашего народа не много было таких волнующих событий, как встреча Яакова и Йосефа в Египте после двадцатидвухлетней разлуки. Все эти годы Яаков считал, что лучшего из его детей давно уже нет в живых. "Теперь я могу умереть, потому что видел твое лицо, и ты еще жив"(Берешит, 46:30).
Так сказал Яаков во время их встречи. Чем ясней мы понимаем, что значил Йосеф в жизни Яакова, и чем более проясняется та роль, которую суждено было сыграть потомкам Йосефа в будущей истории нашего народа, тем понятнее нам та радость, с которой Яаков встретил Йосефа. Однако в строках, повествующих об этой встрече, есть нечто необычное. Смотрите: "Запряг Йосеф свою колесницу и поднялся навстречу Израилю, своему отцу, в Гошен. И явился к нему, и пал на его шею, и долго плакал" (Берешит, 46:29).
Известно, что Яаков любил сына, по крайней мере, не меньше, чем тот его. Почему же только Иосеф обнимал его и плакал? Почему Яаков не припал к груди Йосефа, не заплакал от радости? Мудрецы объясняют, что в это время он читал Шма!
На первый взгляд такое поведение кажется странным. Неужели Яаков не нашел в тот день другого времени, чтобы прочесть молитву? Как могло случиться, что он читал молитву в момент наивысшего волнения? Случайно? Нет, решение Яакова прочесть молитву было не случайным. Оно было вызвано именно важностью встречи, а отнюдь не равнодушием к этому радостному событию.
Вряд ли мы можем полностью представить себе, что чувствовал и вспоминал Яаков перед встречей с Йосефом. Тора, подчеркивая напряженность момента, называет Яакова Израилем. Имя Израиль было дано ему в память о том, что "с ангелами и людьми состязался ты и превозмог" ( Берешит, 32:29). Яаков называется Израилем только в моменты наивысшего духовного подъема. В строках, предшествующих описанию встречи с Йосефом, он назван Яаковом, так как боялся последствий своего переезда в Египет. Но, ожидая Йосефа, он был Израилем - радостным, уверенным, полным благочестия.
И вот, наконец, Йосеф приезжает. Яаков переживает такой подъем чувств, какого, возможно, не испытывал никогда ранее. Любой отец излил бы все эти чувства на вновь обретенного ребенка - обнимал бы его, целовал, задавал бы вопрос за вопросом, смотрел бы на него и плакал. Любой, но не Яаков. Испытав необычайно сильное чувство, он обратил его к Б-гу . Он решил, что если привелось испытать такую сильную любовь, он обязан прочесть Шма и направить эту любовь на выполнение заповеди, которая велит любить Б-га .
Самодовольство и величие несовместимы. Даже такой человек как Яаков, названный Израилем, всегда может обрести новое знание. Обретя его, он его использует только для того, чтобы добавить новую грань к своей вере в Б-га .
Любовь принадлежит тебе
Однажды Хафец Хаим, вспоминая своего умершего сына, рассказал короткую историю о том, как простые люди находили в себе силы в самых страшных испытаниях думать, прежде всего, о Б-ге . Вот эта история. Во время резни и ужасных погромов, организованных Богданом Хмельницким и его казацкими ордами, был убит еврейский мальчик, единственный сын у одинокой вдовы. Склонилась она над телом своего сына, обливаясь слезами, затем подняла голову и сказала: "Властитель мира, до сих пор половина моей любви принадлежала Тебе, а половина - моему сыну. Теперь, когда мой сын мертв, я отдаю Тебе всю свою любовь".
Свой печальный рассказ Хафец Хаим заключил словами: "Конечно, по мере сил я стараюсь служить Г-споду. Но я всего лишь человек. Как ни люблю я Б-га , часть моей любви принадлежит детям. Теперь, когда моего сына нет в живых, я, как та еврейская мать, возьму свою любовь и отдам всю ее Б-гу ".
В этих словах заключена такая безусловная преданность Б-гу , которую почти невозможно постичь. Такое величие, возможно, естественно для святого Хафец Хаима, но откуда оно у неграмотной еврейской вдовы из Польши? Верно отметил рабби Иерухам Львовиц: "Мы смирились с тем, что не можем постичь духовное величие Авраама, Ицхака и Яакова. Но это не совсем верно. Нам недоступно даже духовное величие наших бабушек".
Слово любовь потеряло свою ценность в современном языке. Сегодня оно употребляется как синоним полного удовлетворения желаний, но это означает нечто совсем иное. Один из корифеев Мусара сказал: "Если человек говорит: "Я люблю цыпленка", - это не значит, что он любит цыпленка, - он любит себя. Если бы он любил цыпенка, он не убивал бы его и не ел".
В Торе слово любовь употребляется в его первоначальном значении. Человек, который действительно любит Б-га и служит Ему, отрекается от жизни для самого себя. Он не потому служит Б-гу , что боится наказания за то, что осмелился противопоставить себя воле Г-спода. И тем более он служит Б-гу не потому, что ожидает награды. Тот, кто действительно любит Б-га , служит Ему по одной единственной причине: потому что в этом заключается Его воля. Какая мать, не жалеющая для своего ребенка ни покоя, ни сна, мечтает лишь о том времени, когда она станет старой и ее ребенок в награду за ее бессонные ночи будет заботиться о ней? Настоящая любовь бескорыстна. Нет более высокого чувства, чем любовь - если она, конечно, подлинная. Чем искренней любовь, тем более забывает любящий о собственной выгоде.
Способность испытывать столь Б-жественное чувство - любовь - один из даров Б-га . Благодаря этой способности человек может посвятить всего себя Б-гу . Один из первых хасидских мудрецов сказал: "Если б я мог поменяться местами с Авраамом, я бы на это не пошел. Потому что это не прибавило бы славы Г-споду - ведь существовать мог только один Авраам!" Из этих слов видно, что его не ослепляла гордость от того, что он мог быть на месте Авраама. Если Б-г пожелал иметь лишь одного Авраама, то не все ли равно, кто из людей им был?
Еврейское слово "любовь" означает в арамейском языке "отдавать". Любить - значит отдавать. Подлинная любовь бескорыстна, и, если в ней присутствует элемент эгоизма, - это не любовь.