Ханука. Праздник, установленный в память о восстании и о чуде

"В тот же самый день, когда идолопоклонники осквернили Храм, в тот же день Храм был очищен - двадцать пятого числа месяца Кислев... И по все общему согласию установлен был для всего еврейского народа праздник, отмечать который надлежит из года в год в эти дни. Таковы были события, произошедшие в конце правления Антиоха, прозванного Эпифаном"
(Вторая книга Маккавеев, 10:8, 9).

25 числа месяца Кислев еврейский народ отмечает начало праздника Ханука. Праздник, центральное место в котором занимает зажигание свечей, продолжается восемь дней. Он был установлен в память об одном из важнейших событий в истории нашего народа, которое произошло во II веке до нашей эры, - восстании против Антиоха IV, правителя эллинистической империи, в состав которой входила тогда Страна Израиля. Восстание это вспыхнуло вследствие жестокого политического, экономического, культурного и религиозного гнета, которому подвергались евреи в Эрец-Исраэль. Восстание закончилось полной победой евреев над греками, был освобожден Иерусалим, возобновилась служба в Храме. Еврейский народ вновь обрел государственную независимость в своей стране.

Согласно традиции, в ходе освобождения и очищения Храма произошло чудо с кувшинчиком масла, в память о котором и был установлен праздник.

Название праздника

Ханука. Само слово "ханука" означает "новоселье". Как название праздника - "новоселье" в Храме. Освободив оскверненный Храм от греков, евреи очистили его от языческих идолов, вернули Иерусалимскому Храму былую святость и ритуальную чистоту, сделали возможным возобновить храмовые богослужения согласно законам иудаизма. Таким образом, произвели очищение, освящение Храма. Таково значение этого названия.

Помимо общепринятого есть у праздника и другие названия, не получившие столь широкого распространения: например, в сионистском движении он получил название "праздник героизма" - тем самым подчеркивалось, что основной урок Хануки для нас - это урок еврейского героизма.

Особо отмечается тема женского героизма, проявленного в те времена.

Одна из частей Устного Учения - Аггада - включает в себя рассказ "Мать семерых": о женщине с семью ее сыновьями говорил рав Иеhуда. Дело было с Мириам бат Нахтом, которую схватили вместе с ее сыновьями. Заключив их в отдаленнейшей камере в темнице, начали выводить их поочередно перед императором. Вывели старшего из братьев.
-   Поклонись идолу, - сказали ему.
-   В Торе, - ответил он, - сказано: "Я, Г-сподь -   Б-г  твой".
Казнили его.

Привели второго и сказали:
-   Поклонись идолу.
-   В Торе, - ответил он, - сказано: "Да не будет у тебя иных  Б-гов  кроме Меня".
Казнили и его.

Привели третьего и сказали:
-   Поклонись идолу.
-   В Торе, - ответил он, - сказано: " Б-гу  иному не поклоняйся".
И его казнили.

Привели четвертого и сказали:
-   Поклонись идолу.
-   В Торе, - ответил он, - сказано: "Жертвующий богам, кроме одного Г-спода, подвергнется истреблению".
И его казнили.

Привели пятого и сказали:
-   Поклонись идолу.
-   В Торе, - ответил он, - сказано: "Слушай, Израиль, - Г-сподь,  Б-г  наш - Г-сподь Единый".
И его казнили.

Привели шестого и сказали:
-   Поклонись идолу.
-   В Торе, - ответил он, - сказано: "Познай же ныне и тверди сердцу твоему, что Господь есть  Б-г  на небе вверху и на земле внизу. Нет другого".
И его казнили.

Привели седьмого, самого младшего и сам император обратился к нему и сказал:
-   Дитя мое! Поклонись идолу.
-   Упаси меня Г-сподь! - ответил отрок.
-   Но почему? - спросил император.
-   Потому, что в нашей Торе так сказано: "Г-спода превознес ты ныне, чтобы Он был Б-гом  твоим и Г-сподь превознес тебя ныне, чтобы был ты Ему народом дорогим". Давно поклялись мы Всесвятому-Благословенному, что не заменим Его другим богом, и также Г-сподь поклялся нам, что другим племенем не заменит нас.

Сказал император:
-   Братья твои успели пожить на свете, познать жизнь и счастье; ты же еще мал, ни жизни, ни счастья не изведал еще. Послушайся меня - поклонись идолу.
-   В Торе нашей сказано: "Г-сподь будет царствовать во веки веков". И еще сказано: "Г-сподь - царь во веки веков, и исчезнут язычники из земли Его". Вы будете уничтожены, и царство ваше будет уничтожено, а Всесвятой-Благословенный жив и будет жить вечно.

-   Взгляни, - сказал император, - братья твои убитыми лежат пред тобою. Вот я оброню перстень мой перед идолом, наклонись и подними перстень, дабы присутствующие подумали: "он все же послушался веления императора".

На это отрок ответил:
-   Горе тебе, император! Своей честью ты так дорожишь, - как же должно дорожить честью Г-спода?
Повели его к плахе.
-   Дайте мне, - взмолилась мать - в последний раз поцеловать его.
Ей это разрешили.
-   Головой твоей заклинаю тебя, - сказала она, обращаясь к императору, - казни раньше меня, а его потом.
Не внял император мольбе ее.
-   Казнить отрока! - повелел он.
Заключила Мириам сына в объятия и, целуя и лаская его, говорила:
-   Дитя мое! Иди к Аврааму, предку твоему, и скажи: Так велела мать моя сказать тебе: "Ты воздвиг один жертвенник, я семь жертвенников воздвигла; ты одним испытанием ограничился, а мое несчастие до конца совершилось".

Не успела она освободить сына из объятий своих, как его тут же умертвили. Поднялась она на кровлю и, бросившись вниз, убилась на смерть.

В эту минуту прозвучал Небесный Голос: "Радуйся, мать, о детях своих!"

В религиозной концепции, наоборот, тема сия затушевывалась, а на первый план выдвигалась тема чуда как главного элемента ханукальных событий. Даже "победа немногих над многими" рассматривается скорее как доказательство вмешательства Провидения, нежели проявление человеческой доблести. Поэтому в традиционных источниках Хануку называют "праздником чуда".

Название "праздник света", или "праздник огней", приемлемо для всех. Принято считать, что в дни Хануки огни зажигают не для того, чтобы освещать, но чтобы выразить некую важную идею, связанную с праздником. Или, как говорится в молитве: "...эти свечи святы, и мы не имеем права пользоваться их светом - можем лишь смотреть на них / видеть в них символ и напоминание /, дабы возносить благодарность и хвалу..."

В трактате "Шулхан Арух" сказано недвусмысленно: "Зажигаем свечи, чтобы прославить чудо". Но для зарождающегося и крепнущего халуцианского сионизма тема света в празднике Хануки была связана с памятью о героизме, и свет стал его символом; при этом тема чуда постепенно отодвинулась на второй план.